Музыкальный театр Средневековья и Возрождения




Профессиональный театр Средневековья существовал, прежде всего, в устной традиции и был площадным. Ни одно театральное представление не существовало без музыка. Стоит отметить, что театр, как архитектурное сооружение, сформировался лишь ко второй половине XVI века. Средневековый театр имел форму круга, места зрителей поднимались вверх от сцены (что-то вроде амфитеатра). В середине же сцены помещался шатер, в котором участники представления переодевались, брали инструменты.

Одним из самых распространенных жанров в Средневековье был фарс – небольшая пьеса бытового, комического содержания. Нередко фарсы давались в антрактах больших пьес. Фарс обращается не к индивидуальным характерам действующих лиц, а к типам-маскам. Таким, как плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая жена и др.

Адам де ле Аль (XIII век). Являлся членом жонглерского братства Confrérie des jongleurs et bourgeois d'Arras (Братство жонглеров и буржуа в городе Арас, если верить переводчику google. Думаю, что можно сказать о том, что жонглерские братства в Европе появятся несколько позже, а на севере Франции существуют уже в XIII веке). Писал пьесы в жанре пасторель. Он был французским музыкантом и поэтом, владел жонглерским искусством. Адам де ле Аль является автором пьесы «Игра о Робене и Марион», которая считается самой ранней из сохранившихся французских пьес с музыкой. Он записал все диалоги и мелодии, которые должны был исполнять персонажи. Сюжет игры – пасторальный, главные герои – пастух, пастушка. Все диалоги на народном языке.

Еще одним театральным жанром были латиноязычные игры (так называемые ludus), которые давались в монастырях и соборах на Рождество, Пасху. Эти пьесы имели целостные сюжеты; музыка, которая в них использовалась, специально сочинялась для этих представлений. Сюжеты: из Ветхого завета, жития святых. Игры в XIX веке были названы литургическими драмами. Одна из дошедших до нашего времени пьес – «Игра и Данииле», которая была поставлена во французском монастыре Бовэ в XIII веке. Сохранились и напевы (около 50, каждый из которых был специально сочинен и больше нигде не встречается), и текст. В основу игры положен фрагмент жития пророка Даниила (4-5 главы) – Валтасаров пир. Все мелодии записанны не мензурально. «Игра о святителе Николае» - одно из чудес из жития.

Интересно, что к XIII веку относится первый сюжет о том, как ученый человек продал душу дьяволу – «Игра о Теофиле» жонглера Рютбефа (ударение на Е). Музыка для этого представления не сочинялась, брали популярные мелодии. Уже в XIV веке традиция литургических игр прерывается.

В XV веке в церкви начинают исполняться священные представления – rappresentazionesacra, в которых использовались сюжеты из жития святых. Представления давались в храмах. Сценическое пространство в храме разрабатывалось: было 3 яруса действия, олицетворяющих 3 яруса мироздания. Для каждого из ярусов существовала своя символика инструментов, традиция пения. Верхний – небесный мир, арфы, смычковые инструменты. Земной мир – пастораль, флейты, блок-флейты, шалмеи. Нижний – преисподняя, медные, регаль, тромбоны. Музыка, использовавшаяся в священных представлениях, представляла собой перетекстованные мелодии популярных песен. (В тексте этих представлений есть обозначения Cantando allo imperial… то есть поет на мелодию песни и далее название). Культура и особенности этих представлений перенималась светским театром, перейдя в другие жанры, и сохранилась вплоть до оперы.

В эпоху Возрождения можно выделить 2 основных театральные сферы. Первая из них связана с комедией delarte. Комедия del arte представляла собой профессиональный театр этого времени. Актеры, игравшие пьесы, импровизировали диалоги, играли в масках и использовали устойчивые комические приемы игры. Сюжеты и группы действующих лиц не отличались разнообразием. Существовали устойчивые для спектаклей персонажи: viecchi - старики, amorosi – влюбленная пара (всегда без масок), servi – слуги, zanne, арлекин, субретка (служака при главной героине).

Также существовала comedia erudito – ученая комедия. Это спектакли, поставленные дилетантами (люди из аристократии, любившие театр). Часто играли переведенные на итальянский язык латинские комедии. Так как актеры не были профессионалами, то они учили весь текст роли наизусть и соответственно все тексты были зафиксированы. Музыкальный материал специально не сочинялся, брали из разных источников. Пример пьесы «Эдип тиран».

Вторая театральная сфера связана с придворными представлениями. Такие представления были разовыми и давались по особым случаям. Между частями действия, в начале и в конце действия разыгрывались интермедии. В них использовалась пантомима, ансамблевое и сольное пение и инструментальные номера, причем сами интермедии могли быть не связаны между собой по сюжету. Иногда о таких представлениях печатались «отчеты», куда входили описание, иллюстрации, инструментальные синфонии.

Одна из таких пьес была поставлена в 1589 году во Флоренции в честь свадьбы Фердинандо Медичи и Кристины Лотаринской. Сохранились иллюстрации декораций Бермандо Буантолетти. Использовалась музыка Эмилио Кавальери, Барди, Луки Маренцио, Пери, Каччини. Звучали синфонии, танцы, большие ансамбли. 6 интермедий объединялись идеей: великий дар человечеству есть музыка, сила искусства. Каждая из интермедий на свой сюжет.

Согласно ренессансной теории существовало 2 вида интермедий: apparente (буквально видимые, открытые) и non apparente (буквально невидимые, скрытые). Различие определялось наличием или отсутствием сценического действия (возможностью видеть интермедию). В интермедиях non apparente музыка исполнялась из-за сцены. Использовалась как инструментальная, так и вокальная музыка. Они были равноправны, о чем свидетельствуют ремарки в комедиях XV-XVI века suonasi o cantasi – играется или поется. Интермедии apparente представляли собой нечто вроде небольших представлений. Отличительную их особенность составляло великолепное оформление, о чем свидетельствуют сохранившиеся описания. Помимо инструментальных, вокальных номеров интермедии могли включать разного рода танцы, пантомиму (Интермедия Битва Аполлона с драконом; История Ариона, спасенного дельфином, например). Сейчас есть постановки этих интермедий, танцевальные номера восстановлены по трактатам Каррозо (конец XVI века).Сам жанр интермедий продолжает существоварть в XVII веке. Все приемы, эстетика потом вошли в придворную оперу.

 

https://www.km.ru/referats/005110E2A53343DD9631F3E66F37A79D (подробнее про интермедии и постановку во Флоренции)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: