РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов:
личностные результаты:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметные результаты:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках биологической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение «индуктивное, дедуктивное и по аналогии» и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения биологическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли биологии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях биологии;
предметные результаты:
- владение представлениями о современной биологической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение биологическим мышлением для определения биологических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально-ориентированных биологических знаний о закономерностях развития природы, о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными биологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение умениями биологического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА для очной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | семестры | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |||
Обязательная аудиторная нагрузка, в том числе: | |||
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: | |||
· проработка конспектов учебных занятий | |||
· подготовка к зачету | |||
· подготовка реферативных сообщений | |||
· создание презентации | |||
Итоговая форма аттестации - дифференцированный зачёт |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА для заочной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | семестры | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |||
Обязательная аудиторная нагрузка, в том числе: | |||
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: | |||
· проработка конспектов учебных занятий | |||
· подготовка к зачету | |||
Итоговая форма аттестации – домашняя контрольная работа + дифференцированный зачёт |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для очной формы обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) | Объем часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел1. Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на земле. Тема 1.1 Многообразие живого мира и основные свойства живой материи. | Основные законы и закономерности развития живой природы. Уровни организации живой материи. Основные критерии живой материи. Методы, применяемые для изучения биологических объектов живой природы. | Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Изучение правил поведения в природе, бережного отношения к биологическим объектам. | |
Самостоятельная работа | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Тема 1.2 Возникновение жизни на Земле. | Основные точки зрения на происхождение жизни. Теория А.И.Опарина. Теория В.И.Вернадского. Теория «симбиозов». Гипотеза «Фагоцителлы». | Составление таблицы «Происхождение жизни на земле». | |
Самостоятельная работа | Проработка конспектов учебных занятий. Составление таблицы. | ||
Раздел 2.Учение о клетке. Тема 2.1 История развития учения о клетке. Характеристика прокариотических клеток. | История развития учения о клетке: -клетки прокариотические; -вирусы; -неклеточные формы жизни. | Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Выполнение тестовых заданий. | |
Самостоятельная работа. | Подготовка докладов. | ||
Тема 2.2 Химический состав клеток. | Химический состав клеток: неорганический химический состав клеток (уровень атомов хим. элементов, уровень молекул: вода, минер. соли, кислоты); органический хим. Состав клеток (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, АДФ, АМФ). | Усвоение учебного материала. Составление химических характеристик организации живых и неживых объектов. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Тема 2.3 Обменные процессы клеток. | Основы метаболизма. Ассимиляция. Диссимиляция. Особенности и этапы энергетического обмена. АТФ, АДФ, АМФ. | Изучение схем обменных процессов в организме. Работа с текстом учебника. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Тема 2.4 Структурная организация клеток. | Биологическое строение клетки. Временные органоиды клетки (включения). Постоянные органоиды клетки (ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы). | Работа с микроскопами, готовыми микропрепаратами клеток, схемами и таблицами. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Тема 3.1 Неполовое размножение, формы неполового размножения. | Многообразие форм и распространение неполового размножения (деление клеток, спорообразование, почкование, вегетативное размножение растений и простейших многоклеточных животных) Биологическое значение бесполого размножения. | Составление схемы: «Формы неполового размножения организмов». | |
Самостоятельная работа. | Подготовка докладов и сообщений по теме. | ||
Тема 3.2 Половое размножение организмов. | Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы, принципы их строения и гигиена. -Митоз (его фазы, кроссинговер). -Овогенез, гаметогенез. -Осеменение и оплодотворение. -Сущность полового процесса. | Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика митоза и мейоза». | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Тема 3.3 Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. | Этапы эмбрионального развития. Периоды и направления постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения и алкоголя. | Подготовка сообщений по данной теме. Составление описания признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Раздел 4. Основы генетики и селекции. Тема 4.1 Основные генетические понятия и методы генетики. | История развития генетики. Основные генетические понятия: -наследственность; -изменчивость; -генотип; -фенотип; -доминантный признак; -рецессивный признак. Гибридологический метод исследований. | Знакомство с портретами ученых генетиков и их биографией. Решение генетических задач. | |
Самостоятельная работа. | Подготовка таблиц. | ||
Тема 4.2 Законы Г.Менделя. | Биографические данные о Г.Менделе. Первый закон наследования признаков Грегора Менделя. Второй закон наследования признаков Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Закон неполного доминирования признаков. Цитологические основы наследования. | Выполнение практической работы. Выполнение тестовых заданий по теме. Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 4.3 Селекция и ее значение для хозяйственной деятельности человека. | Общие понятия о селекции. Методы селекции. Выдающиеся селекционеры мира и России (Мичурин, Вавилов, Иванов). Гетерозис и полиплоидия. Сорт, порода, штамм. Достижения современной селекции. | Работа с таблицами, муляжами. Выполнение упражнений по теме параграфа | |
Раздел 5. Об эволюции органического мира. Тема 5.1 Биология в додарвинский период. Теория эволюции Ч.Дарвина. | Ученые додарвинского периода (Ж.Кювье и Сент-Илеро, К.Линней, Ж-Б.Ламарк). Биография Ч.Дарвина. Основные положения теории Дарвина, основные движущие силы. | Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнений по теме. | |
Самостоятельная работа | Проработка конспектов, подготовка рефератов. | Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнений по теме. | |
Тема 5.2 Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе и борьбе за существование. | -искусственный отбор, -борьба за существование, -межвидовая борьба, вид и видообразование, -внутривидовая борьба, -борьба с неблагоприятными условиями, -естественный отбор. | ||
Самостоятельная работа. | Решение задач. | ||
Раздел 6. Биологическая эволюция органического мира. Тема 6.1 Основные направления эволюции, понятие макро и микроэволюции. | Аллогенез. Катагенез. Арогенез. Макроэволюция. Микроэволюция. | Работа со схемами и таблицами учебника. Изготовление наглядного пособия по формам приспособленности организмов. Выполнение тестовых заданий. | |
Тема 6.2 Эволюция органического мира по эрам и периодам. | История возникновения и первые следы жизни. Архейская эра. Протерозойская эра. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. | Подготовка докладов по теме: Эволюция органического мира по эрам и периодам. | |
Тема 6.3 Эволюция человека, главные движущие силы. | Происхождение человека. Предки человека. Биологический фактор. Социальный фактор. | Просмотр учебного фильма с последующим обсуждением. | |
Итоговое занятие - дифференцированный зачёт. | |||
ИТОГО: | Аудиторные занятия. Самостоятельная работа. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) | Объем часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел1. Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на земле. Тема 1.1 Многообразие живого мира и основные свойства живой материи. | Основные законы и закономерности развития живой природы. Уровни организации живой материи. Основные критерии живой материи. Методы, применяемые для изучения биологических объектов живой природы. | Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Изучение правил поведения в природе, бережного отношения к биологическим объектам. | |
Самостоятельная работа | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 1.2 Возникновение жизни на Земле. | Основные точки зрения на происхождение жизни. Теория А.И.Опарина. Теория В.И.Вернадского. Теория «симбиозов». Гипотеза «Фагоцителлы». | Составление таблицы «Происхождение жизни на земле». | |
Самостоятельная работа | Проработка конспектов учебных занятий. Составление таблицы. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Раздел 2.Учение о клетке. Тема 2.1 История развития учения о клетке. Характеристика прокариотических клеток. | История развития учения о клетке: -клетки прокариотические; -вирусы; -неклеточные формы жизни. | Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспекта. Терминология. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 2.2 Химический состав клеток. | Химический состав клеток: неорганический химический состав клеток (уровень атомов хим. элементов, уровень молекул: вода, минер. соли, кислоты); органический хим. Состав клеток (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, АДФ, АМФ). | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | ||
Тема 2.3 Обменные процессы клеток. | Основы метаболизма. Ассимиляция. Диссимиляция. Особенности и этапы энергетического обмена. АТФ, АДФ, АМФ. | Изучение схем обменных процессов в организме. Работа с текстом учебника. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 2.4 Структурная организация клеток. | Биологическое строение клетки. Временные органоиды клетки (включения). Постоянные органоиды клетки (ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы). | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Тема 3.1 Неполовое размножение, формы неполового размножения. | Многообразие форм и распространение неполового размножения (деление клеток, спорообразование, почкование, вегетативное размножение растений и простейших многоклеточных животных) Биологическое значение бесполого размножения. | Составление схемы: «Формы неполового размножения организмов». | |
Самостоятельная работа. | Подготовка докладов и сообщений по теме. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 3.2 Половое размножение организмов. | Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы, принципы их строения и гигиена. -Митоз (его фазы, кроссинговер). -Овогенез, гаметогенез. -Осеменение и оплодотворение. -Сущность полового процесса. | Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика митоза и мейоза». | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 3.3 Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. | Этапы эмбрионального развития. Периоды и направления постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения и алкоголя. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Раздел 4. Основы генетики и селекции. Тема 4.1 Основные генетические понятия и методы генетики. | История развития генетики. Основные генетические понятия: -наследственность; -изменчивость; -генотип; -фенотип; -доминантный признак; -рецессивный признак. Гибридологический метод исследований. | Знакомство с портретами ученых генетиков и их биографией. Решение генетических задач. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 4.2 Законы Г.Менделя. | Биографические данные о Г.Менделе. Первый закон наследования признаков Грегора Менделя. Второй закон наследования признаков Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Закон неполного доминирования признаков. Цитологические основы наследования. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Тема 4.3 Селекция и ее значение для хозяйственной деятельности человека. | Общие понятия о селекции. Методы селекции. Выдающиеся селекционеры мира и России (Мичурин, Вавилов, Иванов). Гетерозис и полиплоидия. Сорт, порода, штамм. Достижения современной селекции. | Работа с таблицами, муляжами. Выполнение упражнений по теме параграфа. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов учебных занятий. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Раздел 5. Об эволюции органического мира. Тема 5.1 Биология в додарвинский период. Теория эволюции Ч.Дарвина. | Ученые додарвинского периода (Ж.Кювье и Сент-Илеро, К.Линней, Ж-Б.Ламарк). Биография Ч.Дарвина. Основные положения теории Дарвина, основные движущие силы. | Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнений по теме. | |
Самостоятельная работа | Проработка конспектов, подготовка рефератов. | ||
Тема 5.2 Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе и борьбе за существование. | -искусственный отбор, -борьба за существование, -межвидовая борьба, вид и видообразование, -внутривидовая борьба, -борьба с неблагоприятными условиями, -естественный отбор. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Решение задач. | ||
Раздел 6. Биологическая эволюция органического мира. Тема 6.1 Основные направления эволюции, понятие макро и микроэволюции. | Аллогенез. Катагенез. Арогенез. Макроэволюция. Микроэволюция. | Работа со схемами и таблицами учебника. Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспекта. Терминология. | ||
Тема 6.2 Эволюция органического мира по эрам и периодам. | История возникновения и первые следы жизни. Архейская эра. Протерозойская эра. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспекта. Терминология. | ||
Тема 6.3 Эволюция человека, главные движущие силы. | Происхождение человека. Предки человека. Биологический фактор. Социальный фактор. | Работа со справочными материалами и дополнительной литературой. | |
Самостоятельная работа. | Проработка конспектов по всем изученным темам. Терминология. Подготовка к дифференцированному зачёту. | ||
Итоговое занятие - дифференцированный зачёт. | |||
ИТОГО: | Аудиторные занятия. Самостоятельная работа. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И