Ликбез. Что значит введение миротворцев в Донбасс?
Суть проблемы.
« Сегодня нами направлен соответствующий проект резолюции председателю Совета Безопасности ООН Текеде Алему и генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу », – заявил 05.09.2017 постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. Очевидно, что этот проект воспроизводит те четыре условия, которые обозначил В.В. Путин, когда высказал предположение о возможности размещения миротворческих сил ООН в Донбассе»:
- «речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ»
- «эти силы должны находиться на линии разграничения и не на каких других территориях»
- «решение этого вопроса должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники»
- «это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик «ДНР» и «ЛНР».
Небензя выразил надежду на то, что документ в ближайшее время будет распространён среди членов СБ. А обсуждение проекта начнётся на следующей неделе. Напомним, что Предстоящая 72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН откроется во вторник, 12 сентября 2017 года в 15.00.
Украинская делегация в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке передала на рассмотрение Совета безопасности ООН свой проект резолюции о размещении миротворцев в Донбассе. Об этом в эфире одного из украинских телеканалов 08.09.2017 заявил заместитель главы Администрации президента Константин Елисеев. Он отметил, что украинская сторона передала партнёрам в Совете безопасности ООН свою резолюцию о размещении миротворцев ещё в 2016 году. Ранее Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение по обращению в ООН и к ЕС относительно развёртывания на Украине полицейской миссии. Силы которой должны находиться на линии соприкосновения и на восточном и юго-восточном участках границы Донецкой и Луганской народных республик с Российской Федерацией.
То есть, основное противоречие между позицией России и позицией украинской правящей верхушки состоит в месте размещения миротворческого контингента:
- только на линии разграничения и не на каких других территориях (Россия);
- на линии соприкосновения и на восточном и юго-восточном участках границы (Украина).
Что такое миротворчество, и кого хотят разместить в Донбассе.
Термин «миротворчество» обычно включает немилитарные средства достижения мира. Его часто используют для характеристики любой деятельности, направленной на прекращение конфликта и восстановление мира. Иногда под миротворчеством понимают размещение только военного контингента ООН, «голубых касок» для разведения сторон конфликта. Некоторые путают миротворчество с военными операциями по принуждению к миру. Терминологическая путаница приводит, в конечном итоге, к тому, что даже официальные лица, используя в ходе переговоров одинаковые термины, говорят о совершенно разном.
В международной практике выделяют четыре формы международной миротворческой деятельности, которые представил Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали в докладе «Повестка дня для мира» ещё в 1992 году:
- превентивная дипломатия,
- миротворчество,
- поддержание мира,
- постконфликтное миростроительство.
Хотя эти четыре формы миротворческой деятельности применяются на разных фазах конфликта, они тесно связаны между собой.
Вся история ООН является историей поисков форм и методов борьбы за сохранение и укрепление мира. Глава VІІ Устава предусматривает применение вооружённых сил против агрессора. Но исключительно с согласия всех постоянных членов СБ ООН. При отсутствии такого согласия Резолюцией № 50 1948 года был создан прецедент, который стал основой и точкой отсчёта проведения операций по поддержанию мира ООН.
В 40-ые годы ещё не было термина «операции по поддержанию мира». Употреблялись такие названия, как «легион ООН», «полевые кадры ООН», «охрана ООН». Термин «поддержание мира» впервые вошёл в лексикон в 1956 году, когда в связи с конфликтом Англии, Франции и Израиля с Египтом первая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о создании Чрезвычайных вооруженных сил ООН (UNEF I), действовавших в зоне Суэцкого канала более 10 лет.
После 1956 года применялись такие термины, как «международные силы ООН», «полицейские силы ООН», «силы мира», «силы по поддержанию мира» и др. Название «операции ООН по поддержанию мира» утвердилось в 1965 году, когда Генеральная Ассамблея создала Специальный комитет по операциям по поддержанию мира.
История проведения Операций ООН по поддержанию мира знала и победы, и поражения. Объединённые Нации обвинялись в бездействии, подвергались сомнению эффективность и целесообразность ОПМ. Утверждалось, что только деятельность региональных организаций коллективной безопасности может гарантировать стабильность как в отдельных регионах, так и в мире в целом.
В конце концов, выработалось отношение к ОМП по определению Уинстона Черчилля о демократии: она плохая, но ничего лучше на сегодняшний не существует.
Операции по поддержанию мира (ОПМ) должны решать следующие задачи:
- надзор за условиями перемирия, прекращение огня или военных действий;
- обеспечение разъединения между вооружёнными силами в конфликте;
- содействие законному правительству предотвращать вооружённое вмешательство извне или ликвидировать последствия такого вмешательства;
- недопущение дальнейшей интернационализации конфликта;
- контроль за соблюдением прав человека в зоне конфликта;
- создание или восстановление инфраструктуры;
- содействие оказанию гуманитарной помощи.
Многокомпонентные операции в составе военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала сегодня являются самым эффективным видом ОПМ. Они привлекаются к созданию политических институтов, оказанию гуманитарной и другой помощи, демобилизации бывших комбатантов и их реинтеграции в общество, разминированию территорий, организации и проведению выборов и созданию условий для стабильного развития.
Существует много критериев, по которым можно различать ОПМ. Среди них важнейшими являются:
- цель проведения ОПМ,
- средства ОПМ, которые ООН выделяет на их проведение,
- личный состав контингента миротворческих сил, который осуществляет такие операции,
- объём мандата миротворцев,
- стадия конфликта, на которой начинается миротворческая операция,
- характер конфликта,
- регулируемая продолжительность ОПМ и др.
Совет Безопасности ООН за последние годы выдавал мандат на проведение следующих видов ОПМ:
- ОПМ, направленные на создание безопасной среды для доставки продовольствия и гуманитарной помощи;
- ОПМ для поддержки гуманитарного доступа;
- ОПМ с целью предотвращения актов геноцида и привлечения к ответственности виновников;
- ОПМ, осуществляющие мониторинг соблюдения прав человека и надзор за проведением выборов;
- ОПМ для создания зон безопасности и надзора за их соблюдением;
- ОПМ для защиты прав человека.
Операции ООН по поддержанию мира проводятся в соответствии с основными принципами Международного права.
Кроме того, сейчас уже можно говорить о существовании специальных принципов проведения ОПМ, которые делятся на две группы: основные и вспомогательные.
Основные принципы:
1. Принцип согласия сторон;
2. Принцип нейтральности и невмешательства контингента;
3. Принцип неприменения силы контингентом ООН;
Вспомогательные принципы:
1. Принцип добровольной основы формирования миротворческого контингента ООН;
2. Принцип сотрудничества сторон конфликта с силами ООН;
3. Производным из второго в списке принципа является принцип, согласно которому силы ООН имеют в своём распоряжении только легкое оружие, которое они могут использовать для самообороны;
4. Принцип исключительности полномочий Совета Безопасности ООН;
5. Принцип исключительного командования Генеральным Секретарем;
6. Принцип финансирования ОПМ Организацией Объединенных Наций;
7. Принцип направленности ОПМ на прекращение боевых действий и на создание условий мирного разрешения конфликтов.
ООН не имеет собственных вооружённых сил и полицейских формирований. Поэтому и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены ООН. По состоянию на 31 января 2016 года 122 страны предоставляют ООН военный и полицейский контингенты. ООН также может задействовать
Гражданский персонал операций по поддержанию мира. Куда входят международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.
На сегодня крупнейшими государствами-донорами международного мира и безопасности являются: