Что такое миротворчество, и кого хотят разместить в Донбассе.





Ликбез. Что значит введение миротворцев в Донбасс?

Суть проблемы.

«Сегодня нами направлен соответствующий проект резолюции председателю Совета Безопасности ООН Текеде Алему и генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу», – заявил 05.09.2017 постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. Очевидно, что этот проект воспроизводит те четыре условия, которые обозначил В.В. Путин, когда высказал предположение о возможности размещения миротворческих сил ООН в Донбассе»:

- «речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ»

- «эти силы должны находиться на линии разграничения и не на каких других территориях»

- «решение этого вопроса должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники»

- «это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик «ДНР» и «ЛНР».

Небензя выразил надежду на то, что документ в ближайшее время будет распространён среди членов СБ. А обсуждение проекта начнётся на следующей неделе. Напомним, что Предстоящая 72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН откроется во вторник, 12 сентября 2017 года в 15.00.

Украинская делегация в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке передала на рассмотрение Совета безопасности ООН свой проект резолюции о размещении миротворцев в Донбассе. Об этом в эфире одного из украинских телеканалов 08.09.2017 заявил заместитель главы Администрации президента Константин Елисеев. Он отметил, что украинская сторона передала партнёрам в Совете безопасности ООН свою резолюцию о размещении миротворцев ещё в 2016 году. Ранее Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение по обращению в ООН и к ЕС относительно развёртывания на Украине полицейской миссии. Силы которой должны находиться на линии соприкосновения и на восточном и юго-восточном участках границы Донецкой и Луганской народных республик с Российской Федерацией.

То есть, основное противоречие между позицией России и позицией украинской правящей верхушки состоит в месте размещения миротворческого контингента:

- только на линии разграничения и не на каких других территориях (Россия);

- на линии соприкосновения и на восточном и юго-восточном участках границы (Украина).

 

Что такое миротворчество, и кого хотят разместить в Донбассе.

Термин «миротворчество» обычно включает немилитарные средства достижения мира. Его часто используют для характеристики любой деятельности, направленной на прекращение конфликта и восстановление мира. Иногда под миротворчеством понимают размещение только военного контингента ООН, «голубых касок» для разведения сторон конфликта. Некоторые путают миротворчество с военными операциями по принуждению к миру. Терминологическая путаница приводит, в конечном итоге, к тому, что даже официальные лица, используя в ходе переговоров одинаковые термины, говорят о совершенно разном.

В международной практике выделяют четыре формы международной миротворческой деятельности, которые представил Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали в докладе «Повестка дня для мира» ещё в 1992 году:

- превентивная дипломатия,

- миротворчество,

- поддержание мира,

- постконфликтное миростроительство.

Хотя эти четыре формы миротворческой деятельности применяются на разных фазах конфликта, они тесно связаны между собой.

Вся история ООН является историей поисков форм и методов борьбы за сохранение и укрепление мира. Глава VІІ Устава предусматривает применение вооружённых сил против агрессора. Но исключительно с согласия всех постоянных членов СБ ООН. При отсутствии такого согласия Резолюцией № 50 1948 года был создан прецедент, который стал основой и точкой отсчёта проведения операций по поддержанию мира ООН.

В 40-ые годы ещё не было термина «операции по поддержанию мира». Употреблялись такие названия, как «легион ООН», «полевые кадры ООН», «охрана ООН». Термин «поддержание мира» впервые вошёл в лексикон в 1956 году, когда в связи с конфликтом Англии, Франции и Израиля с Египтом первая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о создании Чрезвычайных вооруженных сил ООН (UNEF I), действовавших в зоне Суэцкого канала более 10 лет.

После 1956 года применялись такие термины, как «международные силы ООН», «полицейские силы ООН», «силы мира», «силы по поддержанию мира» и др. Название «операции ООН по поддержанию мира» утвердилось в 1965 году, когда Генеральная Ассамблея создала Специальный комитет по операциям по поддержанию мира.

История проведения Операций ООН по поддержанию мира знала и победы, и поражения. Объединённые Нации обвинялись в бездействии, подвергались сомнению эффективность и целесообразность ОПМ. Утверждалось, что только деятельность региональных организаций коллективной безопасности может гарантировать стабильность как в отдельных регионах, так и в мире в целом.

В конце концов, выработалось отношение к ОМП по определению Уинстона Черчилля о демократии: она плохая, но ничего лучше на сегодняшний не существует.

Операции по поддержанию мира (ОПМ) должны решать следующие задачи:

- надзор за условиями перемирия, прекращение огня или военных действий;

- обеспечение разъединения между вооружёнными силами в конфликте;

- содействие законному правительству предотвращать вооружённое вмешательство извне или ликвидировать последствия такого вмешательства;

- недопущение дальнейшей интернационализации конфликта;

- контроль за соблюдением прав человека в зоне конфликта;

- создание или восстановление инфраструктуры;

- содействие оказанию гуманитарной помощи.

Многокомпонентные операции в составе военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала сегодня являются самым эффективным видом ОПМ. Они привлекаются к созданию политических институтов, оказанию гуманитарной и другой помощи, демобилизации бывших комбатантов и их реинтеграции в общество, разминированию территорий, организации и проведению выборов и созданию условий для стабильного развития.

Существует много критериев, по которым можно различать ОПМ. Среди них важнейшими являются:

- цель проведения ОПМ,

- средства ОПМ, которые ООН выделяет на их проведение,

- личный состав контингента миротворческих сил, который осуществляет такие операции,

- объём мандата миротворцев,

- стадия конфликта, на которой начинается миротворческая операция,

- характер конфликта,

- регулируемая продолжительность ОПМ и др.

Совет Безопасности ООН за последние годы выдавал мандат на проведение следующих видов ОПМ:

- ОПМ, направленные на создание безопасной среды для доставки продовольствия и гуманитарной помощи;

- ОПМ для поддержки гуманитарного доступа;

- ОПМ с целью предотвращения актов геноцида и привлечения к ответственности виновников;

- ОПМ, осуществляющие мониторинг соблюдения прав человека и надзор за проведением выборов;

- ОПМ для создания зон безопасности и надзора за их соблюдением;

- ОПМ для защиты прав человека.

Операции ООН по поддержанию мира проводятся в соответствии с основными принципами Международного права.

Кроме того, сейчас уже можно говорить о существовании специальных принципов проведения ОПМ, которые делятся на две группы: основные и вспомогательные.

Основные принципы:

1. Принцип согласия сторон;

2. Принцип нейтральности и невмешательства контингента;

3. Принцип неприменения силы контингентом ООН;

Вспомогательные принципы:

1. Принцип добровольной основы формирования миротворческого контингента ООН;

2. Принцип сотрудничества сторон конфликта с силами ООН;

3. Производным из второго в списке принципа является принцип, согласно которому силы ООН имеют в своём распоряжении только легкое оружие, которое они могут использовать для самообороны;

4. Принцип исключительности полномочий Совета Безопасности ООН;

5. Принцип исключительного командования Генеральным Секретарем;

6. Принцип финансирования ОПМ Организацией Объединенных Наций;

7.Принцип направленности ОПМ на прекращение боевых действий и на создание условий мирного разрешения конфликтов.

ООН не имеет собственных вооружённых сил и полицейских формирований. Поэтому и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены ООН. По состоянию на 31 января 2016 года 122 страны предоставляют ООН военный и полицейский контингенты. ООН также может задействовать

Гражданский персонал операций по поддержанию мира. Куда входят международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

На сегодня крупнейшими государствами-донорами международного мира и безопасности являются:





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!