В истории нашего независимого государства особую роль и значение имеет формирование новой столицы.




Билет 5

1.

В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии четко прослеживаются три периода:

- период жырау (XV в. - первая половина XVIII в.);

- поэтический период (вторая половина XVIII в. - первая половина XIX в.);

- период айтысов (вторая половина XIX в. - начало XX в.)[1]

Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к XV в. В XVI—XVII в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами — так называемых айтысов. Стали выделяться такие жанры песен, как толгау — философское размышление, арнау — посвящение и т. д. В XVIII—XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы — призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. — Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. — использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

 

2.

Медь - это металл. Она гораздо удобнее камня. От неловкого удара каменный топор или нож ломались, а медные только гнулись. Сломанное каменное орудие оставалось только выбросить. Согнутую медную вещь можно выпрямить и переплавить в новую. Обломки расплавляли и заливали в заранее приготовленную глиняную форму. Когда медь застывала, из формы вынимали готовое изделие. Это было удобно. В единственной форме можно было отлить сколько угодно одинаковых вещей. Медные орудия труда оказались гораздо лучше каменных и костяных. Медные иглы служили дольше и лучше костяных. Лезвие медного ножа оттачивали очень остро. Стали даже изготавливать такие предметы, которых никак нельзя сделать из камня: ножницы, клещи, молотки, пилы.

Меди на Земле немного. Поэтому люди берегли каждый грамм металла. Малочисленные медные орудия, разумеется, не смогли до конца вытеснить каменные. По-прежнему из крепкого камня делали ножи, наконечники стрел. Но главную работу выполняли все-таки орудиями из меди.

 

 

Билет 6

 

 

1.

 

Насильственная коллективизация сельского хо­зяйства. В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии ровозгласил!1'курс на коллективизацию сельского хозяйства. Идея создания «строя цивилизованных кооператоров» стала составной частью строительства социализма в СССР. В развитии кооперативного движения на селе провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. При этом считалось необходимым принимать во внимание силу примера, степень развития материально-технической базы, на которой строятся коллективные хозяйства, традиции простых форм крестьянской кооперации в прошлом и другие факторы.

Сопротивление шаруа и крестьян политике сплошной коллективизации. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Оно приняло различные формы:

— уход в города и на стройки;

— — откочевки в другие регионы;

— — убийство активистов колхозного движения, партий­ных, советских, комсомольских работников, судебных исполнителей;

— — создание вооруженных отрядов самообороны;

— — восстания.

— В 1929—1931 гг. в Казахстане прошла волна вооружен­ных выступлений.

Движение началось в сентябре 1929 г. в Тактакупыре в Каракалпакии, в Батпаккаре Кустанайского округа, в Сузакском районе Сырдарьинского округа, в Иргизе Актюбинского округа, в Сарканде Алма-Атинского округа.

Эти стихийные выступления отражали настроения

крестьянских масс. Истинной причиной этих выступлений были принудительная коллективизация, разрушение пекового уклада жизни, раскулачивание середняков и бедняков.

Крупным очагом народного недовольства стал Семипалатинский округ. Здесь с февраля по май 1930 г. сильными волнениями были охвачены 1ыряновский, Усть-Каменогорский, Самарский, Шемонаихинский, Катон- Карагайский районы. Сильный резонанс по всей республике имело восстание гургайских шаруа (Батпаккаринское восстание), квалифицированное Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого движения.

Однако никто не счел нужным вести переговоры с повставшими. Каракумское выступление крестьян, как и другие, было подавлено 8-й дивизией, дислоцировавшейся н Оренбурге. Упорством и умелой организацией отли­чилось восстание в Сузакском районе. В требованиях наряду с осуждением беззакония властей затрагивались религиозные вопросы. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководителей района.Крестьяне Мангистауского, Жилокосинского, Уильского, Табынского районов были вынуждены покинуть территорию Казахстана и откочевать в Туркмению, Каракалпакию, а часть — в Иран и Афганистан. На территории Китая оказалась значительная часть мятежных аулов Балхашского, Чокпарского, Илийского, Эпбекшиказахского, Барибаевского районов Алма- Атинского округа. По существу оказались поголовно истребленными шаруа, восставшие весной 1931 г. в Абралинском, Чингистауском и Чубартауском районах Клркаралинского округа. На территории республики имели место 372 массовых волнения и восстания. Советская власть повторила опыт царизма, пославшего карательную экспедицию в Степь для подавления национально-освободительного движения 1916 г.

 

 

В 30—40-е годы значительная территория Семиречья и Южного Казахстана находилась под игом кокандских правителей. Как в свое время хивинские ханы, так и кокандские беки строили множество крепостей, устанав­ливая систему жестокого гнета над казахскими родами. Ставленник кокандского хана Мырзахмет, резиденция которого находилась в Ташкенте, ежегодно захватывал плодородные земли казахских и киргизских шаруа. Он заставлял местное население ежегодно платить дань, продавая на невольничьих рынках детей тех, кто ока­зался не в состоянии вносить плату. Это и послужило причиной повсеместных выступлений, вылившихся в орга­низованное вооруженное восстание широких слоев насе­ления.

Обездоленные казахи, расселявшиеся в окрестностях Шымкента, Туркестана, Шолаккоргана, Жанакоргана, Мерке и др., решительно выступили против кокандского засилья. Крупное выступление началось в марте 1858 г. Оно явилось сигналом для масштабного восстания, охва­тившего район от Шымкента до Пишпека и Мерке, и создало предпосылки для совместных действий казахско­го и киргизского народов.

 

Билет 7

1.

Пользуясь в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части.
В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы - медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют Энеолитом (от греч. Энео"медь", лuт-"камень"). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение' в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.
Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища.

2.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.
3.

К концу 20-х гг. нагнетание обстановки и подозрительность стали всеобщими. Нарастание борьбы в центре с троцкистско-зиновьевской оппозицией и «правыми оппортунистами» в национальных республиках проявилось в форме репрессии представителей нацио­нально-освободительного движения. В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы 44 человека из числа так называемых «буржуазных националистов» — бывших деятелей «Алаш-Орды», в том числе А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, X. Габбасов и др. Другая группа национальной интеллигенции (около 40 чел.) в составе М. Тынышбаева, X. Досмухамедова, Ж. Досмухаме-дова, Ж. Акпаева и др. была арестована в сентябре-октябре 1930 г. Вскоре 15 из них (М. Тынышбаев,и Ж. Акпаев, X. Досмухамедов, Ж. Досмухамедов, К. Кеменгеров и др.) были сосланы в Центрально-Черноземную область России. Почти все они были репрессированы в 1937-1938 гг.

В 1937—1938 гг. по ложному обвинению были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, У. Джандо-сов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, Л. Мирзоян, А. Сафарбеков, Ж. Султанбеков, Т. Жургенов, Н. Сыргабеков, 3. Торегожин и многие др. Невосполнимую потерю понесли казахская наука и куль­тура. Жертвами репрессии стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Джансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, К. Жубанов, Ж. Шанин, Т. Шонанов, К. Кеменгеров.

 


Билет 8

1.

Огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли работники культуры Казахстана. В годы войны господствующей темой в литературе были патриотизм и защита Отечества. Огромную популярность приобрели стихотворения Жамбыла Жабаева («Ленинградцы, дети мои!»),

 

А. Тажибаева, «Ленинград» Ж. Шашкина, К. Аманжолова («Легенда о смерти поэта»), А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях: А. Жумага-лиев, Б. Булкышев, В. Чугунов пали смертью храбрых. С первых дней войны около 90 поэтов и писателей ушли на фронт. Личным примером боевой отваги, а когда нужно, страстным писательским словом вдохновляли они на бой с врагом своих товарищей-солдат, увлекали их на героические подвиги. Среди них были Д. Снегин, Д. Абилев, Ж. Саин, М. Абдуллин, К. Абдыкадыров.

 

Боевой задор, творческое дерзание внесла в литературу талантливая молодежь, выросшая в битвах Отечественной войны: Д. Мол-дагалиев, А. Нурпеисов, С. Мауленов, Б. Момышулы. Делу укрепления морально-политического единства советского народа отдавали свой талант ведущие мастера казахской художественной прозы: Г. Мусрепов («Солдат из Казахстана»), Г. Мустафин («Шиганак»),

 

С. Муканов («Школа жизни»), М. Ауэзов («Абай»), А. Абишев («Молодое поколение»). А. Толстой в Казахстане работал над трилогией «Иван Грозный». В Казахстане создавались агитплакаты «Окна ТАСС», где активное участие принимали С.Я. Маршак, С.В. Михалков.

 

На фронт отправлялись бригады мастеров искусств Казахстана. 11 таких бригад побывали на фронтах и дали там 870 концертов. Свыше 15 тысяч концертов было дано ими в госпиталях, на призывных пунктах, в воинских частях, на пограничных заставах. А всего концертными организациями было дано 36,5 тыс. концертов, на которых побывали более 9 миллионов зрителей. В Алма-Ате силами Центральной объединенной киностудии страны были сняты фильмы

2.

Религиозные представления андроновцев удалось установить при сопоставлении археологических данных со сведениями древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

 

Умершего в могиле ориентировали головой на запад или юго-запад. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой, или. имела форму вписанного в круг квадрата. Отсюда круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог. Поэтому ориентация на запад была ориентацией на божество, ведавшее связью с потусторонним миром.

 

Покойника клали в могилу в скорченном положении. Согласно древней литературе, считалось, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Скорченная поза покойника — это поза младенца в утробе матери. Чтобы придать умершему эту позу, его связывали.

 

Наряду с захоронением покойников андроновцы применяли и кремацию, связанную с культом огня.

 

В могилу возле умершего ставили сосуды с пищей, куски туш животных. Считалось, что все это предназначалось умершему для загробной жизни. Но углубленное изучение данного вопроса показало, что эта еда предназначалась всем ранее умершим предкам. Через какое-то время родственники на погребении справляли тризну по усопшему, после чего череп, ноги и шкуру, символизирующие целое животное, закапывали на могиле для предков.

 

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

3.

Хан Абулхаир и казахи Младшего и Среднего жуза добровольно перешли в подданство Российской империи, однако практически до конца XVII столетия Россия придерживалась политики невмешательства во внутренние дела казахских ханств.

В ходе реформ 20-60-х гг. XIX-го века были введены выборные начала. Кроме того, казахская аристократия привлекалась на службу в колониальный аппарат управления и ей предоставлялись все права и свободы граждан Российской империи (в частности, право перехода из одного сословия в другое, свобода передвижения по территории империи, право избирать и быть избранным, право иметь недвижимую собственность, право обучаться в любом учебном заведении империи). Такая политика способствовала интеграции казахского общества в пространство Российской империи. Был разработан и принят целый ряд законов: «Устав о сибирских киргизах 1822 г.», «Устав об оренбургских киргизах 1824 г.» (в то время в Российской империи казахов называли киргизами), «Временные положения об управлении…». На основании этих актов администрации Оренгбургской и Западно-Сибирской областей провели административно-территориальную реорганизацию своих территорий. Были созданы оренбургская система «пограничного» и западно-сибирская система «приказного» управления.
До колонизации казахи не платили своим ханам и султанам постоянных налогов. Сборы (зякет, согум, сыбага) были незначительными, нерегулярными и имели добровольный характер. С введением колониальной системы управления царское правительство создало условия для введения регулярного налогообложения казахов. С 1830-х гг. казахи сибирского ведомства платили «ясачную подать» (налог скотом – со ста голов скота взималась в казну одна голова), а казахи оренбургского ведомства – «кибиточную подать» (фиксированный денежный налог 1,5 рубля серебром). За 1830-1860-е гг. в царскую казну было собрано более семи миллионов рублей серебром [3]. Согласно реформе 1868 г. казахские степи были объявлены государственной территорией Российской империи, и для всего казахского населения была введена единая денежная подать («кибиточная подать») с любого вида казахского жилища, размер которой составлял уже 3 рубля серебром, а в конце 1880-х гг. – 4,5 рубля серебром [1]. Вместе с этим казахское население платило «билетный сбор», «акциз за перезапуск скота за линию», «ремонтную пошлину» и массу других податей и платежей, исполняло почтовую и подводную повинности.

 

 

Билет 9

1.

Главная цель переселенческой политики. Политика царского правительства по переселению населения в отдаленные районы нача­лась с принятия в феврале 1861 г. "Манифеста об отмене крепостного нрава в России”. Оставшиеся без земли российские крестьяне, не ожидая разрешения властей, стали стихийно переезжать на свободные земли в глубинке. Власти взяли ситуацию под контроль и стали созда­вать "переселенческие управления”.

Царское правительство для ускорения решения этого вопроса ставило перед собой три задачи: первая — ослабить усиливавшиеся в России волнения крестьян в центральных районах; вторая — обеспе­чить оставшихся без земель крестьян плодородными наделами в отдаленных районах; третья задача — увеличить число переселенцев в отдаленных районах, вырастить в их среде богатых кулаков, готовых постоять за интересы империи.

2.

После войны СССР вовсе не собирался мириться с ролью второстепенной военной державы. Сообщение президента США Трумэна и последовавшие за ним ядерные бомбардировки японских городов резко подстегнули советские работы в этом направлении. Еще в 1942 году Сталин дал указание о форсировании работ по «урановому проекту», преследовавшему цель создания ядерной бомбы. Научной частью проекта руководил молодой доктор наук Игорь Курчатов.

 

Семипалатинский ядерный полигон был создан по решению Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года. Место для него было выбрано в районе реки Иртыш, в 170 километрах западнее Семипалатинска. Полигон раскинулся на территории трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской. Создание полигона было частью атомного проекта для проведения подземных ядерных взрывов в штольнях и скважинах. Советское руководство стремилось любой ценой ускорить испытание атомной бомбы, и ученые пошли по пути копирования американского ядерного устройства. Для выполнения этого задания решением правительства под наименованием КБ-11 в 1946 году был создан первый в стране научно-исследовательский центр по разработке и созданию атомного оружия.

 

В степных райо­нах Восточного Казахстана, в частности, на тер­ритории современного Зайсанского района, имеют­ся грандиозные царские курганы. Место наиболь­шего их скопления – Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган. По размерам они большие и средние. Курганы-ве­ликаны в диаметре составляют 100 м, а в высоту достигают 8-10 метров.

В 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган – «Золотой кур­ган». В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоро­нения могилу покрыли слоем камня, затем – смешанным составом из гальки, песка и глины, кото­рый и образовал собственно курган. Затем боль­шой каменной плитой был закрыт вход в подзем­ный коридор, ведущий к могиле.

Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Наконечники двусторонние, обработаны остро. Колчан изготов­лен из толстой кожи, части его были сшиты сухо­жилиями. Снаружи колчан был украшен несколь­кими заклепками. Найдены также золотые пласти­ны с изображениями беркута, леопарда, кабана, рыб, птиц с распростертыми крыльями, а также другие ювелирные украшения.

Самое древнее на земле Казахстана царское по­гребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этноло­гом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Зо­лотой человек» Казахстана.

Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. На­звание связано с местонахождением Берельского Могильника в Катон-Карагайском районе. Могиль­ник состоит из 40 курганов. Высота самого боль­шого из них 9 метров.

Богатым на находки оказался Большой Берельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лоша­ди были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказоч­ные птицы, золотые фигурки животных.

В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством 3. Самашева произвела раскоп­ки в слое вечной мерзлоты и изучила курган № 11. Курган имел овальную форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолочен­ные грифоны - фантастические животные, изобра­женные в полете, размером около 15 см. В выдолб­ленной из лиственницы колоде покоились мужчи­на лет 45 и женщина пожилого возраста.

 


 

Билет 10

1.

В степных райо­нах Восточного Казахстана, в частности, на тер­ритории современного Зайсанского района, имеют­ся грандиозные царские курганы. Место наиболь­шего их скопления – Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган. По размерам они большие и средние. Курганы-ве­ликаны в диаметре составляют 100 м, а в высоту достигают 8-10 метров.

В 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган – «Золотой кур­ган». В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоро­нения могилу покрыли слоем камня, затем – смешанным составом из гальки, песка и глины, кото­рый и образовал собственно курган. Затем боль­шой каменной плитой был закрыт вход в подзем­ный коридор, ведущий к могиле.

Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Наконечники двусторонние, обработаны остро. Колчан изготов­лен из толстой кожи, части его были сшиты сухо­жилиями. Снаружи колчан был украшен несколь­кими заклепками. Найдены также золотые пласти­ны с изображениями беркута, леопарда, кабана, рыб, птиц с распростертыми крыльями, а также другие ювелирные украшения.

Самое древнее на земле Казахстана царское по­гребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этноло­гом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Это археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «Зо­лотой человек» Казахстана.

Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. На­звание связано с местонахождением Берельского Могильника в Катон-Карагайском районе. Могиль­ник состоит из 40 курганов. Высота самого боль­шого из них 9 метров.

Богатым на находки оказался Большой Берельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лоша­ди были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказоч­ные птицы, золотые фигурки животных.

В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством 3. Самашева произвела раскоп­ки в слое вечной мерзлоты и изучила курган № 11. Курган имел овальную форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолочен­ные грифоны - фантастические животные, изобра­женные в полете, размером около 15 см. В выдолб­ленной из лиственницы колоде покоились мужчи­на лет 45 и женщина пожилого возраста.

2.

Для проведения в жизнь реформ 1867-1868 гг. были образованы организационные комиссии, которые должны были провести учет хозяйств, сформировать административные аулы, собрать новые налоги. Эти комиссии натолкнулись на яростное сопротивление. В конце февраля 1869 г. комиссии вынуждены возвратиться на пограничные линии. К весне стихийное выступление в Младшем жузе переросло в восстание. Во главе его стали султаны Хангали Арыктанулы, Даут Ассауулы, Азберген Мунайтпасулы, Ыкылас Досулы, Сейл Туркебайулы. В начале 1869 г. они встретились с хивинским ханом и послом Турции в Хиве. Заключен союз. Отряд из Хивы должен был соединиться с восставшими. К апрелю все роды Младшего жуза стали переходить на сторону повстанцев. Казахские отряды уничтожали почтовые станции, нарушили торговлю России со среднеазиатскими государствами. Для борьбы с восставшими сосредоточены карательные отряды, которые выступили в мае. Хивинский хан вынужден был отступить. Казахи потерпели поражение, но продолжали сопротивление, проводилась антирусская агитация. В июне 1869 г. началось новое наступление карателей (10 тыс.). Ими руководил генерал-майор Веревкин. После ряда поражений казахи откочевали на территорию Хивы. С родных мест ушло 57 тыс. Оставшиеся подверглись репрессиям. Все руководители приговорены к каторжным работам. Конфискован скот. Восстание на Мангистау. Введение положения на Мангыстау было отложено до 1870 г. В октябре 1869 г. усилены гарнизоны для введения положения реформ. 2 февраля 1870 г. Мангыстау отделен от Оренбургского генерал-губернаторства и передан в введение кавказского наместника. С изменением административных границ казахам рода адай запрещено кочевать на территории Уральской области. Пристав подполковник Рукин несколько раз собирал биев в Александровском форте и требовал у них подписку о признании из Кавказа во главе с графом Кутайсовым. 5 апреля казахи начали осаду форта (3 дня). В форт пребывали новые отряды. Казахи сняли осаду. 20 апреля карательный отряд вновь разбит. Но после казахи начали откочевывать на юг. Началось их преследование, отбирали имущество, скот, расстреливали непокорные аулы. 3 тыс. семей адаевцев во главе с Исой и Досаном откочевали в пределы Хивы.

3.

Впитав в себя драгоценные традиции родной литературы, обогатившись глубоким знанием исторического процесса развития народов, включив в круг своего писательского внимания все достижения русской и мировой литературы, М.О.Ауэзов создал блистательные художественные произведения, тем самым подняв казахскую советскую литературу на высокую ступень.

 

Большую часть творческого наследия М.Ауэзова составляют научные исследования. Он заложил основу абаеведения, был автором многих работ по истории и теории казахской литературы, фольклору, истории тюркоязычных литератур, комплексному изучению советской культуры и литературы.

 

Литературную и научную работу М. Ауэзов совмещал с широкой общественной деятельностью. В качестве члена Советского комитета зашиты мира, председателя Казахского отделения Общества советско-индийской дружбы он много сделал для укрепления взаимопонимания между народами. С советской делегацией он не раз выезжал за границу, служа делу мирового содружества свободолюбивых народов. В результате таких поездок появились книги очерков «Моя Индия» и «Американские впечатления». М.Ауэзов был самым авторитетным представителем казахской культуры и литературы на всех писательских съездах, в Совете мира, в Комитете по Ленинским премиям. На XXV Международном конгрессе востоковедов в Москве он возглавлял секцию алтаистики, активно участвовал в работе I Конференции писателей стран Азии и Африки. М.О Ауэзов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.

 

Билет 11

1.

Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Археологи собрали материал об этом путем изучения погребений древних уйсунов. Религия и обычаи кочевого народа.
Уйсуны. Они хоронили покойного в центре кургана, на спину головой на восток. Часто в могилу клали все необходимые при жизни вещи, часто посуду.

Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к IIIв. до н. э. -IVв. н. э. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н. э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.

Ярким памятником ювелирного искусства усуней являлась — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н. э. — II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.

2.

Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты коренного населения. В 1889 году кочевники Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия, но получили категорический отказ. Запреты на строительство мечетей привели к тому, что местные жители строили их без разрешении. В 1903 году в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Туда входили муллы, учителя и казахские студенты. Их деятельность была направлена против религиозной политики царского правительства. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (На-урызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов. С целью сохранения национальной самобытности они призывали местное общество активно противостоять миссионерской деятельности царизма. Так, они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи - Садуакасу Шорманову из Павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинского уезда Семипалатинской области.

 

В 1907 году в Омске при степном генерал-губернаторе было созвано совещание, где обсуждались и актуальные проблемы духовной жизни казахского общества. Здесь также содержались требования о необходимости прекращения деятельности православных миссионеров. Местное население требовало свободного перехода православных казахов обратно в ислам. Было предложено открыть особый Степной муфтиат. Участниками совещания была поднята проблема отмены цензуры духовных книг, издаваемых на казахском, татарском и арабском языках. В программных документах национальной партии «Алаш» (1917) также содержались требования о прекращении миссионерской деятельности на территории компактного проживания коренного населения.

 

3.

Участие Казахстана в миротворческих процессах и инициативах является одним из важных аспектов внешней политики нашего государства, который активно выступает за разрешение существующих проблем коллективной безопасности на пространстве СНГ, в регионе и в целом на международном уровне во всем мире. Этим объясняется возрастающее участие РК в процессах миротворчества. Наша страна выступает за последовательное расширение участия ООН, ОБСЕ, других международных организаций в урегулировании конфликтов и поддержании мира в центральной Азии и на территории СНГ. Причем вовлеченность международного сообщества в урегулировании конфликтов во всем мире должна быть более значимой и адекватной исходящим угрозам, а роль стран СНГ и Казахстана по мере необходимости будет повышаться. Поэтому РК выступает за укрепление связей в сфере миротворчества в рамках всех организаций и объединений для решения вопросов поддержания мира и урегулирования конфликтов на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и не вмешательства во внутренние дела государств.

 

 

Билет 12

 

1.

 

Непосредственной подготовкой образования собственно политических партий стала выборная кампания в Верховный Совет Казахской ССР 1990 года. В начале 1990 года в Алма-Ате, Павлодаре, Петропавловске, Целинограде, Чимкенте и других городах стали образовываться клубы избирателей. На их базе весной 1990 года начался активный процесс формирования партийных структур, достигший к апрелю 1990 года своей кульминации.

В мае 1990 года прошел учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана (СДПК), который объединил организации различных городов республики. Руководящим органом стал Координационный совет из 5 человек. Во главе партии встали два сопредседателя — С. Дуванов и Д. Кушимов. В 1991 году состоялись четыре республиканских конференции. Осенью 1991 года, на 4-ой партийной конференции были приняты два документа: «Декларация принципов СДПК» и «Программа намерений СДПК на 1991 — 1992 годы», которые были опубликованы в партийном органе печати — газете «Социал-демократ».

Весной 1990 года активизировалось и казахское национально-демократическое движение. В Алма-Ате с февраля по октябрь 1990 года шла, с небольшими спадами, длинная череда митингов и демонстраций с требованиями суверенитета республики и полной ее независимости от Центра. В апреле—мае 1990 года были созданы национальные политические партии: Партия национальной свободы «Алаш» и Национально-демократическая партия «Желтоксан».

«Алаш» была провозглашена на Учредительном съезде в апреле 1990 года. Высший орган партии — ЦК в составе 5 человек. Председателем был избран Р. Нутушев (партийный псевдоним — Арон Атабек). Политическая платформа партии, одобренная на съезде, основывается на идеалах «общетюркского единства, мусульманской солидарности, свободы и демократии». В своем органе печати, газете «Хак» партия опубликовала программу и устав партии.

В мае 1990 года был создан оргкомитет по созданию движения «Азат» и летом 1990 года в Алма-Ате состоялся Учредительный съезд Гражданского движения Казахстана (ГДК) «Азат». Высшим органом движения стал съезд, который избирает Координационный совет.

Таким образом, к концу 1991 года в республике произошли кардинальные» изменения в политическом спектре. Ушла в политическое небытие КПСС, возникли новые политические партии, как оппозиционные властям, так и лояльно к ней относящиеся. До провозглашения независимости в республике были зарегистрированы и начали официально действовать три политические партии — Социалистическая партия, Республиканская партия и Народный конгресс Казахстана. Формально — юридически многопартийность в республике стала свершившимся фактом

 

2.

 

Активное развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX в. требовало большого количества образованных людей. Эти потребности в определенной мере реализовывались. Для русского населения, прежде всего проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в., приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Для самодержавия прежде всего нужны были переводчики, другие «конторские» работники, необходимые для контактов с местным населением.

В целом народное образование, грамотность населения города Семипалатинск, как и во всем Казахстане, находились на низком уровне. Особенно плохо обстояли дела среди казахов. Из мусульманского населения читать и писать умели только служители культа, а также представители казах<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: