Критерии | Показатели по ступеням обучения | Методы диагностики | ||
младшая | средняя | старшая | ||
Технологии самоорганизации и самообразования | ||||
Владеет методологическим аппаратом исследования | На уровне понимания и присвоения | На уровне присвоения и самостоятельной формулировки | На уровне самостоятельной формулировки, консультируясь с руководителем | Анализ письменного отчета по результатам исследования |
Планирует учебное исследование | С помощью учителя | С помощью учителя, предлагая собственный план | Самостоятельно, консультируясь с руководителем | Анализ вопросов и ответов ребенка по протоколу консультации с руководителем, анализ исследовательской работы |
Умеет работать с информацией | Описывает и сравнивает 1-2 источника с помощью учителя | Систематизирует и обобщает несколько источников (включая Интернет-ресурсы) с помощью учителя | Выполняет самостоятельный литературно-информационный обзор по проблеме исследования | Наблюдение руководителем процесса сбора и обработки информации, анализ соответствия списка литературы заявленной теме |
Применяет теоретические методы исследования | Сравнивает, обобщает | Классифицирует, выявляет причинно-следственные связи | Умеет проводить анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, аналогию, моделирование | Анализ исследовательских работ на предмет использования теоретических методов |
Применяет эмпирические методы исследования | Выполняет статическое и динамическое наблюдение или краткосрочный эксперимент под руководством педагога | Проводит краткосрочный или длительный эксперимент под руководством педагога или самостоятельно | Умеет проводить длительный или модельный эксперимент самостоятельно или под руководством педагога | Наблюдение руководитем процесса и результатов проведения эксперимента, анализ письменного отчета |
Умеет делать выводы по результатам исследования | Делает вывод по предложенной схеме | Сопоставляет результаты с гипотезой и целью исследования | Анализирует соответствие результатов гипотезе и цели исследования | Анализ исследовательской работы, наблюдение руководителем устного выступления |
Умеет составлять письменный отчет о результатах работы | Выполняет отчет по предложенной форме | Выполняет отчет по самостоятельно выбранной форме | Оформляет письменную исследовательскую работу в соответствии с требованиями | Анализ письменных исследовательских работ или отчетов |
Коммуникативные технологии | ||||
Имеет сформированные навыки проведения устного выступления по результатам работы | Выступает с сообщением, отвечает на вопросы | Выступает с докладом, презентацией, отвечает на вопросы | Выступает с устной «защитой» работы, делает презентацию, участвует в дискуссии по результатам выступления | Наблюдение руководителем устного выступления |
Имеет опыт участия в конференциях и проектах | На уровне класса, параллели | На уровне параллели, школы, района | На уровне школы, района, города, региона, страны | Грамоты, дипломы, отзывы |
Информационные технологии | ||||
Обладает определенным уровнем владения информационных технологий | Готовит электронную презентацию с помощью учителя; с помощью учителя выбирает материал из электронных ресурсов | Готовит электронную презентацию самостоятельно, самостоятельно подбирает материал из различных источников, организует его, выстраивая по определенной логике выступления по теме | Самостоятельно отбирает материал, делает самостоятельные выводы, готовит презентацию или веб-страницу, самостоятельно представляет материал | Наблюдение руководителем Грамоты, отзывы |
Технологии здоровьесбережения | ||||
Умеет правильно распределять свое время, осознанно следит за своим здоровьем | Вместе с учителем | Самостоятельно | Самостоятельно, проводит профилактическую работу для младших школьников | Наблюдение, отчеты врача |
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми в СШ № 37 следует выделить:
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся по предмету.
2. Участие в международных, республиканских, городских олимпиадах («Русский Медвежонок», «Кенгуру», «Пони», «Смарт-олимпиада, Ломоносовская олимпиада)
Для воплощения в жизнь всех этих направлений в школе разработана особая модель работы с одаренными детьми.
Модель работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:
1. Координационное.
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.
Координационное направление:
– Организация работы педагогического коллектива.
– Обеспечение нормативно – правовой базы.
– Организация предметных кружков и клубов по интересам.
– Ресурсное обеспечение.
– Контроль и анализ деятельности.
– Формирование банка данных “одарённых детей”.
Диагностическое направление:
– Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
– Проведение диагностики учащихся.
– Создание банка данных “одарённых детей”.
– Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление:
– Повышение квалификации педагогов.
– Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам)
Развивающее направление:
– Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
– Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
– Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
– Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:
– Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- работа библиотеки.
Работа с одаренными детьми отражена в нормативной базе Школы:
- в плане работы школы запланировано проведение олимпиад и конференций,
- учащиеся направляются для участия в олимпиадах и конференциях согласно приказам по школе;
- программа развития утверждена педсоветом.