ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ И ЖЕЛЕЗЫ




Гистология, эмбриология, цитология

сборник ситуационных задач с эталонами ответов

для студентов 1-2 курсов, обучающихся по

специальностям 060101 - Лечебное дело, 060103 - Педиатрия.

 

 

Красноярск

УДК 611 – 018 + 611 – 013 + 611 – 018.1 (076)

ББК 28.86

Г 51

Гистология, эмбриология, цитология: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям 060101 - Лечебное дело, 060103 - Педиатрия /сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др. -

Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011.- 186с.

 

Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,

доцент Сухова Л.Е.,

к.м.н. доцент Левкович Л.Г.,

к.м.н., доцент Хапилина Е.А.,

к.м.н. доцент Жуков Е.Л.,

ст.преп. Кривенко Э.Д.,

ст.преп. Стрелкович Н.Н.

 

Ситуационные задачи с эталонами ответов полностью соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта (2000) высшего профессионального образования по специальностям 060101 - Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальностям 060101 - Лечебное дело и 060103 – Педиатрия.

 

Рецензенты:д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии человека ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого

В.Г. Николаев

д.м.н., профессор кафедры патологической анатомии

им. проф. П.Г. Подзолкова ГОУ ВПО КрасГМУ

им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого

Л.Д.Зыкова

 

 

Утверждено на заседании ЦКМС (№___ протокола, от ________________)

 

КрасГМУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………… 4

Цитология ……………………………………………………………………….. 5

Общая эмбриология ……………………………………………………………17 Эпителиальные ткани и железы ………………………………………………. 29

Опорно – трофические ткани …………………………………………………. 35

Мышечные ткани ………………………………………………………………58

Нервная ткань. Нервная система. ……………………………………………..65

Органы чувств …………………………………………………………………..82

Сердечно - сосудистая система ………………………………………………..89

Кроветворные органы ………………………………………………………….97

Пищеварительная система …………………………………………………….108

Эндокринная система ………………………………………………………….126

Дыхательная система ………………………………………………………….136

Кожа …………………………………………………………………………… 145

Мочевыделительная система ………………………………………………….151 Мужская половая система …………………………………………………….156 Женская половая система ……………………………………………………..161 Эмбриология человека ………………………………………………………...176

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сборник ситуационных задач по гистологии, эмбриологии, цитологии составлен согласно требованиям ФГОС третьего поколения по специальности, типовой учебной программы по дисциплине и предназначен для закрепления навыков и умений, приобретенных обучающимися в процессе изучения дисциплины.

В сборник входят 412 ситуационные задачи по всем разделам курса гистологии, эмбриологии, цитологии и эталоны ответов к ним: цитология – 30; эмбриология - 30; общая гистология - 114; частная гистология – 238.

Предлагаемые задачи могут быть использованы для текущего, рубежного и итогового контроля знаний студентов на практических занятиях, экзамене и самоконтроля во время внеаудиторной самостоятельной работы. Играя роль дополнительных мотивационных факторов при изучении конкретной темы, задачи повышают интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышают уровень их знаний и способствуют развитию клинического мышления.

Перед решением задачи необходимо изучить материал темы или раздела по рекомендуемой литературе, которая представлена в конце сборника, решить задачу и правильность ответа проверить по эталону, который приведен в соответствующем разделе и по нумерации совпадает с номером задачи.

ЦИТОЛОГИЯ

Задача № 1

С помощью манипулятора из клетки удалили центриоль клеточного центра.

1. Каково строение центриолей клеточного центра?

2. Какую функцию они выполняют?

3. Как удаление центриоли отразится на дальнейшей жизнедеятельности клетки?

Задача № 2

С помощью манипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи.

1. К какой группе органоидов относится комплекс Гольджи?

2. Каково его строение?

3. Как отразится его отсутствие на дальнейшей жизнедеятельности клетки?

Задача № 3

В результате митоза возникли две дочерние клетки. Одна из них далее вступает в стадию интерфазы клеточного цикла, другая – на путь дифференцировки.

1. Что представляет собой интерфаза клеточного цикла?

2. Что представляет собой дифференцировка?

3. Какова дальнейшая судьба каждой из клеток?

Задача № 4

Предложена микрофотография клетки. На ее апикальной поверхности имеются многочисленные пальцевидные выросты цитоплазмы, покрытые цитолеммой, внутри которых расположены структуры, состоящие из микротрубочек.

1. Назовите эти структуры.

2. Какое пространственное расположение имеют микротрубочки?

3. Каково функциональное значение данных структур?

Задача № 5

Клетки печени имеют депо гликогена.

1. Какие органоиды развиты в этих клетках?

2. Как выглядит и где располагается гликоген?

3. Каким структурным компонентом клетки является гликоген?

Задача № 6

На электронной микрофотографии представлены поперечные срезы микротрубочек в виде дуплетов.

1. Какую структуру они образуют?

2. Какова ее пространственная организация?

3. Какую функцию она выполняет?

Задача № 7

На микрофотографии представлена структура, состоящая из большого объема цитоплазмы с многочисленными ядрами.

1. Назовите эту структуру.

2. Как она образуется?

3. Где встречается данная структура?

Задача № 8

На микрофотографии представлено множество клеток звездчатой формы с многочисленными отростками, соединенными между собой.

1. Назовите эту структуру.

2. Как она образуется?

3. Приведите пример.

Задача № 9

Экспериментальному животному в течение длительного времени давали снотворное вещество.

1. Какой органоид будет активно функционировать в клетках печени?

2. Охарактеризуйте его строение.

3. Каковы его функции?

Задача № 10

На клетки, находящиеся в состоянии митоза, подействовали препаратом, разрушающим веретено деления.

1. Чем образовано веретено деления?

2. К чему приведет указанное воздействие?

3. Какой набор хромосом будут содержать клетки?

Задача № 11

Представлены два мазка крови. В первом – в нейтрофилах определяется половой хроматин в виде барабанной палочки на одном из сегментов ядра. Во втором мазке половой хроматин не обнаружен.

1. Что представляет собой половой хроматин?

2. Какой из мазков принадлежит женщине?

3. В каких еще клетках можно обнаружить половой хроматин?

Задача № 12

В цитоплазме пигментных клеток под влиянием солнечных лучей появляются гранулы пигмента.

1. К каким структурным компонентам клетки можно отнести эти гранулы?

2. Какую функцию выполняет пигмент?

3. Что является источником образования пигмента?

Задача № 13

Клетки, выстилающие кишечник, имеют щеточную каемку. При некоторых патологических состояниях она разрушается.

1. Чем образована щеточная каемка?

2. Какую функцию она выполняет?

3. Какая функция клеток кишечника пострадает?

Задача № 14

Методом электронной гистохимии установлено, что в цитоплазме клеток печени в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген.

1. Как называются данные структуры?

2. Веществом какой природы является гликоген?

3. Какие функции он выполняет?

Задача № 15

Представлены две активные биологические мембраны. На одной из них имеется слой гликокаликса, на другой этого слоя нет.

1. Охарактеризуйте гликокаликс.

2. Назовите его функции.

3. Какая из мембран является цитолеммой?

Задача № 16

На электронной микрофотографии представлены поперечные срезы микротрубочек в виде триплетов.

1. Какие структуры они образуют?

2. Какова их пространственная организация?

3. Какие функции данные структуры выполняют?

Задача № 17

Под электронным микроскопом в клетках обнаружена деструкция митохондрий.

1. Охарактеризуйте строение митохондрий.

2. К какой группе органоидов они относятся?

3. Какие процессы в клетках будут нарушены в связи с деструкцией митохондрий?

Задача № 18

При исследовании под электронным микроскопом изолированной клетки на одной ее поверхности были обнаружены реснички, на другой – десмосомы.

1. Назовите функцию и локализацию ресничек.

2. Что представляет собой десмосома?

3. Какая из поверхностей клетки свободная, а какая контактирующая?

Задача № 19

Известно, что некоторые клетки обладают подвижностью.

1. Какие структуры клеточной поверхности обеспечивают этот процесс?

2. Какое строение имеют данные структуры?

3. Каков механизм их образования?

Задача № 20

Клетку обработали веществами, нарушающими конформацию белков, входящих в состав цитолеммы.

1. Охарактеризуйте строение цитолеммы.

2. Назовите ее функции.

3. Какие функции цитолеммы будут нарушены при указанном воздействии?

Задача № 21

В препарате видна клетка, ядро которой содержит много интенсивно окрашенных глыбок хроматина.

1. Что представляет собой хроматин?

2. Как называется данная разновидность хроматина?

3. Какова его функциональная активность?

Задача № 22

В препарате видна клетка со светлым ядром, в котором хроматин распределен диффузно.

1. Что представляет собой хроматин?

2. Как называется такая разновидность хроматина?

3. Какова его функциональная активность?

Задача № 23

Под электронным микроскопом в клетках обнаружено большое количество аутофагосом.

1. Что представляет собой аутофагосома?

2. Разновидностью каких органоидов являются аутофагосомы?

3. Какие процессы происходят в клетке?

Задача № 24

Под электронным микроскопом в клетках обнаружено разрушение мембран лизосом и выход ферментов в цитоплазму.

1. К какой группе органоидов относятся лизосомы?

2. Охарактеризуйте строение лизосом.

3. Какова их функция?

4. Что произойдет с клетками?

Задача № 25

В препарате видна клетка с расположенными в центре хромосомами, образующими фигуру звезды.

1. Что представляет собой фигура звезды?

2. Какое количество хромосом находится в данной структуре?

3. Назовите стадию митоза.

4. Какая стадия митоза последует далее?

Задача № 26

В препарате видна клетка с расположенными в ней хромосомами, образующими фигуры дочерних звезд.

1. Чем образованы фигуры дочерних звезд?

2. Назовите стадию митоза.

3. Какая стадия митоза последует далее?

Задача № 27

В препарате видны конденсированные хромосомы, расположенные беспорядочно.

1. В результате какого процесса хромосомы располагаются беспорядочно?

2. Назовите стадию митоза.

3. Какая стадия митоза последует далее?

Задача № 28

Под плазмолеммой клетки видны многочисленные мелкие светлые пузырьки.

1. Назовите эти структуры.

2. С чем связано их появление?

3. Каков механизм их появления?

Задача № 29

На электронограмме представлена клетка, в которой хорошо развита шероховатая эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, в цитоплазме определяются многочисленные полисомы.

1. Назовите функцию шероховатой эндоплазматической сети.

2. Перечислите функции комплекса Гольджи.

3. Что представляют собой полисомы?

4. Какой тип секрета вырабатывает данная клетка?

Задача № 30

На электронограмме представлена клетка, в которой хорошо развита гладкая эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи.

1. Назовите функцию гладкой эндоплазматической сети.

2. Перечислите функции комплекса Гольджи.

3. Какой тип секрета вырабатывает данная клетка?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задача № 1

1. Центриоли представляют собой полый цилиндр, образованный девятью триплетами микротрубочек, расположенными по окружности.

2. Центриоли входят в состав клеточного центра, участвующего в формировании веретена деления.

3. Клетка потеряет способность к митозу.

Задача № 2

1. Мембранный органоид общего значения.

2. Комплекс Гольджи представляет собой совокупность диктиосом, состоящих из 5-10 плоских мембранных цистерн, лежащих параллельно друг другу.

3. Нарушится процесс созревания и выведения секреторных продуктов клетки и процесс образования лизосом.

Задача № 3

1. Это процесс подготовки клетки к делению.

2. Представляет собой последовательное изменение структуры и функции клетки, которое обусловлено генетической программой развития, приводящее к образованию высокоспециализированных клеток.

3. Первая клетка разделится, вторая будет функционировать.

Задача № 4

1. Аксонема и базальное тельце ресничек.

2. В аксонеме девять дуплетов микротрубочек располагаются по окружности и пара микротрубочек находится в центре. В базальном тельце девять триплетов микротрубочек располагаются по окружности.

3. Аксонема ресничек, прикрепленная к базальному тельцу, способствует мерцанию ресничек.

Задача № 5

1. Гладкая эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии.

2. Гликоген располагается в цитоплазме клеток в виде гранул разной формы и размера.

3. Гликоген является трофическим включением.

Задача № 6

1. Микротрубочки образуют аксонему ресничек и жгутиков.

2. В аксонеме микротрубочки располагаются девятью дуплетами по окружности и парой - в центре.

3. Аксонема способствует биению ресничек и жгутиков.

Задача № 7

1. Симпласт.

2. Симпласт образуется путем слияния клеток.

3. В скелетных мышцах, в наружном слое трофобласта плаценты, в костной ткани.

Задача № 8

1. Синцитий.

2. Образуется в результате незавершенных делений клеток.

3. Оогонии у женских эмбрионов, сперматогенные клетки у половозрелых мужчин.

Задача № 9

1. Гладкая эндоплазматическая сеть.

2. Представляет собой систему соединяющихся цистерн и трубочек.

3. Гладкая эндоплазматическая сеть содержит систему микросомальных оксидаз, выполняющих дезинтоксикационную функцию, является депо кальция, в ней синтезируются стероидные гормоны, липиды, углеводы.

Задача № 10

1. Веретено деления образовано двумя диплосомами, расположенными на разных полюсах клетки, от которых отходят микротрубочки.

2. Не последуют анафаза и телофаза митоза.

3. Клетки будут содержать тетраплоидный набор хромосом.

Задача № 11

1. Половой хроматин представляет собой конденсированную Х-хромосому.

2. Первый мазок крови принадлежит женщине.

3. В клетках эпителия ротовой полости.

Задача № 12

1. Гранулы меланина являются пигментными включениями.

2. Защищает организм от повреждающего действии ультрафиолетовых лучей.

3. Меланин образуется из аминокислоты тирозина.

Задача № 13

1. Щеточная каемка образована совокупностью микроворсинок, находящихся на апикальной поверхности клеток.

2. Микроворсинки увеличивают площадь всасывающей поверхности слизистой оболочки.

3. Пострадает всасывательная функция.

Задача № 14

1. Включения гликогена.

2. Гликоген является веществом углеводной природы.

3. Обеспечивает питанием организм в условиях голода.

Задача № 15

1. Надмембранный слой, содержащий гликопротеиды, гликолипиды и различные ферменты.

2. Придает цитолемме дополнительную механическую прочность, обеспечивает адгезивные свойства, участвует в распознавании клеток, рецепции специфических сигналов.

3. Мембрана, на которой имеется слой гликокаликса, является цитолеммой.

Задача № 16

1. Триплеты микротрубочек входят в состав центриолей и базальных телец.

2. Микротрубочки расположены девятью триплетами по окружности.

3. Центриоли входят в состав клеточного центра, участвующего в формировании веретена деления и в состав базального тельца, к которому прикрепляются реснички.

Задача № 17

1. Имеют наружную мембрану и внутреннюю, образующую кристы, внутреннее пространство заполнено матриксом, содержащим собственную ДНК и рибосомы.

2. Двумембранный органоид общего значения.

3. Энергетические процессы.

Задача № 18

1. Реснички локализуются на апикальной поверхности клетки, мерцая способствуют передвижению жидкого секрета или механической очистке воздуха.

2. Десмосома представляет собой межклеточный контакт сцепляющего типа.

3. Поверхность с ресничками является свободной, с десмосомами – контактирующей.

Задача № 19

1. Псевдоподии.

2. Псевдоподии представляют собой выросты цитоплазмы, в которых располагаются микрофиламенты.

3. В результате полимеризации и деполимеризации актина происходит изменение длины микрофиламентов, что приводит к изменению формы клетки и образованию псевдоподий.

Задача № 20

1. Цитолемма представлена билипидным слоем, пронизанным молекулами белка, покрыта гликокаликсом.

2. Формообразующая, опорная, рецепторная, барьерная, транспортная, создание трансмембранного потенциала.

3. Будут нарушены транспортная и рецепторная функции.

Задача № 21

1. Хроматин представляет собой совокупность интерфазных хромосом.

2. Гетерохроматин.

3. Функционально неактивен.

Задача № 22

1. Хроматин представляет собой совокупность интерфазных хромосом.

2. Эухроматин.

3. Активно участвует в транскрипции ДНК.

Задача № 23

1. Аутофагосома представляет собой вторичную лизосому, содержащую фрагменты собственных органоидов клетки.

2. Аутофагосомы являются разновидностью лизосом, мембранных органоидов общего значения.

3. Процессы разрушения собственных органоидов клетки.

Задача № 24

1. Мембранный органоид общего значения.

2. Лизосомы представляют собой мембранные пузырьки, содержащие ферменты гидролиза биополимеров.

3. Внутриклеточное переваривание.

4. Самопереваривание и гибель клеток.

Задача № 25

1. Фигуру звезды образуют максимально конденсированные хромосомы, расположенные в экваториальной плоскости клетки.

2. Тетраплоидный набор однохроматидных хромосом.

3. Метафаза.

4. Анафаза.

Задача № 26

1. Фигуры дочерних звезд образованы сестринскими хроматидами, которые теряют связь друг с другом и расходятся к полюсам клетки при помощи нитей веретена деления.

2. Анафаза.

3. Телофаза.

Задача № 27

1. В результате распада кариолеммы.

2. Профаза.

3. Метафаза.

Задача № 28

1. Пиноцитозные пузырьки.

2. Появление пиноцитозных пузырьков связано с процессами эндоцитоза.

3. Поглощенный субстрат специфически связывается с поверхностными рецепторами плазмолеммы, образуется впячивание плазмолеммы в цитоплазму, которое постепенно углубляясь, превращается в пузырек, окруженный мембраной, содержащий объект переноса.

Задача № 29

1. Синтез белка, его фолдинг и транспорт.

2. Накопление, химическая модификация, сортировка секрета, вырабатываемого эндоплазматической сетью, включение его в состав будущих лизосом или транспортных пузырьков.

3. Полисома представляет собой комплекс, состоящий из нескольких рибосом, транслируемой ими цепи мРНК и нескольких пептидных цепей.

4. Клетка вырабатывает белковый секрет.

Задача № 30

1. Участвует в синтезе липидов, углеводном обмене и обезвреживании токсических веществ, депо кальция.

2. Накопление, химическая модификация, сортировка секрета, вырабатываемого эндоплазматической сетью, включение его в состав будущих лизосом или транспортных пузырьков.

3. Полисахаридный или липидный.

 

ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ

Задача № 1

На электронной микрофотографии представлен срез сперматозоида. Видна осевая нить, окруженная митохондриями.

1. Какое строение и функцию имеет осевая нить?

2. Какова функция митохондрий, расположенных в данном отделе сперматозоида?

3. Через какую часть сперматозоида прошел срез?

Задача № 2

На яйцеклетку подействовали препаратом, который разрушил фолликулярные клетки, входящие в состав лучистого венца.

1. Какое строение имеют данные клетки?

2. Какова функция фолликулярных клеток лучистого венца?

3. Что произойдет с яйцеклеткой?

Задача № 3

Яйцеклетка ланцетника содержит небольшое количество желтка и расположен он равномерно.

1. Определите тип яйцеклетки.

2. От чего зависти тип дробления?

3. Каков тип дробления данной яйцеклетки?

Задача № 4

Яйцеклетка содержит большое количество желтка и расположен он у одного полюса.

1. Определите тип яйцеклетки.

2. Для какого представителя животного мира она характерна?

3. Как называется полюс яйцеклетки, в котором сконцентрирован желток?

Задача №5

На гистологическом препарате видна бластула с однослойной бластодермой, состоящей из бластомеров одинаковых размеров, в центре располагается бластоцель.

1. Как называется такая бластула?

2. Для какого представителя животного мира она характерна?

3. Какой тип дробления приводит к образованию такой бластулы?

4. Какой способ гаструляции будет наблюдаться в дальнейшем?

Задача № 6

У двухслойного зародыша ланцетника разрушили внутренний листок, сформированный при инвагинации.

1. Как называется внутренний листок гаструлы ланцетника?

2. Для какой бластулы характерна гаструляция путем инвагинации?

3. Развитие каких зачатков будет нарушено?

Задача № 7

В эксперименте у зародыша цыпленка поврежден внезародышевый орган, выполняющий функцию выведения метаболитов и газообмена.

1. Какой внезародышевый орган поврежден?

2. Какое строение имеет данный орган?

3. Как он образуется у куриного эмбриона?

Задача № 8

У куриного эмбриона разрушены внезародышевая эктодерма и париетальный листок внезародышевой мезодермы.

1. Какие провизорные органы не будут сформированы?

2. Какова их функция?

3. На каком этапе эмбрионального развития образуются данные органы?

Задача № 9

У зародыша цыпленка микроманипулятором разрушены сегментные ножки.

1. Укажите место локализации сегментных ножек.

2. На каком этапе эмбрионального развития они образуются?

3. Какие нарушения вызовет это экспериментальное воздействие?

Задача № 10

При исследовании зародыша цыпленка под световым микроскопом видно, что часть первичной эктодермы (в месте зародышевого щитка) начинает прогибаться в виде желобка.

1. Что образуется из этого клеточного материала?

2. Как называется этот процесс?

3. Что произойдет с остальной эктодермой?

4. На каком этапе эмбрионального развития происходят выше указанные события?

Задача № 11

Зародыши всех позвоночных и человека в процессе дифференцировки проходят стадию образования сначала двух, а затем трех зародышевых листков.

1. Назовите эти зародышевые листки.

2. Как называется зародыш, состоящий из двух и трех зародышевых листков?

3. В ходе какого этапа эмбрионального развития они образуются?

Задача № 12

В процессе гаструляции происходит выселение клеток из всех зародышевых листков. Клетки имеют неправильную форму, много отростков, соединенных с отростками соседних клеток, округлое ядро.

1. Дайте название клеткам.

2. Назовите их место локализации в зародыше.

3. Что будет из них формироваться в дальнейшем?

Задача № 13

На рисунке изображены яйцеклетки ланцетника, лягушки, курицы и человека.

1. К какому типу яйцеклеток принадлежит каждая?

2. Назовите тип дробления яйцеклеток.

3. От чего зависит тип дробления?

Задача № 14

В эксперименте у ланцетника на стадии двух бластомеров уничтожен один бластомер.

1. В ходе какого этапа эмбрионального развития образуются бластомеры?

2. Какой способностью обладают бластомеры на данной стадии?

3. Объясните эту способность.

4. В течение какого периода бластомеры обладают данным свойством?

5. Что произойдет с оставшимся бластомером?

Задача № 15

Яйцеклетка содержит мало желтка и распределен он равномерно.

1. Для чего необходим желток?

2. Определите тип яйцеклетки.

3. Какому низшему представителю животного мира она принадлежит?

Задача № 16

Даны два зародыша одного вида животных. Один зародыш находится на стадии двух бластомеров, другой – на стадии морулы.

1. Какой процесс приводит к образованию двух бластомеров и морулы?

2. Охарактеризуйте этот процесс.

3. Что представляет собой морула?

4. Какой зародыш больше по массе?

Задача № 17

У зародыша дробление отмечено только на анимальном полюсе.

1. Как называется такой тип дробления?

2. Для яйцеклетки какого типа характерен такой тип дробления?

3. От чего зависит тип дробления?

Задача № 18

В яйцеклетке много желтка, сконцентрированного на вегетативном полюсе.

1. Как называется такая яйцеклетка?

2. Для какого представителя животного мира она характерна?

3. Каков будет тип дробления?

Задача № 19

В эксперименте на стадии бластулы введено вещество, блокирующее перемещение клеток.

1. Каково строение бластулы?

2. В ходе какого этапа эмбрионального развития она образуется?

3. Развитие какого этапа эмбриогенеза будет блокировано?

Задача № 20

В условном эксперименте микроманипулятором разрушили миотом.

1. Частью какого зародышевого листка является миотом?

2. В ходе какого этапа эмбрионального развития он образуется?

3. Нарушение развития какой ткани произойдет при разрушении миотома?

Задача № 21

В условном эксперименте микроманипулятором разрушили дерматом.

1. Частью какого зародышевого листка является дерматом?

2. В ходе какого этапа эмбрионального развития он образуется?

3. Нарушение развития какой ткани произойдет при разрушении дерматома?

Задача № 22

У зародыша развиты следующие провизорные органы: желточный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис.

1. К какому классу животных следует отнести данный зародыш?

2. Как называются выше перечисленные органы?

3. Чем обусловлено их название?

4. На каком этапе эмбрионального развития образуются такие органы?

Задача № 23

В эксперименте у зародыша цыпленка нарушен процесс срастания амниотических складок.

1. Чем образованы амниотические складки?

2. Какова их функция?

3. Образование каких провизорных органов будет нарушено?

Задача № 24

Яйцеклетка оплодотворена двумя сперматозоидами.

1. Каков хромосомный набор яйцеклетки и сперматозоида?

2. Каков хромосомный набор будет у зародыша?

3. Возможно ли его нормальное развитие?

Задача № 25

В процессе сперматогенеза в сперматозоидах человека произошло нарушение формирования акросом (симптом «округлой головки сперматозоида»).

1. Укажите строение и место расположения акросомы в сперматозоиде.

2. В ходе какого процесса эмбрионального развития участвует данный органоид?

3. Какая функция сперматозоида будет нарушена?

Задача № 26

При цитологическом исследовании околоплодных вод обнаружены клетки, содержащие половой хроматин.

1. Что представляет собой половой хроматин?

2. В каких клетках он обнаруживается?

3. Каков пол будущего ребенка?

Задача № 27

На электронных микрофотографиях представлены поперечные срезы сперматозоидов. На одном срезе отчетливо видна осевая нить, окруженная митохондриями, на другом – видна только центриоль.

1. Какое строение имеет осевая нить?

2. Укажите строение центриоли.

3. Какие отделы сперматозоида представлены на микрофотографиях?

Задача № 28

В результате дробления зародыша возникла целобластула.

1. Охарактеризуйте строение целобластулы.

2. Укажите тип яйцеклетки из которой образовалась целобластула.

3. Назовите характер дробления, приведший к образованию такой бластулы.

4. Какому представителю животного мира она принадлежит?

Задача № 29

В эксперименте у зародыша птицы на стадии гаструлы блокирован процесс перемещения клеток через первичную полоску.

1. Что такое первичная полоска?

2. В результате какого этапа эмбрионального развития происходит образование данной структуры?

3. Развитие какого зародышевого листка будет нарушено?

Задача № 30

В эксперименте на стадии гаструлы в зародыше амфибии с помощью сплошной пластинки изолирован хордальный вырост от эктодермы.

1. Назовите функции хорды.

2. Какие нарушения в развитии зародыша вызовет это воздействие?

3. В ходе какого периода эмбрионального развития происходят вышеуказанные процессы?

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задача № 1

1. Осевая нить представлена девятью дуплетами микротрубочек, расположенными по окружности и парой одиночных микротрубочек в центре; способствует биению хвоста и передвижению сперматозоида.

2. За счет митохондрий накапливается энергия, используемая для движения хвоста и перемещения сперматозоида.

3. Срез прошел через промежуточную часть хвоста сперматозоида.

Задача № 2

1. Клетки плоской, кубической или призматической формы с одним отростком, расположены в один или несколько слоев на базальной мембране вокруг овоцита.

2. Трофическая (фолликулярные клетки выделяют вещества, поглощаемые овоцитом, способствующие его росту).

3. Яйцеклетка погибнет.

Задача № 3

1. Яйцеклетка первично олиголецитальная изолецитальная.

2. Тип дробления зависит от типа яйцеклетки.

3. Дробление полное равномерное синхронное.

Задача № 4

1. Яйцеклетка полилецитальная резко телолецитальная.

2. Характерна для птиц.

3. Вегетативный полюс.

Задача № 5

1. Целобластула.

2. Такая бластула характерна для ланцетника.

3. Полное равномерное синхронное дробление.

4. Гаструляция путем инвагинации.

Задача № 6

1. Первичная энтодерма.

2. Для целобластулы.

3. Будет нарушено развитие кишечной трубки и хорды.

Задача № 7

1. Поврежден аллантоис.

2. Стенка аллантоиса образована внезародышевой висцеральной мезодермой и внезародышевой энтодермой.

3. Аллантоис возникает в виде полого выроста вентральной стенки задней части кишечной трубки.

Задача № 8

1. Не будут сформированы амнион и серозная оболочка.

2. Амнион создает и поддерживает состав жидкой среды, в которой развивается зародыш (защитная и амортизационная функции). Серозная оболочка участвует в снабжении эмбриона кислородом (обеспечивает газообмен).

3. На этапе образования внезародышевых (провизорных) органов.

Задача № 9

1. Сегментные ножки являются частью мезодермы, находящейся латеральнее сомитов.

2. Образуются на этапе органогенеза, гистогенеза и дифференцировки мезодермы.

3. Будет нарушено развитие органов мочеполовой системы.

Задача № 10

1. При смыкании краев желобка образуется нервная трубка и нервные валики.

2. Нейруляция.

3. Оставшаяся зародышевая эктодерма сомкнется над нервной трубкой, образуя кожную эктодерму.

4. На этапе органогенеза, гистогенеза и дифференцировки мезодермы.

Задача № 11

1. Эктодерма, энтодерма, мезодерма.

2. Первичная (ранняя) гаструла, вторичная (поздняя) гаструла.

3. Образуются в ходе гаструляции.

Задача № 12

1. Мезенхимальные клетки.

2. Занимают все пространство между зародышевыми листками.

3. Кровь, лимфа, кровеносные и лимфатические сосуды, органы кроветворения и иммунологической защиты (кроме тимуса), гладкая мышечная ткань, эндокард, микроглия.

Задача № 13

1. Яйцеклетка ланцетника первично олиголецитальная изолецитальная, яйцеклетка лягушки полилецитальная мезотелолецитальная, яйцеклетка курицы полилецитальная резко телолецитальная, яйцеклетка человека вторично олиголецитальная изолецитальная.

2. У ланцетника дробление полное равномерное синхронное, у лягушки – полное неравномерное асинхронное, у курицы – неполное дискоидальное, у человека – полное неравномерное асинхронное.

3. Тип дробления зависти от типа яйцеклетки.

Задача № 14

1. Бластомеры образуются в ходе дробления.

2. Бластомеры на данной стадии обладают тотипотентностью.

3. Способность давать начало любой клетке организма.

4. До стадии 4-8 бластомеров.

5. Второй бластомер разовьется в обычную особь.

Задача № 15

1. Желток обеспечивает питание зародыша.

2. Яйцеклетка олиголецитальная изолецитальная.

3. Яйцеклетка принадлежит ланцетнику.

Задача № 16

1. Дробление.

2. Это деление бластомеров без увеличения их массы.

3. Морула представляет собой плотное скопление бластомеров.

4. Масса зародышей одинакова.

Задача № 17

1. Дробление неполное дискоидальное.

2. Для яйцеклетки полилецитальной резко телолецитальной.

3. Тип дробления зависит от типа яйцеклетки.

Задача № 18

1. Яйцеклетка полилецитальная резко телолецитальная.

2. Характерна для птиц и рептилий.

3. Дробление неполное дискоидальное.

Задача № 19

1. Бластула представляет собой многоклеточный зародыш, имеющий полость (бластоцель) и окружающую ее бластодерму.

2. В ходе дробления.

3. Будет блокирована гаструляция.

Задача № 20

1. Миотом является частью сомитов мезодермы.

2. В ходе гистогенеза, органогенеза и дифференцировки мезодермы.

3. Произойдет нарушение развития скелетной поперечнополосатой мышечной ткани.

Задача № 21

1. Дерматом является частью сомитов мезодермы.

2. В ходе гистогенеза, органогенеза и дифференцировки мезодермы.

3. Произойдет нарушение развития соединительной ткани дермы.

Задача № 22

1. К классу птиц.

2. Органы называются провизорными (временными).

3. Данные органы необходимы только для развития зародыша.

4. Появляются на стадии образования провизорных органов.

Задача № 23





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!