После того как Вы выполнили первое задание, приступайте к выполнению второго.




Оценка имиджевых характеристик преподавателя

Уважаемый студент! Примите, пожалуйста, участие в психологическом исследовании. Перед Вами опросник, который содержит ряд суждений о качествах преподавателя. Ваши ответы очень важны, т.к. помогут дополнить требования к профессиональной компетентности преподавателя вуза.

Ваша задача—оценить при помощи шкал Ваших конкретных преподавателей.

Принцип шкалирования: чем ярче выражено качество, тем ближе к нему ставится отметка на шкале.

Вспомните, пожалуйста преподавателя, которого Вы уважаете, любите, или занятия которого Вам интересны, или которого считаете настоящим профессионалом, у которого хочется учиться.

Поставьте значок «Ö» на каждой шкале в том месте, которое кажется Вам наиболее соответствующим характеристике такого преподавателя..

После того как Вы выполнили первое задание, приступайте к выполнению второго.

Вспомните, пожалуйста, преподавателя, которого Вы считаете самым обычным педагогом, занятия, которого посещаются без особого удовольствия и интереса или совсем не посещаются, к которому относитесь негативно или равнодушно, у которого не хочется учиться.

Поставьте значок « на каждой шкале в том месте, которое кажется Вам наиболее соответствующим характеристике такого преподавателя. Отметка ставится на тех же шкалах, что и в первом задании.

Внимание!!!

1.Помните, что необходимо оценивать конкретного преподавателя, а не выдуманного.

2.Приступайте к выполнению второго задания только после завершения первого!

3. Два задания выполняются на одной и той же шкале.

4.Отвечайте, пожалуйста, объективно и искренне!

Благодарим за участие!

 

Характеристика шкалы Шкала Характеристика шкалы
1. В речи допускает ошибки, слова-паразиты (как бы, значит, ну, так сказать), жаргонизмы.   Говорит грамотно, без ошибок, использует литературный язык.
             
 
2. Стереотипно ведет себя, зажатый, скучный, неартистичный.     Умеет интересно преподнести, подать себя, артистичен, эмоционален, импровизирует
             
 
Равнодушно относится к сложностям, проблемам студента .     Внимателен, с пониманием относится к проблемам студента, разделяет его интересы и заботы, гуманен, отзывчив.
             
 
Объясняет и излагает материал путано, перескакивает с мысли на мысль, материал дает неструктурированно   Доступно, четко, логично излагает материал  
             
 
педагог не слишком много требует для знания его предмета, не проявляет строгости   педагог требовательный, но требования определенны и посильны, строго относится к болтунам.  
             
 
нечетко проговаривает слова, «съедает» звуки, студенты просят повторить только что сказанное.   проговаривает слова четко, отчетливо произносит звуки
             
 
Педагог характеризуется отсутствием внутренней привлекательности, внутреннего притяжения личности   Обаятельный, привлекает своими индивидуальными чертами как достоинствами так и недостатками
             
 
Педагог не владеет своими эмоциями, сильно нервничает, срывается на крик, неустойчив.     педагог эмоционально устойчив: обладает выдержкой, терпением, эмоционально сдержан, владеет собой в сложной или конфликтной ситуации.
             
 
дает материал сухо, читает почти всегда «по бумажке», не проводит аналогий с практикой     всегда интересно преподносит материал, ведет диалог с аудиторией, изредка обращается к своим записям, приводит много примеров «из жизни».
             
 
оценивает себя и свои возможности некритично, не предъявляет особых требований к себе как к профессионалу и личности.     проявляет самокритичность и требовательность к себе во всем: подготовке занятия, общении со студен- тами, во внешнем виде. Старается соответствовать идеальным ожиданиям аудитории. Критично оценивает свои возможности.
             
 
говорит сухо, тихо, монотонно, с одышкой , покашливанием   говорит образно, живо, с экспрессией, выразительно, с интонацией, использует паузы
             
 
Общается с аудиторией в форме приказов, инструкций, обвинений не уважает мнение другого, считает студентов «тупыми бездельниками», «серой массой», не проявляет интереса к ним и совместной деятельности.   Уважает студентов, внимателен, расположен к сотрудничеству, партнерству, верит в их знания и способности, ценит студентов
             
 
Не уверен в себе, оценивает себя неадекватно действительности: либо слишком хорошо либо слишком плохо.   Уверен в себе, адекватно оценивает себя и свои возможности
             
 
не применяет активных методов обучения. Занятия проходят однообразно. Контролирует знания стереотипно.     применяет различные активные методы обучения: деловые игры, мини-дискуссии круглые столы. Интересные формы контроля.  
             
 
не имеет своего особенного незабываемого стиля деятельности   имеет собственный неповто-римый стиль деятельности в профессии, сразу запоминается
             
 
Педагог перескакивает с одного понятия на другое, нет четкой структуры выражения мысли, часто использует сложные термины   Речь педагога логичная, точная, понятная, педагог адаптирует свою речь к уровню понимания студентов.
             
 
занимает пассивную позицию, легко поддается противоречивым влияниям, его можно «втянуть» в конфликт,     является лидером в аудитории, ведет за собой, может увлечь, авторитетен, способен поставить на место.  
             
 
пассивный, вялый, безынициативный     энергичный, активный, инициативный
             
 
не владеет методами воздействия на аудиторию, заинтересовать, малую часть студентов, часто все занимаются своими делами или засыпают.     умеет воздействовать на аудиторию, может заинтересовать вовлечь, активизировать мышление, создать атмосферу полного внимания в аудитории
                                                                                                                           
             
   
одевается как большинство педагогов.     одевается интересно, имеет собственный стиль одежды, всегда одет со вкусом.
             
 
Избегает контакта с аудиторией, держит большую дистанцию, подчеркивает позицию «сверху» или не проявляет активности вообще, пытается само-утвердиться за счет аудитории.       педагог доброжелательный, умеет устанавливать контакт со студентами, выбрать правильный подход к аудитории, создать благоприятную атмосферу, демонстрирует доверие , идет навстречу студентам, здоровается.
             
 
не свойственны хорошие манеры (грубый, бестакт-ный,) вредные привычки (почесывания, сморка-ния)   обладает хорошими манерами (вежливый, тактичный), здоровается со студентами  
             
 
не может сориентироваться и принять иное решение, в разных ситуациях ведет себя одинаково   гибкий, может изменить точку зрения при ее обоснованности, ориентируется по ситуации    
             
 
знания предмета фрагментарное, постоянная опора на свои записи, «плавает» при вопросах студентов.   хорошо знает свой предмет, разбирается, может сразу ответить на интересующие вопросы.  
             
 
Не может спокойно выслушать, перебивает, навязывает свою точку зрения, демонстрирует низкую значимость мнения студента.   Внимательно слушает студента, мнение студента, дает высказаться, уточняет, помогает «довыразить» мысль, резюмирует ответ, показывает заинтересован-ность ответом.
             
 
чувство юмора не развито или очень специфичное, не владеет приемами разрядки напряженности, снятия усталости.     обладает чувством юмора (шутки, остроумные замечания, самоирония), находчив, умеет снять напряжение в аудитории, усталость.
             
 
Педагог ведет себя стереотипно, не выделяясь среди остальных.     педагог интересный человек, отличается от других своими особенными индивидуальными чертами, как положительными, так и отрицательными.
             
 
неэрудированный, знает только свою дисциплину, не проводит аналогии с другими областями знания и сферами жизни.   обладает общей и профессиональной эрудицией, дает много интересных фактов и проводит аналогии со смежными областями знаний или сферами жизни.
             
 
Часто пренебрегает опрятностью, часто неряшлив, иногда весь в мелу .     всегда аккуратно одет, как «с иголочки», соблюдает цветовую гармонию, следит за обувью.
             
 
Проявляет свое отношение   Скользящий взгляд, усмешка, беспрестанное хождение, статичное положение за столом или кафедрой, нахмуренные брови, постукивание пальцами, скрещенные на груди руки, неуместность или отсутствие жестикуляции, вредные привычки, большая дистанция от студентов.     к аудитории с помощью   элементов невербального языка   Улыбка, кивок головой, зрительный контакт с аудито- рией, уместность жестов, собранность, осанка, умение правильно распределить внимание, направленное на аудиторию с помощью выгодного место расположения в аудитории
             
 
Сразу выделяет «любимчиков», завышает их способности, требует, от студентов знаний, еще несоответствующих их уровню, злопамятен, может «отыграться» на экзамене.   Объективно оценивает способности студента, справедливо относится на зачетах и экзаменах.  
             
 
чрезмерно хвалится своими достижениями в науке, практике, работе, оплате труда, личной жизни и т.д.   говорит о своих достижениях в разных областях жизни только в особых случаях, часто о них умалчивает.
             
 
педагог относится к профессии как к ежедневной рутине, без интереса дает материал, не придает большого значения профессиональному самосовершенствованию.     педагог любит свою профессию, всегда увлеченно рассказывает, ответственно относится к подготовке занятий, озабочен профессиональным ростом.
             
 
Меняет свое мнение и решение в зависимости от выгодности ситуации, поддается некритичному принятию мнения авторитетов, непринципиален.     Искренен в проявлении чувств, предан своим убеждениям,принципиален.
             
 
Внешние признаки поведения (то, что предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы) педагога не соответствуют произносимым им словам.     Поведение преподавателя(то, что предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы) полностью соответствует содержанию его слов, внутренним убеждениям.
             
 
Не придает особого значения аксессуарам, не следит за прической и макияжем.       придает значение аксессуарам, знает меру в выборе украшений, (портфель, очки, папка для лекций),следит за прической, макияжем.
             
 
производит впечатление «серой», заурядной, посредственной, слабой личности .   производит впечатление яркой, интересной, сильной, незаурядной личности
             
 
                                                                                                                           

 

СПАСИБО!

Обработка результатов

 

Каждая шкала семантического дифференциала подразумевает оценку от 1 до 7б. Анализ может быть как качественным, так и количественным.

При количественной обработке результатов можно вычислить средний балл по каждому фактору. В таблице ниже оцениваемые шкалы пронумерованы. Например, фактор «Культура речи» включает шкалы под номерами опросника - 1,6,11,16. Вы можете вычислить средний балл по этому фактору, сложив оценки по каждой шкале и поделив на количество шкал, изучаемого фактора.

Распределение оценок может быть поуровневым:

От 1 до 3,3 –низкий уровень

От 3,4 до 5,6 -средний уровень

От 5,7 до 7- высокий уровень

Далее строится профиль по всем восьми факторам.

 

Содержание блоков социально-психолого-педагогических качеств педагога

Наименование блока Наименование фактора Содержание фактора (шкалы)
«Коммуникативный» «Культура (техника) речи» «неграмотность речи—грамотность речи» (1) , «плохая дикция—хорошая дикция», (6) «невыразительность речи—выразительность речи» , (11) «нелогичность—логичность речи» (16)  
«Коммуника-тивные способности»     «некоммуникабельность—коммуникабельность», (21) «неразвитое умение слушать – развитое умение слушать», (25) «неразвитое владение приемами невербальной коммуникации—развитое владение приемами невербальной коммуникации», (30) «неэффективная самопрезентация – эффективная самопрезентация» (2)
«Позиция в межличностном общении» «направленность на авторитарные отношения, неуважение к студентам—направленность на партнерство, уважение к студентам», (12) «подчиненность—доминантность», (17) «плохие манеры(грубость, бестактность)—хорошие манеры(вежливость, тактичность)», 22 «отсутствие чувства юмора, умения снять напряжение в аудитории—обладание чувством юмора, умением снять напряжение в аудитории», (26) «субъективность в оценке способностей студентов—объективность в оценке способностей студентов», (31) «непривлекательность(необаятельность)—привлекательность (обаятельность)», (7) «нетребовательность, мягкость—строгость, требовательность»; (5)  
«Индивидуально-личностный» «Индивидуально-личностные качества»     «неразвитость социально-перцептивных способностей—развитость социально-перцептивных способностей», ( 3) «эмоциональная неустойчивость –эмоциональная устойчивость», (8) «неуверенность—уверенность», (13) «пассивность—активность», (18) «ригидная стратегия поведения—гибкая стратегия поведения», (23) «стереотипность—ндивидуальность», (27) «хвастливость—скромность», (32) «конформность—принципиальность», (34) «инконгруэнтность—конгруэнтность», (35) «серость» заурядность личности—яркость, незаурядность личности; ( 37)  
«Профессиональный»     «Умение применять принципы дидактики» «сложность, путаность, неструктурированность изложения—доступность, понятность, логичность изложения материала», (4) «неинтересное изложение—интересное изложение», ( 9) «применение пассивных методов обучения и контроля—применение активных методов обучения и контроля», (14) «неумение воздействовать на аудиторию –умение воздействовать на аудиторию»; (19)
«Концептуаль-ная подготовка»     «фрагментарное знание предмета—полное знание предмета», (24) «неэрудированность—эрудированность»; (28)  
«Я—в профессии» «отношение к профессии как к обязанности—любовь к профессии», (33) «профессиональная несамокритичность и нетребовательность к себе—профессиональная самокритичность и требовательность к себе», (10) «стереотипный стиль деятельности—индивидуальный стиль деятельности»; (15)  
«Внешний вид» «шаблонность внешнего образа—стильность внешнего образа», (20) «неряшливость—аккуратность», (29) «равнодушие к дополнительным деталям имиджа(аксессуары, прическа, макияж)—значимость дополнительных деталей имиджа(аксессуары, прическа, макияж)» (36)

Пример психолого-педагогического заключения по методике

«Оценка имиджевых качеств педагога»

 

Психологическое заключение на Ф.И.О.

...





Читайте также:
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.