Развитие межполушарного взаимодействия
Функциональная асимметрия полушарий выражается в различии в распределении нервно-психических функций между правым и левым полушариями.
Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования определенной структуры психики.
Диагностика показателей межполушарного взаимодействия
Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:
• ладонь на плоскости,
• сжатая в кулак ладонь,
• ладонь ребром на плоскости стола,
• снова распрямленная ладонь на плоскости стола.
Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.
Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:
• все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
• 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
• указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
• 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;
• 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
• 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
• 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
• 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Развитие произвольных навыков органов речи
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов речевого аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Ребенку предлагается по подражанию выполнить 11 действий:
1) Улыбнуться —
2) Надуть щеки -
3) Сделать губы трубочкой «У» -
4) Сделать губы, как при произнесении звука «О» -
5) «Покатать орешки за щекой» —
6) Высунуть язык лопаткой -
7) Поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу -
8) Положить язык на нижнюю губу -
9) Поместить кончик языка в правый угол рта -
10) Поместить язык в левый угол рта -
11) Высунуть язык и сделать язык узким —
Развитие навыка ориентировки в схеме тела
1. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив него взрослым: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.
2. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
3. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».