БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ




 

23.Экзистенциальный подход в консультировании. В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы. Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по пути развития: Деструктивный путь — многочисленные формы психологических защит от этих данностей. Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.

Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладения с тревогой, которую вызывает ситуация. Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией. Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную. 1 К - осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить. Задача: подвести клиента к такому углубленному осознанию смерти, которое привело бы к более высокой оценке жизни, открыло бы перспективы для личностного роста и дало бы возможность жить подлинной жизнью. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности. 2 К - между осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь. Задача: помочь клиенту осознать личную свободу и способствовать принятию им ответственности за свои чувства, мысли, решения, действия, жизнь. 3 К - между осознанием собственного глобального одиночества (изоляции) и желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого. Задача: помочь клиенту выйти из состояния межличностного слияния и научиться взаимодействовать с другими, сохраняя и взращивая при этом собственную индивидуальность. 4 К - между потребностью людей в смысле жизни и отсутствием «готовых» рецептов осмысленного бытия. Осознание того, что мир существует не для того, чтобы определять (систематизировать, упорядочивать) жизнь отдельного человека, а то и вовсе, безразличен к человеку, вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты. По мнению экзистенциальных консультантов, человеку важно ощущать смысл жизни, будь он космический либо земной. Космический смысл подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий, какое либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Земной смысл или «смысл моей жизни » включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой-то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. Важно отметить, что ПП клиентам, испытывающим тревогу, связанную с недостатком жизненного смысла, принципиально отличается от терапевтических стратегий, предлагаемых для работы с другими конечными факторами. Однако когда дело касается бессмысленности, эффективный терапевт должен помочь клиенту принять решение вовлеченности, а не погружаться в проблему бессмысленности ». Таким образом, задача консультанта в разрешении экзистенциального конфликта, связанного с ощущением бессмысленности, заключается в том, чтобы помочь клиенту активнее включаться в жизнь и способствовать преодолению / устранению препятствий на этом пути. Для экзистенциального терапевта и консультанта важны следующие базовые установки: 1. Подходит к задаче оказания терапевтической помощи с позиций уважения, бережного отношения к конкретной человеческой личности. Человек, неповторимая, несравнимая ни с кем индивидуальность, обладающая собственной свободой. Поэтому и отношения между экзистенциальным терапевтом (консультантом) и его клиентом выстраиваются как глубоко человеческие отношения, не сводимые к формальному применению психотерапевтических методик в процессе совместной работы над проблемой.2. Стремится помочь понять проблему изнутри самой логики отдельной человеческой жизни: как появилась проблема, почему она не могла не появиться, и как теперь с нею можно справиться. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЯЛОМА И МЭЙЯ. ФРАНКЛ И ЛОГОТЕРАПИЯ Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя Ялом: В процессе работы исследуются жизненные заботы, которые переживаются в течение жизни и вызывают экзистенциальные беспокойства: Смерть – основной источник тревоги связанный со смертью (сознательный/подсознательный). Клиента стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать бессмысленных поступков. Свобода – конфликт между боязнью существования и быть. Человек, который может выбирать свои потребности. Клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь. Мэй: хотеть -> выбирать -> действовать Изоляция. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений.Межличностная – как «одиночество» Внутренностная – патология Экзистенциальная - каждый приходит в этот мир в одиночестве и уходит также. Бессмысленность – поглощение времени, так как не видят смысла в своем существовании. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответственны за создание собственного смысла.

 

24.Гештальт-консультирование. Основоположниками гештальт - терапии являются Фредерик С. Перлз, Ральф Ф. Хеффрлайн, Пол Гудмен. Терапия состоит в анализе внутренней структуры актуального опыта вне зависимости от присущей степени контакта, в изучении не столько того, что переживается, запоминается, делается и т.п., сколько того, как запоминается, как говорится и т.д.. Все описанные направления работы способствуют интеграции личности клиента, помогают преодолеть невротические защитные механизмы и обрести «подлинное Я». Основные теоретические положения гештальт-терапии: Каждый организм стремиться к достижению состояния полного функционирования, что означает завершенность
внутренних органов. Человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и не взаимосвязанные, а организует их в целое или в гештальты, имеющие для него
значения. Функционирования индивида осуществляется посредством процесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности (или незавершенный гештальт) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся
условиях. Индивид может существовать только в границах среды, являющимся целостным полем, включающим в себя его и
окружение, а его поведение является функцией всего поля. Характерным элементом гештальт терапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в отдельных элементах его структуры. Основным процессом, интегрирующим функционирование организма, является сознание. Гештальт распознает и восстанавливает равновесие в сознании, тем самым помогает человеку обрести свою полноту (комфортность). В рамках концепции гештальт-терапии описаны следующие варианты защитных механизмов: ПРОЕКЦИЯ. Приписывание собственных нежелательных для клиента качеств и побуждений другим людям. ИНТРОЕКЦИЯ. Клиент действует в соответствии с усвоенными от значимых для него лиц (особенно в детстве) принципами, установками, правилами и т.п. ДЕФЛЕКСИЯ. Уклонение от реальных действий по преодолению препятствий или от решения проблем путем
бесконечных и бесперспективных разговоров о проблеме. КОНФЛЮЕНЦИЯ. Размывание границ своего Я и слияние с Я другого человека без четкого отграничения одного от другого. Клиент в таких случаях, описывая свои переживания, пользуется местоимением «мы». РЕТРОФЛЕКСИЯ. Вместо направленности энергии на преодоление внешних трудностей и препятствий человек обращает ее на самого себя, поэтому нередко становится неадекватно агрессивным или приобретает психосоматическое расстройство. Принципы гештальт- терапии: Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт -
терапии. Принцип «Я и Ты». Этот принцип выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Т.е. не просто передавать разговор терапевту, а непосредственно говорить с человеком о проблеме. Принцип субъективизации высказывания. Этот принцип связан с семантическими аспектами ответственности и причастности пациента. Например: «Что -то меня давит», «что –то мешает сказать мне это» Непрерывность (континуум) осознания - намеренная концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний,
отдавание себе отчета в том, что и как происходит в данную минуту.

 

25. Психодрамма Якоба Морено. Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми[1]. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми. Психодрама ведет свою историю с начала 1920-х годов. 1 апреля 1921 года в венском театре[2] врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день — день смеха — считается днем рождения психодрамы. После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на своё изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора». В журнале «Имаго» (основан Фрейдом в Вене в 1913 г., позже издаваемый в США) посвященном неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии, наравне с Морено публиковались такие известные психотерапевты как Фриц Перлз, Эрик Берн, и другие. Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

 

26 .Логотерапия Виктора Франкла. Логотерапия (с греч. logos – слово, речь и thererapeia – забота, уход, лечение) – одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии – В. Франкл, основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). После краткого увлечения психоанализом В. Франкл работал над созданием своей концепции, окончательное оформление которой произошло в экстремальных условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого В. Франкл был в 1942 – 1945 гг. Его теоретические и психотерапевтические взгляды прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. Самая известная книга В. Франкла – «Человек в поисках смысла» - неоднократно переиздавалась во всем мире. Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли. В этом аспекте заложено несогласие – с бихевиоризмом, по сути, отвергающим представление о свободе воли; – с психоанализом, выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие. Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни, и смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей, но обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями. Франкл, отстранившись от глубинных психоаналитических ориентаций, стремился к постижению вершинных психических переживаний и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы (характеризуются утратой смысла жизни) и, ставя целью, раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал терапию на преодоление «экзистенциального вакуума» – чувства пустоты и бессмысленности, а также на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» – страдания, вины и смерти. Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни. Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной. В. Франкл ввел понятие о ноэтическом уровне существования человека, пытаясь вывести его из-под действия биологических законов. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного уровня. Именно в духовном существовании находятся смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Главное препятствие в поисках смысла жизни – центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Смысл существования объективно заложен в каждом моменте жизни; психотерапевт не может определить его для клиента, так как он для каждого свой, но может помочь его увидеть. Особый, уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить. Таким образом, В. Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, котора связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

 

27. Рационально-эмотивное консультирование Альберта Эллиса. Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда – основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис – по-видимому, под влиянием А. Адлера – значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек – существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному – идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, – А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии – это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие «ловушка» – все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный «кодекс невротика» – ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: «я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают – это ужасно»; «я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «лучше всего – ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D – теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А – активирующее событие, В (belief) – мнение о событии, С (consequence) – последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) – последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: «событие-восприятие-реакция-обдумывание-вывод» обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:

  1. признание личной ответственности за свои проблемы;
  2. принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
  3. признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
  4. обнаружение (осознавание) этих представлений;
  5. признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
  6. согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
  7. согласие на использование РЭТ.

 

28 .Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса. Мультимодальное консультирование — это технически эклектический подход, который подразумевает использование техник, скорее выбранных на основе эмпирических данных и потребностей клиентов, чем теоретически пре­допределенных.

• Физиологически люди имеют различные пороги толерантности к отрица­тельным симптомам, таким как боль, фрустрация, стресс. В человеческой лич­ности можно выделить семь дискретных, но взаимодействующих измерений, которые образуют акроним* BASIC I.D.: behavior — поведение, affect — аффект, sensation — ощущения, imagery — образы, cognition — когниции, interper­sonal— межличностные отношения, drugs/ biology — наркотическая, лекар­ственная зависимость и другие виды биологической зависимости/биология. Люди, как правило, реагируют на ситуации в соответствии со своими предпо­читаемыми модальностями.

• Мультимодальное консультирование не лишено теоретический основы, оно, в целом, базируется на социально-когнитивной теории научения, однако не ограничивается ею. Приобретение и сохранение многих эмоциональных проблем обусловливается наличием неправильной информации и отсутстви­ем адекватной информации. Научение в основном происходит через бессо­знательные процессы. В процессе социального научения у людей формируют­ся защитные реакции. Личности людей формируются и сохраняются при вза­имодействии генетического фонда, Социального научения и влияний окружа­ющей среды.

• Цели мультимодального консультирования соответствуют основанным на BASIC I.D. потребностям клиента, хотя иногда полный анализ всех семи мо­дальностей не требуется.

• Консультант — это «подлинный хамелеон», он изменяет стиль отношений консультант — клиент, чтобы обеспечить «высокое качество консультирова­ния, точно соответствующее личности клиента». Выстраивая связи, консуль­танты осознанно настраиваются на предпочтительные модальности клиентов и только после этого переходят к другим модальностям.

• Часто на основе данных, полученных в ходе первых собеседований, и на основе ответов клиентов на Мультимодальный анкетный опрос, касающийся истории жизни (Multitnodal Life History Questionnaire), мультимодальные консультанты составляют профили модальностей. Профили модальностей — это таблицы BASIC I.D., в которых перечисляются проблемы и воздействия в пределах каждой модальности. Структурные профили показывают, как кли­енты видят себя в каждом измерении BASIC I.D.

• Отслеживание предполагает определение порядка, в котором клиенты рас­полагают модальности, когда они порождают специфические отрицательные эмоции; например, ощущения могут «воспламенить» («запустить») когни-ции. Зайдя в тупик, консультанты могут произвести анализ BASIC I.D. второ­го порядка, делающий возможным более детальный анализ каждого аспекта проблемы, оказавшейся трудной.

• При выборе техник мультимодальные консультанты уделяют большое вни­мание эмпирическим данным. Консультанты начинают с наиболее логичных и очевидных техник. Они пытаются применять техники, принимающие во внимание «уникальные характерные черты» клиентов. Рассматриваются ос­новные мультимодальные техники для каждой из семи модальностей.

• BASIC I.D. обеспечивает формирование структуры, в рамках которой оцени­ваются успехи клиента. Мультимодальное консультирование используется не только как элемент индивидуальной работы с клиентами, но и как элемент рабо­ты с супружескими парами, группами, а также при обучении родителей.

Мультимодальное консультирование — это подход, разработанный клиническим психологом Арнольдом А. Лазарусом с целью преодоления ограничений, существую­щих в традиционном поведенческом консультировании. Лазарус пишет: «Мультимо-дальная ориентация имеет много преимуществ перед поведенческой традицией. В муль-тимодальном консультировании используются уникальные процедуры оценки, глубо­ко и детально анализируются сенсорные, образные, когнитивные и межличностные факторы и результаты их взаимодействия» (Lazarus, 1989a, р. 503). Потребности кли­ентов часто удовлетворяются лучше, если консультанты работают мультимодально, а не одномодально или бимодально. При выборе методов лечения, которые подходят кон­кретным клиентам, имеющим уникальные психологические профили и обстоятельства, мультимодальное консультирование опирается на мультимодальный анализ. Лазарус замечает относительно термина «мультимодальная терапия»: «Возможно, лучше было бы назвать этот подход "мультимодальным анализом, всесторонней психотерапией" или как-то иначе».

Арнольд А. Лазарус

Арнольд Лазарус родился 27 января 1932 года в Южной Африке, в Йоханнесбурге. Он был самым младшим из четырех детей. Его отец занимался мелким розничным бизне­сом В 1956 го­ду Лазарус получил степень бакалавра гуманитарных наук по психологии и социоло­гии. В 1957 году он получил диплом с отличием бакалавра гуманитарных наук по пси­хологии и степень магистра гуманитарных наук по экспериментальной психологии, а в 1960 году стал доктором философии по клинической психологии; все эти степени были получены Лазарусом в университете Витватерстранд в Иоганнесбурге. В исследова­нии, представленном Лазарусом на соискание степени доктора философии («Новые групповые методы лечения фобических состояний»), использовалась групповая систе­матическая десенсибилизация. Председателем комиссии был Джозеф Вольпе.

Профессиональная история Лазаруса началась в 1958-1959 годах, когда он стал психологом в Обществе психического здоровья в Йоханнесбурге. С 1959 по 1963 год и с 1964 по 1966 год Лазарус занимался частной практикой, а также читал лекции в Вит-ватерстрандской медицинской школе.

 

29Когнитивное направление в консультировании Аарона Бэка А.Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений, отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Клиента учат возможности увидеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, клиент может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления. Главная идея когнитивной психокоррекции А.Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к психологическому стрессу. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся: 1.Персонализация - склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Клиент переоценивает как частоту, так и степень отрицательных чувств, которые он вызывает у других людей. 2.Дихотомическое мышление. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение. З.Выборочное абстрагирование (извлечение). на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая склонила голову к другому человеку, чтобы лучше его расслышать. 4. Бездоказательные умозаключения - бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я -плохая мать». 5.Свергенерализация 6.Преувеличение (катастрофизация) - преувеличение последствий каких-либо событий Стратегия когнитивно-оринтированного консультирования 1.Сведение проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. 2.Осознание и вербализация неадаптивных когниции, искажающих восприятие реальности. 3. Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные ко1ниции как обособленные от реальности психологические явления. 5.Перемена отношения к правилам саморегуляции. б.Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими. Цели коррекции. Основная цель - исправление неадекватных когниции, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Задачи психолога. Научить клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением. Научить заменять дисфункциональные мысли более реалистическими интерпретациями. Идентифицировать и изменять убеждения, которые предрасполагают к искажению опыта. Позиция психолога. Поскольку А.Бек считает, что психолог и клиент являются сот рудниками в исследовании фактов. Которые подкрепляют или опровергают когнитивные схемы клиента, то это процесс двусторонний и он является партнерским. Поэтому между клиентом и психологом должны складываться партнерские отношения. Интерпретации или предположения клиента рассматриваются психологом как гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении.

 

30.Поведенческое направление в консультировании. Бихевиоризм - направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой (бихевиоральной) психотерапии. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только доступное непосредственному наблюдению.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour - поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях.

Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специали-сту - психологу или психотерапевту.

Прикладной бихевиоральный анализ (операционализация и функц. анализ). Для прикладного бихевиорального анализа характерен ак­цент на конкретных действиях и поступках. Индивид должен “делать” что-то видимое, слышимое, ощущае



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: