Доклад на защиту
Уважаемые председатель и члены комиссии! Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная магистерская работа на тему «Педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в дополнительном историческом образовании».
Актуальность темы.
Ситуация в современном образовании характеризуется становлением гуманистической парадигмы. Данная парадигма предполагает нетрадиционные организационные подходы процессу образования, основанные на концепции личностно-ориентированного обучения, целью которого является обеспечение развития и саморазвития личности обучающегося на основе выявления его индивидуальных особенных черт как субъекта познавательной и предметной деятельности.
Личностно-ориентированное образование в отличие от традиционного, которое работает, в основном, с когнитивной сферой и мышлением, эта технология проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. В парадигме личностно-ориентированного образования его традиционное понимание как процесса овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Образовать человека значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить смыслотворчеству. Следовательно, очевидна необходимость построения образовательной деятельности современного учителя на основе личностно-ориентированного подхода.
Целью исследования являлось выявление педагогических условий, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода в дополнительном историческом образовании школьников.
Гипотеза проводимого исследования. Реализации личностно-ориентированного подхода в дополнительном историческом образовании будут способствовать следующие условия:
· изучение индивидуальных особенностей познавательной деятельности и познавательной самостоятельности обучающихся;
· разработка и применение в обучении дидактического материала в соответствии с познавательными особенностями школьников;
· организация рефлексии обучающимися своей познавательной деятельности.
Методологический аппарат представлен на слайде.
Нами были выявлены педагогические условия, которые будут способствовать личностно-ориентированному подходу в дополнительном историческом образовании. Ими являются:
· индивидуальных особенностей деятельности и самостоятельности обучающихся;
· и применение в дидактического материала в с познавательными школьников;
· организация обучающимися своей деятельности.
Для достижения решения поставленных исследования, доказательства в соответствии с предметом исследования мы организовали и экспериментальную работу.
Экспериментальная работа на базе индивидуального образования Пифагора» г. В экспериментальную и контрольную группы были по 6 обучающихся. Все учениками 11 школ г.
Цель экспериментальной заключалась в эффективности выдвинутых
Задачи экспериментальной заключались в
1. Изучить индивидуальные познавательной деятельности и имеющийся уровень самостоятельности обучающихся;
2. Разработать дидактический обеспечивающий индивидуальный обучающемуся вида и знания, подлежащего
3. Организовать рефлексию
4. Проследить динамику уровня познавательной обучающихся.
Экспериментальная работа, на решение задач состояла из этапов:
I. Констатирующий этап
II. Формирующий этап
III. Контрольный этап
Цель констатирующего этапа: изучить индивидуальные познавательные особенности и определить имеющийся уровень познавательной самостоятельности обучающихся.
Для выявления уровня познавательной самостоятельности контрольной и экспериментальной групп обучающимся нами были использованы:
1) тест направленный на определение уровня знаний по истории;
2) методика «Самостоятельная работа» (автор Л.В. Жарова);
3) отношение школьников к самостоятельной познавательной деятельности по истории.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разрабатывался и применялся дидактический материал, организовывалась рефлексия обучающихся.
Данные условия нами в группе одновременно. В группе занятия в традиционной на основе преподавателя и необходимой информации В обеих занятия проходили Продолжительность занятия 120
Нашей целью такая организация процесса, чтобы не только свой уровень по истории, но и понять их значение: могли собственную деятельность, внутренние связи знаний, анализировать и результаты учения и свои дальнейшие
К каждому занятию для ЭГ нами дидактический материал, включал мультимедийную учебные тексты, различающиеся по и уровню и дидактические используемые для усвоения знаний.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Для выявления проведенной работы мы контрольный срез с тех же Динамику изменений можно проследить на слайдах.
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
1. Личностно-ориентированный подход предполагает такое обучение учащихся, когда первоочерёдно раскрываются личность каждого ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт, а затем уже происходит согласование с содержанием образования и подбираются необходимые методики.
2. Для реализации личностно-ориентированного подхода в дополнительном историческом образовании необходимо создание таких условий, как: изучение индивидуальных особенностей познавательной деятельности и познавательной самостоятельности; разработка и применение дидактического материала в соответствии с познавательными особенностями школьников; организация рефлексии обучающимися своей познавательной деятельности.
3. На основании экспериментальной работы было установлено, что специальные педагогические условия образовательного процесса позволяют реализовать в дополнительном историческом образовании личностно-ориентированный подход, способствующий развитию у обучающихся субъектности и познавательной самостоятельности.