Иностранный язык – средство для выражения собственных мыслей и понимания мыслей других людей.




Изучение иностранного языка связано с овладением новым языковым кодом, то есть новыми способами выражения мыслей на неродном языке.

Особенность предмета «иностранный язык» состоит и в том, что цель обучения – не столько приобретение знаний о самом предмете, то есть о языке, сколько формирование навыков и умений в разных видах речевой деятельности.

Предмет «иностранный язык» занимает промежуточное место между теоретическими дисциплинами (гуманитарного, естественно-научного и образовательного циклов) и дисциплинами практическими (музыка, рисование, спорт и т.д).

Так, иностранный язык, как и другие практические дисциплины, предполагает для своего усвоения выполнение большого количества тренировочных упражнений, которые ведут к формированию речевых навыков и умений.

Иностранный язык, как и другие теоретические научные дисциплины, предусматривает большое количество языковых знаний в виде правил и инструкций. Но сами эти правила и инструкции должны иметь практически значимый характер и занимать небольшое место в общей системе занятий при практической направленности обучения.

Иностранный язык – средство для выражения собственных мыслей и понимания мыслей других людей.

Иностранный язык – средство овладения содержанием других учебных дисциплин. Для студента-филолога – это сведения об истории, культуре, традициях народа, говорящего на изучаемом языке.

Изучение иностранного языка характеризуется беспредельностью – нет границ в овладении языком.

Для разных этапов и профилей обучения существуют свои языковые минимумы.

Один из ведущих принципов в преподавании РКИпринцип учёта и прогнозирования трудностей. Он предполагает при обучении иностранцев особое внимание обращать на следующие языковые категории:

- виды глагола

- глаголы движения

- глагольное управление

- падежная система русского языка

- виды односоставных предложений и т.д.

Вопрос 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫМЕТОДИКИ

 

Методика обучения РКИ – самостоятельная педагогическая наука о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком.

Предмет методики обучения РКИ – это система, направленная на наиболее эффективное овладение учащимися русским языком. В процессе занятий учащиеся овладевают русским языком как средством общения, а в их сознании формируется представление о системе изучаемого языка. Такой подход к обучению делает владение языком сознательным.

Объект методики обучения РКИ – процесс обучения языку.

Термин «методика» в современной теории и практике обучения языку рассматривается в трёх значениях:

1. как учебная дисциплина. Цель учебного предмета «Методика обучения РКИ» – формировать у студентов профессиональные знания и умения, необходимые в работе преподавателя.

2. как научная дисциплина – теория обучения языку.

3. как практическая дисциплина – совокупность приёмов работы преподавателя.

Как наука методика преподавания РКИ ставит и решает два основных вопроса: чему надо обучать учащихся и как надо их обучать.

Первый вопрос методисты и педагоги должны решать вместе с лингвистами. Обязательно должно быть лингвистическое обоснование методики. Что касается вопроса о том, как лучше всего обучать языку, какие методы, приёмы и способы будут наиболее эффективными, то здесь необходимо учитывать психологию. Обязательно должно быть психологическое обоснование методики обучения РКИ.

В методике рассматривается проблема отбора речевого материала. Решение этой проблемы зависит от:

- целей преподавания

- времени обучения

- уровня владения языком

Методика использует данные других наук, составляющие её научные основы. К числу базисных для методики наук относятся педагогика, психология, лингвистика, социология, культурология.

 

 

Вопрос 3. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ РКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ: ПЕДАГОГИКОЙ, ЯЗЫКОЗНАНИЕМ, ПСИХОЛОГИЕЙ, ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЕЙ, СОЦИОЛОГИЕЙ

 

Методика обучения РКИ – самостоятельная педагогическая наука о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком.

Методика обучения РКИ – самостоятельная педагогическая наука. В то же время она тесно связана другими науками и использует накопленные в них факты. Среди таких наук есть базисные. То есть основные для методики. Это лингвистика, педагогика, психология, социология, страноведение.

Педагогика – наука о воспитании и обучении. Она раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогика является для методики частной дидактикой. В обучении РКИ преподаватель организует познавательную, коммуникативную развивающую и воспитательную деятельность. Это невозможно без знания педагогических закономерностей.

Психология даёт методистам сведения о закономерностях развития и формах психической деятельности человека. Это сведения о процессах и механизмах восприятия и формирования речи, об индивидуально-психологических особенностях учащихся, видах памяти.

Лингвистика является базисной для методики наукой. Она даёт представление об объекте обучения (язык-речь-речевая деятельность) и возможностях использования моделей предложения в качестве единицы обучения. При обучении иностранцев РКИ особое внимание следует обращать на следующие языковые категории:

- виды глагола

- глаголы движения

- глагольное управление

- падежная система русского языка

- виды односоставных предложений и т.д.

 

Социология – наука об обществе как системе. Социолингвистика даёт представление методистам о взаимодействии языка и культуры, о языковой ситуации, которая существует в стране изучаемого языка.

Лингвострановедение даёт знания о стране изучаемого языка. Знакомит учащихся с культурой изучаемого языка и с тем, как она отражается в единицах языка. Также лингвокультурология изучает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования.

 

 

Вопрос 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ. УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

 

Мастерством можно считать только применение определённых закономерностей на практике. Но это применение зависит от знания тех закономерностей, которые даёт методика как наука.

Важнейшим фактором профессиональной подготовки преподавателя является его педагогическое мастерство, основанное на педагогических и психологических знаниях и умениях Методическое мастерство – это комплексное умение оптимально осуществлять обучающую деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: