Методическое мастерство преподавателя заключается в том, чтобы овладеть приёмами обучения и применять их в процессе обучения .




Главная цель методической подготовки учителя ИЯ – усвоение методической культуры во всех аспектах обучения (обучение, образование, воспитание, развитие).

В методике преподавания иностранных языков выделяют 4 уровня профессионализма..

Первое, чем следует овладеть будущему преподавателю – это знания о различных компонентах процесса обучения. Знания, без которых обучающая деятельность не может быть эффективной (знания о цели обучения, средствах, приёмах обучения, об учащихся, себе самом, о закономерностях обучения, о взаимодействии преподавателя и учащихся, знания по истории методики Овладение методическими знаниями поднимает нас только на первую ступеньку профессионализмауровень грамотности.

Чтобы подняться на второй уровеньуровень ремесла, нужно овладеть уже накопленным опытом использования известных приёмов обучения. Можно знать, как надо делать, но не уметь этого. Чтобы уметь, нужно усвоить опыт использования приёмов обучения, доведя владение ими до уровня навыка. То есть не только знать, как обучать, но и уметь это делать.

. Переход на уровень мастерства возможен только после освоения такого элемента методической культуры, как творчество. Можно знать, как обучать, уметь это делать в знакомых условиях, но быть не готовым к деятельности в новых условиях, в новых учебных ситуациях. Для этого надо обладать способностью творить, т.к. нельзя делать всегда одно и то же. Творческая деятельность - важнейшая задача профессиональной подготовки. Даже если преподаватель обладает глубокими научными знаниями, прекрасно владеет языком, но не владеет творческими способностями, т.е. попросту не умеет научить других, то ему лучше подыскать другое место работы.

Но есть и четвёртая ступень. Это означает, что и знания, и опыт, и способность творить входят в уровни профессионализма, только если они подкреплены эмоциональным опытом. Обязательно должно присутствовать желание работать. К сожалению, нередки случаи, когда преподаватель знает, умеет, даже способен творить, но не хочет работать как следует: нет потребности, мотива, осознания необходимости своей работы, мешает отрицательный эмоциональный опыт и т.д.

В результате получается следующая схема элементов содержания социального опыта: знать – уметь – творить – хотеть ( автор – российский методист Пассов).

 

Вопрос 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ. ПРЕКТИРОВОЧНЫЕ, АДАПТАЦИОННЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МОТИВАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

 

Система профессиональной подготовки преподавателя РКИ должна быть функциональной, т.е. моделировать содержание и структуру преподавательской деятельности.

Основу этой деятельности составляют определённые виды умений. (Умение - это способность выполнять какую-либо деятельность и выполнять все функции, предусмотренные этой деятельностью). Рассмотрим некоторые умения.

1.Проектировочные умения умения соблюдать целенаправленность урока, умения соблюдать целостность урока, умения соблюдать динамичность обучения на уроке, умение соблюдать связность урока). Преподаватель как сценарист. Любая работа начинается с замысла, продумывания и составления плана. Планирование – один из важнейших аспектов профессиональной деятельности учителя. Ежедневно приходится создавать новые уроки. Опытный и грамотный преподаватель, владеющий методическим мастерством, всегда найдёт возможность что-либо усовершенствовать в процессе обучения.

При планировании надо обязательно учитывать: возраст учащихся, их индивидуальные особенности, уровень обученности.

При составлении плана урока надо руководствоваться следующими правилами:

1. Планирование начинаем с уяснения цели и выбора формы конкретного урока;

2. В плане должны присутствовать 2 линии (для преподавателя и для учащихся)

3. Обучая общению, важно также планировать своё речевое поведение.

Что дают проектировочные умения преподавателю? Он работает спокойно и уверенно, может работать творчески; меньше спешит; достигает лучших результатов в обучении при меньшей затрате своих сил; испытывает большее удовлетворение от своей работы, от общения с учащимися.

2.Адаптационные умения - способность подбирать различные приёмы обучения и использовать конкретные средства обучения, адекватные конкретным целям в конкретных условиях; адаптировать речевой материал, свою речь, определять последовательность упражнений, импровизировать в неожиданных учебных ситуациях; адаптировать план урока. Преподаватель как режиссёр.

3.Организационные умения. Преподаватель как организатор. Речь идёт об организации учебной работы учащихся в аудитории, на занятии (само обучение – это и есть специально организованный процесс) В обучении РКИ преподаватель организует познавательную, коммуникативную развивающую и воспитательную деятельность. Создание в аудитории адекватных для общения условий требует умения организовать речевой коллектив, коллектив общающихся;

4.Мотивационные умения. Это умения раскрыть значимость владения РКИ для каждого конкретного студента; заинтересовать студентов процессом овладения иноязычной культурой; мотивировать студентов к выполнению заданий; привлечь к коллективной работе пассивныхстудентов; мотивировать студентов к дальнейшему самостоятельному овладению иноязычной культурой.) Преподаватель как энергизатор. Преподаватель вызывает интерес, помогает осознать потребность, т.е. мотивирует студентов. Нельзя заставить, важно вызвать интерес.

 

Вопрос 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ. УМЕНИЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Система профессиональной подготовки преподавателя РКИ должна быть функциональной, т.е. моделировать содержание и структуру преподавательской деятельности.

Основу этой деятельности составляют определённые виды умений. (Умение - это способность выполнять какую-либо деятельность и выполнять все функции, предусмотренные этой деятельностью). Рассмотрим некоторые умения.

1.Коммуникативные умения. Они делятся на 2 вида: перцептивные и продуктивные.

Перцептивные умения - определять и понимать настроениеаудитории; видеть всех одновременно и каждого в отдельности; видеть, в какой помощи нуждается студент; прогнозировать студента как речевого партнёра; слышать и видеть ошибки в коммуникативном поведениистудента; определять примерный уровень владения речевым умением без специального тестирования;

Продуктивные умения - умения создавать коммуникативную обстановку; устанавливать речевой контакт со студентами; регулировать поведение студента как речевого партнёра; владеть различными средствами общения.

Преподаватель как речевой партнёр. Важен хороший психологический климат в аудитории. Преподаватель должен создать такую обстановку, в которой у студента появится потребность быть выслушанным, понятым, поделиться, понять. Студент должен быть не объектом обучения, а субъектом учения. Важно, чтобы студент мотивированно и осознанно учился, а преподаватель выступал как речевой партнёр и как помощник.

В плане говорения (шире - общения) преподаватель всегда должен быть для студента доступным, но недостижимым образцом..

Какие факторы затрудняют общение на уроке? Это отсутствие каких-либо взаимоотношений между преподавателем и студентами, кроме официальных учебных; нет цели общения; не возникает мотива общения. Атмосфера общения основана на интересе не только к учению, но и к личности учителя как речевого партнёра.

2.Умения контроля и самоконтроля. Это умения определять актуальность контроля и его характер; оценивать как свои собственные действия, так и действия студентов; делать правильные выводы (на основе анализа) и вносить необходимые коррективы в процесс обучения; умение соотнести конкретное задание с личностью конкретного ученика; умение провести контрольную работу). Преподаватель как контролёр.

3.Исследовательские умения. 1-я группа умений связана с анализом: анализировать уроки любых видов; деятельность коллег и свою собственную; деятельность учащихся; учебники и учебные пособия;

2-я группа умений связана с методами научного исследования: работать с научной литературой; проводить наблюдение; проводить анкетирование и беседу; тестировать;

3-я группа умений – умения более общего характера, связанные с деятельностью преподавателя в целом: подготовить научный доклад по какой-либо проблеме обучения ИЯ; написать статью на методическую тему; участвовать в дискуссии по методическим проблемам; вести работу по самообразованию.);

Исследовательские умения преподавателя обогащают все другие умения его деятельности. Без владения этими умениями не может быть творчески работающего преподавателя.

4. Вспомогательные умения - это умения петь, рисовать, организовывать проведение спектаклей и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: