УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА (БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ).
-----------------------
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ПРАКТИКА КОГНИТИВНО-ФОРМИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ. ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
I.Занятие.
День (4 часа).
Проблема особенностей развития (дизонтогенезов) в историко-социальном контексте. Гуманитарная и естественная научно-исследовательские программы изучения психической и психологической реальностей. Особенности изучаемого объекта в естественном подходе: натурализм, уровневость, воздействие. Эксперимент. Онтологическая достоверность используемых понятий (валидность методологическая). Абсолютизация естественного подхода. Диапазон клинической эффективности в психологической реальности и психологизированный шаманизм.
Нарушения, диагностика, терапия при аутистических и смежных с ними расстройствах. Нейропсихологическая модель аутистических нарушений, патопсихологические критерии. Соотношение корковых и подкорковых нарушений. Неспецифические признаки расстройства. Проблема патопсихологического диагноза: этиологический, симптоматический, структурно-типологический. Субстратно-функциональный и симптоматический подходы психиатрии. Специфические (фармтерапия, когнитивные занятия), неспецифические (естественный рост, физкультура, физиотерапия) и экзотические методы терапии. Качество специфических факторов. Диагностические задачи (на следующий день).
День (4 часа).
Культурно-историческая теория. Понятие высших психологических (ВПФ), неспецифических (НПФ) и специфических (СПФ) психологических функций. Основные характеристики ВПФ: опосредованность, произвольность, осознанность. Сигнификация. Различие орудий действия и вспомогательных средств. Основной генетический закон развития ВПФ (с расширением). Отличие психологических функций от навыков.
Отличие эксперимента и эмпирического исследования. Экспериментально-генетический метод. Эксперименты Л. С. Выготского (внимание, восприятие, память) как опыты по артификации ВПФ. П. Я. Гальперин: экспериментальное формирование внимания, поэтапное формирование умственных действий, понятие меры. А. В. Запорожец: формирование произвольных действий.
День (4 часа).
Методологические и методические основания формирующего развития в интегративно-модульном подходе, отличие от других форм обучения (восстановительное, формирующее, развивающее). Задачи формирующего развития. Установление контакта: учебно-организационное форматирование. Социальный контекст. Работа с родителями. Особенности переживания психотравматической ситуации. Содержание предметно-манипулятивного взаимодействия. Этапы и уровни сложности. Особенности переходов. Линии усложнения материала, задач и помощи. Работа в зоне ближайшего развития – искусство формирования ВПФ. Условная диагностическая единица и расчёт количества занятий. Видеопросмотр ситуаций развития (работа над чужими ошибками).
ПРАКТИКА: посещение занятий (2 раза), супервизия (один общий день по договорённости), эксперименты; совместная консультация (по инициативе участника программы): ребёнок от специалиста, участие специалиста в консультации, стоимость консультации делится как 1/3 специалисту, 2/3 ведущему.
II.Занятие.
День.
Методологические и методические основания формирующего развития (развёрнуто): интегративно-модульный метод. Задачи формирующего развития. Понятие произвольности. Различение предмета, его признаков и их речевых обозначений. Этапы и особенности переходов: внешние и внутренние условия. Экспериментально-генетический и стимул-реактивный подходы. Коррекционные пробы. Особенности методического обеспечения и организационного проведения: учебно-организационное форматирование, особенности развития и социальный контекст. Зона ближайшего развития и дозированная помощь. Усложнение материала и усложнение помощи. Диагностические задачи (на следующий день).
День.
Эксперименты. Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров: методика двойной стимуляции. А. И. Мещеряков: формирование ВПФ в ситуации максимальной ограниченности возможностей. Особенности формирования ВПФ в особых условиях. Д. Б. Эльконин: закономерности игровой деятельности и становления символической функции мышления. Закономерности становления речевой деятельности. Мышление и речь: генетические параллели. Социализированная, эгоцентрическая, внутренняя речь. Опыты А. Н. Соколова.
День.
Минусовые (-2, -1) уровни и 0 -1 уровень сложности в интегративно-модульном подходе формирования предметно-манипулятивных взаимодействий (подробно). Методическое обеспечение. Первичное учебно-организационное форматирование. Особенности сопутствующего социального контекста. Видеопросмотр ситуаций развития.
ПРАКТИКА: посещение занятий, супервизия (один общий день), эксперименты; совместная консультация (по инициативе участника программы): ребёнок от специалиста, его участие в консультации, стоимость консультации делится как 1/3 специалисту, 2/3. ведущему.
III занятие.
День.
Закономерности возникновения, развития и функционирования психологической реальности. Деятельность и взаимодействие. Манипулятивное поведение. Речевая деятельность. Сознание и речь. Мышление и речь. Симпрактическая и сенсемантическая речь. Экспрессивная и импрессивная речь. Синтагматическая и парадигматическая организация речи. Валентности и семантическое поле. Речевая деятельность при особенностях развития. Диагностические задачи (на следующий день).
День.
Эксперимент. Ж. Пиаже: феномены несохранения и их преодоление, эгоцентрическая речь, синкретизм и эгоцентризм. Полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. К. Левин: феномен незавершённости, психическое пресыщение, уровень притязаний. Л. С. Выготский: опыта с умственной отсталостью.
День.
2 -3 уровни сложности в интегративно-модульном подходе формирования произвольных действий (подробно). Особенности методического обеспечения. Условия перехода к обмену функциями. Функции речевого обеспечения. Видеопросмотр ситуаций развития.
ПРАКТИКА: посещение занятий (2 раза), супервизия (один общий день по договорённости), эксперименты; совместная консультация (по инициативе участника программы): ребёнок от специалиста, его участие в консультации, стоимость консультации делится как 1/3 специалисту, 2/3 ведущему.
IV занятие.
День.
Особенности социализации, становления социально-бытовых навыков и специфических психологических функций при необратимых нарушениях. Мифы о социализации, развитии когнитивных функций и речевой деятельности. Перспективы социальной адаптации в условиях особенностей развития. Диагностические задачи (на следующий день).
День.
Психотерапия в социальной ситуации особенностей развития ребёнка. Нормативные и ненормативные кризисы. Психотравматическая ситуация. Шкала ПТС. Гуманитарная и медицинская модели психотерапии. Психотерапия и консультирование. Реконструктивная психотерапия. Специфически и неспецифические факторы. Форма, сроки и ресурсы психотерапии. Краткосрочная стратегическая психотерапия. Логотерапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Процедурная и содержательная психотерапия. Структура психотерапевтического действия. Этапы, структура, факторы психотерапии. Соотношение осознанного и неосознаваемого содержаний в психотерапевтическом действии. Художественные образы и метафоры в психологической практике. Диапазон клинической эффективности психотерапевтических действий.
День.
4 – 5 уровни сложности формирования предметно-речевых произвольных действий (подробно). Особенности методического обеспечения. Специализация на специфических психологических функциях. Переход к интеграции. Особенности перехода к символическому предметно-игровому взаимодействию с речевым правилом. Видеопросмотр ситуаций развития.
ПРАКТИКА: посещение занятий (2 раза), супервизия (один общий день по договорённости), эксперименты; совместная консультация (по инициативе участника программы): ребёнок от специалиста, участие специалиста в консультации, стоимость консультации делится как 1/3 специалисту, 2/3 ведущему.
V занятие. Диагностика и психотерапия эмоционально-поведенческих нарушений в детском и подростковом возрасте.
День.
Понятие обратимых и необратимых расстройств, их дифференциация. Виды обратимых дизонтогенезов: ЗПР, невропатия (СДВГи другие) Патохарактерологическое развитие. Психопатизация. Дифференциальный т структурно-типологический диагноз.
Соотношение социального, психологического и биологического факторов в формировании нарушений. Понятие возрастных кризисов, новообразований и ведущей деятельности, их роль в формировании нарушений. Закономерности развития ВПФ, НПФ и СПФ; закономерности и нарушения речевого развития.
Смежные нарушения, диагностические ошибки и коррекционные пробы, методический материал. Формирующее развитие и виды обучения (восстановительное, формирующее, развивающее).
Особенности и стили социально-воспитательного контекста, семейные ситуации, возрастные характерологические реакции. Диагностика когнитивно-поведенческих и эмоционально-личностных особенностей. Диагностический инструментарий, проблема достоверности наблюдаемого, отношения означающего и означаемого (процесса и его признаков).
День.
Понятие игры, игровая терапия (разновидности). Психотерапия в детском возрасте, эмоционально-поведенческие нарушения, специфические и неспецифические факторы психотерапии. Соотношение наглядно-практического и речевого контента в детской психотерапии, соотношение логического и образно-игрового (роль рассудочного и игрового) в детской психотерапии. Диапазон клинической эффективности в психотерапевтической ситуации.
Особенности ситуационно-ролевых взаимоотношений, психотравматические ситуации, социальные ситуации развития как факторы личностных особенностей.
День.
Игровая интерактивная изотерапия – авторская модель диагностической и психотерапевтической работы с дошкольниками и младшими школьниками.
ПРАКТИКА: посещение занятий (2 раза), супервизия (один общий день по договорённости); совместная консультация (по инициативе участника программы): ребёнок от специалиста, его участие в консультации, стоимость консультации делится как 1/3 специалисту, 2/3 ведущему.
VI занятие (итоговое).
1 день. Подведение итогов, вопросы/ответы, супервизии, обобщение пройденного.