Тема 3. «Контроль и оценка знаний и умений учащихся по математике




Задания на семинарские и практические занятия

Практическое занятие 1

Тема 1: Общие вопросы обучения математике в начальной школе.

1.Проверка готовности студентов к занятию, объяснение цели занятия.

Базовый уровень

 

Интеллектуальная разминка.

Обсуждение вопросов:

  1. Требования ФГОС НОО к усвоению предмета «математика»

2. Структура примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3. Основные цели обучения математике в начальной школе согласно стандарту.

4. Методика обучения математике как наука

Заслушивание и обсуждение практических разработок студентов:

1. Электронная презентация проблемы: «Структура примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Электронная презентация проблемы; «Основные цели обучения математике в начальной школе согласно стандарту».

3. Подготовить сообщение на тему: «методика обучения математике как наука»

4. Электронная презентация проблемы: «Требования ФГОС НОО к усвоению предмета «Математика».

 

Составить аналитический обзор:

1. Выделите в тексте ФГОС требования к усвоению предмета «Математика».

2. Подготовить ответ на вопрос: «В каких нормативных документах зафиксированы цели и содержание начального курса математики?»

3. Проанализируйте и обоснуйте свою точку зрения на понимание основных отличительных особенностей методической концепции Н.Б.Истоминой, указанных в программе.

4. Обозначьте цели изучения математики в начальной школе в программах М.И.Моро и Н.Б.Истоминой.

Повышенный уровень:

Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:

1. Структура программы учебного предмета (на примере программ М.И.Моро и Н.Б.Истоминой). Какие функции выполняет каждый из компонентов?

2. Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи в соответствии с программой необходимо решить в процессе обучения математике в начальной школе?

3. Разработайте конспект урока математики, следуя предложенному плану

план-конспект (модели) урока.

1. Задача обучения (обучающая задача) связана с передачей учащимся знаний. При составлении учителем плана-конспекта урока она формулируется следующим образом.

Знакомство учащихся с: 1)…;2)…;

Здесь называются все элементы знания, которые учащиеся усваивают по данной теме. Под пунктом 1) - целесообразно назвать те элементы знания по теме, которые учащиеся уже усвоили на предыдущих уроках; под пунктом 2) - целесообразно назвать те элементы знания по теме, которые учащимся предстоит усвоить на данном уроке.

В целом, формулируя данную задачу, учитель определяет необходимы и достаточный объем знаний по теме урока.

2. Задача развития (развивающая задача) включает:

1) предметные умения и навыки;

2) связана с развитием психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи);

3) связана с развитием метапредметных компетенций.

3. Задача воспитания (воспитательная задача) связана с воспитанием нравственной личности, формированием у нее таких качеств, как активность, самостоятельность, ответственность, порядочность и др.

Решение данных задач определяет набор этапов урока, образующих его макроструктуру (от makros – большой, длинный).

1. Организационный момент, или организация начала урока. Данный этап связан с подготовкой учащихся к работе на уроке, проверкой готовности к уроку.

2. Этап повторения ранее полученных знаний. Задачей данного этапа является проведение УСТНОГО СЧЕТА. Школьникам предлагается 5 видов заданий: на нумерацию, устное вычисление, решение простых арифметических задач, задания на смекалку, геометрический материал и др.

3. Этап актуализации ранее полученных (опорных) знаний и способов действий (актуализации ранее полученного субъективного опыта обучаемых). Обычно проводится в форме беседы, исследования процесса решения, анализа наглядного материала.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий направлен на рациональный выбор и реализацию методов и способов обучения при организации учебной познавательной деятельности учащихся. Учитель объясняет новый материал с использованием демонстрационной наглядности, индивидуально-раздаточного материала, проводит разбор учебного материала данного в учебнике.

5. Этап применения полученных знаний, развития умений и навыков на основе полученных знаний, формирования компетенций. Данный этап обычно включает два подэтапа:

1) работу учащихся при оказании им помощи (с подсказкой, с внешней опорой),

2) работу учащихся без оказания им помощи или самостоятельную работу (без подсказки, без внешней опоры).

На этом этапе школьники приступают к работе в тетради. Необходимо, чтобы в тетради было выполнено минимум 3 задания (по нумерации, решение примеров, задача)

6. Этап обобщения и систематизации знаний. Он демонстрирует процесс расширения объема знаний учащихся, приведение знаний в систему научных знаний.

7. Этап подведения итогов урока. На данном этапе осуществляется анализ и оценка деятельности учащихся и учителя.

8. Этап разбора домашнего задания. На данном этапе учащиеся получают информацию о домашнем задании, что обеспечивает понимание ими цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Составить аналитический обзор:

1. Проанализируйте практику организации уроков математики в начальной школе на соответствие требованиям ФГОС НОО

2. Составьте глоссарий по данной теме (10-15 терминов).

3. Используя различные источники информации (специализированные научные журналы, интернет) подготовьте обзор по теме «Современное состояние работы школы по организации изучения математики в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО»

4. Приведите примеры понятий и способов действия (по 2-3), соответствующих основным разделам начального курса математики. Заполните таблицу:

Раздел Понятие Способы действия, алгоритмы
     
     

 

Подведение итогов практического занятия и объявление оценок.

 

Литература: основная 1-3, дополнительная 4-8.

 

Практическое занятие 2

Тема №1. Методы и формы организации деятельности учащихся на уроке математики

1.Проверка готовности студентов к занятию, объяснение цели занятия.

Базовый уровень

 

Интеллектуальная разминка.

 

Обсуждение вопросов:

1. Урок математики в начальной школе

2. Методы организации деятельности младших школьников на уроках математики

3. Формы организации деятельности младших школьников на уроках математики

4. Особенности организации урока математики в различных УМК

Заслушивание и обсуждение практических разработок студентов:

1. Электронная презентация проблемы: «Требования к современному уроку математики»

2. Электронная презентация на тему: «Методы организации деятельности младших школьников на уроках математики»

3. Устное сообщение на тему: «Формы организации деятельности младших школьников на уроках математики»

4. Устное сообщение на тему: «Особенности организации урока математики в различных УМК»

Составить аналитический обзор:

1. Используя учебники педагогики, выделите классификации методов (2 варианта) и форм (1 вариант) организации обучения на уроках

2. Выпишите в виде памяток (в тетрадь или на карточки) типологию уроков (6 основных типов).

3. Составьте подробную памятку - для комбинированного урока.

Оформление

Тип урока:

Цель (цели):

Этапы урока (указать задачи каждого этапа):

4. Разработайте фрагменты уроков по использованию различных методов в процессе изучения нумерации: - словесные, наглядные, практические;

 

Повышенный уровень:

Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:

1. Различные формы организации деятельности учащихся:

- при ознакомлении с новым материалом (введение новых понятий, способов действий в любом концентре);

2. Различные формы организации деятельности учащихся:

- при повторении ранее изученного;

3. Различные формы организации деятельности учащихся:

- на этапе проверки знаний.

4. Разработайте фрагменты уроков по использованию различных методов в процессе изучения нумерации:

-объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично- поисковые.

 

Практические задания:

 

1. Анализ двух конспектов уроков по математике с точки зрения используемых методов и форм обучения (конспекты поместить в методическую копилку)

2. Подготовка дидактической игры, которую можно использовать для усвоения знаний и умений по нумерации чисел. Укажите ее цели.

3. Разработайте 2 «математические» физкультминутки для урока математики

4. Определите, какие методы и формы организации деятельности, учащихся могут быть использованы при выполнении следующих заданий.

а) Запиши цифрами 4 и 7 различные трехзначные числа. Сколько таких чисел можно записать?

б) Вставь пропущенные числа. 600+ …=620 300+…+4=384 …+70+5=175 2)

Подведение итогов практического занятия и объявление оценок.

 

Литература: основная 1-3, дополнительная 4-8.

 

Практическое занятие 3

Тема 3. «Контроль и оценка знаний и умений учащихся по математике

Базовый уровень

 

Интеллектуальная разминка.

 

Обсуждение вопросов:

1. Цели, функции и принципы контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников

2. Виды контроля, формы и средства проверки усвоения учебного материала по математике

3. Преимущества и недостатки каждой формы контроля.

4. Пути совершенствования контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников

Заслушивание и обсуждение практических разработок студентов:

1. Электронная презентация проблемы: «Цели, функции и принципы контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников»

2. Электронная презентация на тему: «Виды контроля, формы и средства проверки усвоения учебного материала по математике»

3. Устное сообщение на тему: «Методы диагностики образовательных достижений младших школьников»

4. Устное сообщение на тему: «Современные методы контроля и оценки математических знаний, умений и навыков младших школьников»

Составить аналитический обзор:

1. Используя различные источники информации (специализированные научные журналы, интернет) подготовьте обзор по теме «Нормы оценки знаний, умений и навыков в 1-4 классах»

2. Разработайте примерный вариант контрольной работы по математике и схему ее анализа

3. Подготовить сообщение по теме: «Преимущества и недостатки традиционных форм контроля»

4. Подготовить выступление на педагогическом совете школы на тему: «Пути совершенствования контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках математики».

Повышенный уровень

Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:

1. Функции контроля.

2. Планируемые образовательные результаты освоения основной образовательной программы.

3. Современные методы контроля и диагностики уровней достижения планируемых образовательных результатов.

4. Традиционные и инновационные формы контроля и диагностики образовательных результатов.

Составить аналитический обзор:

1. Используя различные источники информации (специализированные научные журналы, интернет) подготовьте обзор по теме «Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников на уроках математики»

2. Составьте глоссарий по данной теме (10-15 терминов).

3. Проанализируйте практику организации контрольно-оценочной деятельности на уроках математики в начальной школе.

4. Подготовьте презентацию на тему: «Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования

Подведение итогов практического занятия и объявление оценок.

 

Литература: основная 1-3, дополнительная 4-8.

 

Практическое занятие 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: