Задания на семинарские и практические занятия
Практическое занятие 1
Тема 1: Общие вопросы обучения математике в начальной школе.
1.Проверка готовности студентов к занятию, объяснение цели занятия.
Базовый уровень
Интеллектуальная разминка.
Обсуждение вопросов:
- Требования ФГОС НОО к усвоению предмета «математика»
2. Структура примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Основные цели обучения математике в начальной школе согласно стандарту.
4. Методика обучения математике как наука
Заслушивание и обсуждение практических разработок студентов:
1. Электронная презентация проблемы: «Структура примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2. Электронная презентация проблемы; «Основные цели обучения математике в начальной школе согласно стандарту».
3. Подготовить сообщение на тему: «методика обучения математике как наука»
4. Электронная презентация проблемы: «Требования ФГОС НОО к усвоению предмета «Математика».
Составить аналитический обзор:
1. Выделите в тексте ФГОС требования к усвоению предмета «Математика».
2. Подготовить ответ на вопрос: «В каких нормативных документах зафиксированы цели и содержание начального курса математики?»
3. Проанализируйте и обоснуйте свою точку зрения на понимание основных отличительных особенностей методической концепции Н.Б.Истоминой, указанных в программе.
4. Обозначьте цели изучения математики в начальной школе в программах М.И.Моро и Н.Б.Истоминой.
Повышенный уровень:
Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:
1. Структура программы учебного предмета (на примере программ М.И.Моро и Н.Б.Истоминой). Какие функции выполняет каждый из компонентов?
2. Какие образовательные, воспитательные и развивающие задачи в соответствии с программой необходимо решить в процессе обучения математике в начальной школе?
3. Разработайте конспект урока математики, следуя предложенному плану
план-конспект (модели) урока.
1. Задача обучения (обучающая задача) связана с передачей учащимся знаний. При составлении учителем плана-конспекта урока она формулируется следующим образом.
Знакомство учащихся с: 1)…;2)…;
Здесь называются все элементы знания, которые учащиеся усваивают по данной теме. Под пунктом 1) - целесообразно назвать те элементы знания по теме, которые учащиеся уже усвоили на предыдущих уроках; под пунктом 2) - целесообразно назвать те элементы знания по теме, которые учащимся предстоит усвоить на данном уроке.
В целом, формулируя данную задачу, учитель определяет необходимы и достаточный объем знаний по теме урока.
2. Задача развития (развивающая задача) включает:
1) предметные умения и навыки;
2) связана с развитием психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи);
3) связана с развитием метапредметных компетенций.
3. Задача воспитания (воспитательная задача) связана с воспитанием нравственной личности, формированием у нее таких качеств, как активность, самостоятельность, ответственность, порядочность и др.
Решение данных задач определяет набор этапов урока, образующих его макроструктуру (от makros – большой, длинный).
1. Организационный момент, или организация начала урока. Данный этап связан с подготовкой учащихся к работе на уроке, проверкой готовности к уроку.
2. Этап повторения ранее полученных знаний. Задачей данного этапа является проведение УСТНОГО СЧЕТА. Школьникам предлагается 5 видов заданий: на нумерацию, устное вычисление, решение простых арифметических задач, задания на смекалку, геометрический материал и др.
3. Этап актуализации ранее полученных (опорных) знаний и способов действий (актуализации ранее полученного субъективного опыта обучаемых). Обычно проводится в форме беседы, исследования процесса решения, анализа наглядного материала.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий направлен на рациональный выбор и реализацию методов и способов обучения при организации учебной познавательной деятельности учащихся. Учитель объясняет новый материал с использованием демонстрационной наглядности, индивидуально-раздаточного материала, проводит разбор учебного материала данного в учебнике.
5. Этап применения полученных знаний, развития умений и навыков на основе полученных знаний, формирования компетенций. Данный этап обычно включает два подэтапа:
1) работу учащихся при оказании им помощи (с подсказкой, с внешней опорой),
2) работу учащихся без оказания им помощи или самостоятельную работу (без подсказки, без внешней опоры).
На этом этапе школьники приступают к работе в тетради. Необходимо, чтобы в тетради было выполнено минимум 3 задания (по нумерации, решение примеров, задача)
6. Этап обобщения и систематизации знаний. Он демонстрирует процесс расширения объема знаний учащихся, приведение знаний в систему научных знаний.
7. Этап подведения итогов урока. На данном этапе осуществляется анализ и оценка деятельности учащихся и учителя.
8. Этап разбора домашнего задания. На данном этапе учащиеся получают информацию о домашнем задании, что обеспечивает понимание ими цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Составить аналитический обзор:
1. Проанализируйте практику организации уроков математики в начальной школе на соответствие требованиям ФГОС НОО
2. Составьте глоссарий по данной теме (10-15 терминов).
3. Используя различные источники информации (специализированные научные журналы, интернет) подготовьте обзор по теме «Современное состояние работы школы по организации изучения математики в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО»
4. Приведите примеры понятий и способов действия (по 2-3), соответствующих основным разделам начального курса математики. Заполните таблицу:
Раздел | Понятие | Способы действия, алгоритмы |
Подведение итогов практического занятия и объявление оценок.
Литература: основная 1-3, дополнительная 4-8.
Практическое занятие 2
Тема №1. Методы и формы организации деятельности учащихся на уроке математики
1.Проверка готовности студентов к занятию, объяснение цели занятия.
Базовый уровень
Интеллектуальная разминка.
Обсуждение вопросов:
1. Урок математики в начальной школе
2. Методы организации деятельности младших школьников на уроках математики
3. Формы организации деятельности младших школьников на уроках математики
4. Особенности организации урока математики в различных УМК
Заслушивание и обсуждение практических разработок студентов:
1. Электронная презентация проблемы: «Требования к современному уроку математики»
2. Электронная презентация на тему: «Методы организации деятельности младших школьников на уроках математики»
3. Устное сообщение на тему: «Формы организации деятельности младших школьников на уроках математики»
4. Устное сообщение на тему: «Особенности организации урока математики в различных УМК»
Составить аналитический обзор:
1. Используя учебники педагогики, выделите классификации методов (2 варианта) и форм (1 вариант) организации обучения на уроках
2. Выпишите в виде памяток (в тетрадь или на карточки) типологию уроков (6 основных типов).
3. Составьте подробную памятку - для комбинированного урока.
Оформление
Тип урока:
Цель (цели):
Этапы урока (указать задачи каждого этапа):
4. Разработайте фрагменты уроков по использованию различных методов в процессе изучения нумерации: - словесные, наглядные, практические;
Повышенный уровень:
Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:
1. Различные формы организации деятельности учащихся:
- при ознакомлении с новым материалом (введение новых понятий, способов действий в любом концентре);
2. Различные формы организации деятельности учащихся:
- при повторении ранее изученного;
3. Различные формы организации деятельности учащихся:
- на этапе проверки знаний.
4. Разработайте фрагменты уроков по использованию различных методов в процессе изучения нумерации:
-объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично- поисковые.
Практические задания:
1. Анализ двух конспектов уроков по математике с точки зрения используемых методов и форм обучения (конспекты поместить в методическую копилку)
2. Подготовка дидактической игры, которую можно использовать для усвоения знаний и умений по нумерации чисел. Укажите ее цели.
3. Разработайте 2 «математические» физкультминутки для урока математики
4. Определите, какие методы и формы организации деятельности, учащихся могут быть использованы при выполнении следующих заданий.
а) Запиши цифрами 4 и 7 различные трехзначные числа. Сколько таких чисел можно записать?
б) Вставь пропущенные числа. 600+ …=620 300+…+4=384 …+70+5=175 2)
Подведение итогов практического занятия и объявление оценок.
Литература: основная 1-3, дополнительная 4-8.
Практическое занятие 3
Тема 3. «Контроль и оценка знаний и умений учащихся по математике
Базовый уровень
Интеллектуальная разминка.
Обсуждение вопросов:
1. Цели, функции и принципы контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников
2. Виды контроля, формы и средства проверки усвоения учебного материала по математике
3. Преимущества и недостатки каждой формы контроля.
4. Пути совершенствования контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников
Заслушивание и обсуждение практических разработок студентов:
1. Электронная презентация проблемы: «Цели, функции и принципы контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников»
2. Электронная презентация на тему: «Виды контроля, формы и средства проверки усвоения учебного материала по математике»
3. Устное сообщение на тему: «Методы диагностики образовательных достижений младших школьников»
4. Устное сообщение на тему: «Современные методы контроля и оценки математических знаний, умений и навыков младших школьников»
Составить аналитический обзор:
1. Используя различные источники информации (специализированные научные журналы, интернет) подготовьте обзор по теме «Нормы оценки знаний, умений и навыков в 1-4 классах»
2. Разработайте примерный вариант контрольной работы по математике и схему ее анализа
3. Подготовить сообщение по теме: «Преимущества и недостатки традиционных форм контроля»
4. Подготовить выступление на педагогическом совете школы на тему: «Пути совершенствования контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках математики».
Повышенный уровень
Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:
1. Функции контроля.
2. Планируемые образовательные результаты освоения основной образовательной программы.
3. Современные методы контроля и диагностики уровней достижения планируемых образовательных результатов.
4. Традиционные и инновационные формы контроля и диагностики образовательных результатов.
Составить аналитический обзор:
1. Используя различные источники информации (специализированные научные журналы, интернет) подготовьте обзор по теме «Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников на уроках математики»
2. Составьте глоссарий по данной теме (10-15 терминов).
3. Проанализируйте практику организации контрольно-оценочной деятельности на уроках математики в начальной школе.
4. Подготовьте презентацию на тему: «Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования
Подведение итогов практического занятия и объявление оценок.
Литература: основная 1-3, дополнительная 4-8.
Практическое занятие 4