Этапы социалистического развития сферы услуг




Первый этап развития бытового обслуживания населения (социалистический период) начался после Октябрьской революции1917 г. с национализации (преимущественно муниципальной) наиболее крупных бытовых предприятий, находившихся в частной собственности и использовавших наемную рабочую силу. Были национализированы некоторые банки, прачечные, парикмахерские, швейные ателье, фотографии и другие предприятия бытового обслуживания, принадлежащие, главным образом, иностранным капиталистам. Этим было положено начало обобществленному сектору в коммунально-бытовом хозяйстве страны.

Вспыхнувшие летом 1918 г. иностранная военная интервенция и гражданская война привели к чрезвычайным экономическим трудностям в стране и народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание населения, было полностью приспособлено к интересам военного времени.

Одной из главных трудностей военного хозяйственного снабжения в годы гражданской войны была острая нехватка обмундирования (шинелей, гимнастерок, сапог и т.д.). В связи с этим особенно актуально стал вопрос о реставрации и изготовлении обмундирования и других бытовых и хозяйственных предметов для бойцов Красной Армии.

К выполнению ремонтно-починочных работ и производству различных вещей для нужд фронта были привлечены большое количество кустарей-ремесленников и многочисленные учреждения и организации, в частности Центроутиль ВСНХ, организовавший разветвленную сеть предприятий и мастерских по бытовому обслуживанию частей Красной Армии. Так, к 15 января 1919 г. в Москве кожевенной секцией Центроутиля было создано 10 починочно-обувных мастерских, работавших специально для фронта.

В годы гражданской войны ремесленники-кустари, стараясь избавиться от эксплуатации владельцев частных бытовых предприятий и улучшить условия своей работы, стали создавать общественные мастерские, занимавшиеся бытовым обслуживанием трудящихся

Значительное число таких мастерских, например, было создано в портновских промыслах Архангельской и ряда других губерний страны. Имея в виду указанное обстоятельство, Центральный совет Всероссийского союза портных в 1918 г. разработал и разослал на места инструкцию об организации общественных мастерских, возглавляемых представителями самих рабочих.

Социалистический сектор в области бытового обслуживания после введения в стране новой экономической политики укрепился не только путем создания кооперативов, но и за счет расширения сети государственных бытовых предприятий. В марте 1921 г. на заседании представителей Наркомпрода, Главкожи, Центроутиля, Московского губернского СНХ и РКИ было принято решение: «…принять все возможные меры к поощрению уже существующих и образованию ряда новых пошивочных мастерских». 23 июня 1921 г. Совнарком РСФСР за подписью В.И.Ленина принял постановление «О ремонтно-пошивочных мастерских», согласно которому промышленным предприятиям разрешалось для нужд работающих открывать ремонтно-пошивочные, портняжные, сапожные и другие мастерские, а при более крупных заводах, фабриках, учреждениях - также и пошивочные мастерские.

С введением нэпа коммунальные и бытовые услуги стали платными. Чтобы не ущемить интересы трудящихся, Ленин отправил 4 июля 1921 г. телефонограмму в Наркомзем, Наркомфин, ВСНХ, Внешторг, Наркомпочтель, Наркомвнудел, Наркоминдел, в которой требовал созвать «совещание компетентных представителей … по вопросу оплаты услуг, оказываемых населению государством…». В июле 1921 г. при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) была создана Комиссия содействия хозяйственным органам. Ленин пишет: «Основная задача комиссии: поднять хозяйство, улучшить постановку дела, добиться реальной личной ответственности. Надо бы взять для этого еще несколько учреждений: столовку, баню, прачечную, общежитие и т.п.».

Новая экономическая политика, заменившая собой политику «военного коммунизма», исходила из факта реального существования в стране различных социально-экономических укладов и временно допускала частнособственнические и частнокапиталистические элементы в народном хозяйстве. Это объективно не могло не привести к росту частного сектора в системе бытового обслуживания населения. Не случайно 7 июля 1921 г. ВЦИК и Совнарком приняли Декрет «О кустарной и мелкой промышленности». Этот документ, который касался и кустарей, оказывающих бытовые услуги населению, разрешал частное предпринимательство в кустарно-ремесленных промыслах.

Всего в СССР, по данным Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 г., насчитывался 1 млн. 866 тыс.человек, занятых в мелкой и ремесленно-кустарной промышленности.

С переходом к мирной жизни в стране все больше стало строиться бань, прачечных. Только за 1921-1922 годы было построено 30 государственных (коммунальных) бань. С 1923 г. началось сооружение и коммунальных прачечных. Большинство из вновь введенных в действие прачечных были механическими.

С 1922 г. в СССР стали создаваться государственные ломбарды, находившиеся в ведении местных Советов. Задачей советских ломбардов являлось оказание трудящимся временной заимообразной денежной помощи. Кроме того, ломбарды принимали за небольшую плату на временное хранение предметы домашнего обихода (например, меховые изделия, ткани и пр.). На 1 июля 1927 г. на территории Российской Федерации функционировали 22 коммунальных ломбарда. Таким образом, начальный период развития бытового обслуживания (с октября 1917 г. до конца 20-х годов) характеризуется прежде всего тем, что возник обобществленный сектор в области удовлетворения бытовых нужд трудящихся.

Однако на первом этапе развития службы быта в СССР доминирующую роль в оказании бытовых услуг населению играли частнособственнические и мелкотоварные предприятия. Экономическая разруха, возникшая в результате первой мировой и гражданской войны, острая нехватка материальных и денежных средств не дали возможность государству в первые годы советской власти наладить обобществленное, социалистическое бытовое обслуживание населения в крупных масштабах. Важно, вместе с тем, подчеркнуть, что развитие частного предпринимательства в области бытового обслуживания в условиях нэпа осуществлялось в интересах быстрейшего восстановления народного хозяйства, повышения жизненного уровня широких народных масс.

Второй этап развития службы быта, условно определяемый периодом довоенных пятилеток, социалистической индустриализации, характеризуется налаживанием обслуживания бытовых нужд городского населения, в первую очередь рабочих и служащих индустриальных новостроек. Социалистическая перестройка сельского хозяйства, его коллективизация и массовая организация строительства совхозов также предъявили повышенные требования к бытовому обслуживанию. Особенное внимание уделялось развитию бытового обслуживания на селе в период посевной и уборочной компаний.

Большие задачи, вставшие перед службой быта в ходе социалистического строительства, не могли быть решены на основе кустарного и мелкого производства товаров и услуг. Необходимо было обобществление быта в крупных масштабах, создание тем самым широкой сети предприятий обслуживания населения. Альтернативы такому курсу развития быта не было.

Серьезное внимание вопросу социалистической перестройки быта трудящихся и повышению уровня обобществленного бытового обслуживания было уделено на состоявшемся в 1930 г. ХУ1 съезд ВКП (б). Съезд подчеркнул, что « в пятилетке и во всех планах нового строительства должно обязательно предусматриваться строительство жилищ, культурных и социально-бытовых учреждений (столовые, клубы, ясли, прачечные, бани и т.п.), в первую очередь в важнейших фабрично-заводских районах». Вопросы, связанные с бытовым обслуживанием населения, были специально поставлены

на ХУШ съезде партии (193 директивы этого съезда предусматривали широкое развертывание промыслов по услугам населению в рамках третьего пятилетнего плана).

7 января 1941 г. вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья». В этом постановлении еще раз было указано на необходимость всемерно увеличивать сеть предприятий и мастерских, оказывающих населению различного рода бытовые услуги.

В годы довоенных пятилеток социалистическое переустройство быта проводилось, главным образом, на кооперативных началах, что позволило в максимальной степени использовать материальные ресурсы трудящихся, их инициативу и имело воспитательное значение.

Наиболее существенную роль в бытовом обслуживании стала играть промысловая кооперация, вобравшая в себя основную массу бытовых кооперативных предприятий в стране. Еще в начале 20-х годов был организован Всероссийский союз промысловой кооперации – Всекопромсоюз, одна из функций которого заключалась в создании и руководстве артелями, занимавшимися бытовым обслуживанием. Работа, проделанная Всекопромсоюзом и установление им связей с союзными республиками, дали возможность в 1928 г. создать Всесоюзный совет промысловой кооперации – главный руководящий орган системы промкооперации, в том числе и кооперативных предприятий по бытовому обслуживанию. Бытовые предприятия и промысловые кооперации в основном стали специализироваться на выполнении ремонтно-починочных работ и индивидуальных заказов населения. К выполнению работ бытового характера были привлечены также Всесоюзный совет лесохимической и деревообрабатывающей промысловой кооперации и Всероссийский металлический союз промысловой кооперации. Обслуживанием бытовых нужд в довоенный период занималась и потребительская кооперация.

Важное значение в бытовом обслуживании имела Всероссийская кооперация инвалидов и кооперации республиканских центров инвалидов.

Значительное число новых предприятий, оказывающих населению бытовые услуги, в 1949 г. было открыто именно кооперацией инвалидов. В 1950 г. в ремонтно-бытовых мастерских службы быта начали внедрять метод горячей вулканизации, что по тем временам позволило значительно поднять качество обслуживания населения по ремонту обуви.

Третий этап связан с периодом развитого социализма (1951 – 1956 гг.). В это время службе быта, повышению качества обслуживания, расширению сети бытовых услуг и т.д. уделяется особое внимание со стороны партийных органов, что проявляется в постановлениях партии и правительства, в принятии программных документов на высшем партийном уровне.

В 50-е годы в ходе дальнейшего развития народного хозяйства, когда значительно вырос жизненный уровень населения, возросли потребности советских людей, в том числе бытовые запросы. Это обусловило необходимость более полного их удовлетворения, более быстрого и гармоничного, чем раньше, развития службы быта. На высших партийных форумах – съездах КПСС, - проходивших в 50-х годах, вопросам бытового обслуживания населения всегда уделялось должное внимание. На рубеже 40-50-х годов в бытовом обслуживании населения СССР, как и в предшествующий период, главную роль играли кооперативные организации и, прежде всего – промысловая кооперация, которая оказывала трудящимся большую часть бытовых услуг. В 1950 г. была осуществлена перестройка кооперативной системы страны. При Совете Министров СССР были организованы Центральный союз потребительских обществ СССР и Центральный совет промысловой кооперации. В 50-е годы значительное место в бытовом обслуживании занимали также предприятия и организации государственной местной промышленности и коммунального хозяйства. Предоставление трудящимся бытовых услуг осуществляли в той или иной мере и многие другие ведомства и учреждения.

В 1960 г. в области бытового обслуживания населения произошли существенные организационные сдвиги: система промысловой кооперации, игравшая в службе быта доминирующую роль, была упразднена. Предприятия бытового обслуживания, находившиеся в системе промкооперации, были переданы государственной промышленности - преимущественно управлениям местной промышленности Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Местные Советы лучше знали запросы населения в услугах бытового характера, более комплексно и эффективно могли использовать местные возможности для улучшения работы предприятий службы быта. Однако и после передачи большинства промкооперативных предприятий бытового назначения государственной промышленности ведомственная распыленность службы быта не была устранена. В 1960 г., например, бытовые предприятия различных ведомств и организаций, не подчиненных местным Советам, оказали услуг населению Российской Федерации на сумму 225,6 млн.р., что составило около 30 % от общего объема бытовых услуг, предоставленных трудящимся республики. Совнархозы, организованные в 1957 г., имели предприятия по индивидуальному пошиву обуви, трикотажных изделий и пр. Предприятия бытового обслуживания министерств связи осуществляли ремонт радиоприемников и телевизоров. Станции технического обслуживания министерств автомобильного транспорта производили ремонтные и профилактические работы автомобилей личного пользования.

Обслуживанием жителей городов (особенно по индивидуальному пошиву одежды) занимались бытовые предприятия торгующих организаций министерств торговли союзных республик. Труженикам села оказывали услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви предприятия бытового обслуживания потребительской кооперации.

Четвертый этап развития структуры бытового обслуживания населения приходится на начало 60-х годов. В это время правительство ставит очередную задачу по реформированию и совершенствованию бытового обслуживания и принимает решение о превращении службы быта в самостоятельную отрасль народного хозяйства и совершенствовании ее организационной структуры.

В 60-е годы, когда окончательно сформировалась и определилась главная социально-экономическая функция службы быта – оказание услуг, вытекающих из семейно-бытовых отношений, существенно повысилась роль специализированных крупных бытовых предприятий и был практически обобщен значительный опыт по организации производства и бытовых услуг. В ходе осуществления седьмого пятилетнего плана были подготовлены необходимые кадры службы быта и апробированы новые формы и методы управления предприятиями бытового обслуживания населения.

Все более насущной становилась и проблема управления ведомственной разбросанности бытовых предприятий. Большое количество различных ведомств, организаций и учреждений, причастных к обслуживанию бытовых нужд населения, не могло, естественно, способствовать целенаправленному и всестороннему развитию бытового сервиса. Отсутствие единых, централизованных органов руководства предприятиями бытовых услуг болезненно сказывалось на развитии бытового обслуживания, самым серьезным образом препятствовало решению кардинальных вопросов, связанных с необходимостью резкого повышения удовлетворения бытовых нужд народных масс. Выход был один - организационно превратить службу быта в единую самостоятельную отрасль социалистической экономики.

Еще на рубеже 50-60-х годов, после ликвидации системы промысловой кооперации и передачи большинства бытовых предприятий местным Советам депутатов трудящихся,

в некоторых регионах страны, в частности в ряде областей Российской Федерации, были созданы управления бытового обслуживания населения. Так, например, в 1960 году было организовано Управление бытового обслуживания населения Пензенского облисполкома, в состав которого были включены 27 районных бытовых комбинатов.

Радикальное значение для оформления службы быта в самостоятельную отрасль имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 августа 1962 г. В нем говорилось о необходимости рассмотрения вопроса об организации системы бытового обслуживания в союзных республиках. Это позволило создать во всех союзных республиках самостоятельные отрасли бытового обслуживания для удовлетворения потребностей населения в услугах.

Специальными постановлениями партийных органов создавались целые отрасли бытового обслуживания населения в больших городах и регионах: объединение бытовых услуг «Чайка» в Москве, фирма по индивидуальному пошиву одежды «Казахстан» в Алма-Ате, фирмы «Химчистка» и «Невские зори» в Ленинграде.

В интересах обеспечения научно-технического прогресса на предприятиях службы быта и повышения эффективности производства и реализации населению услуг были сделаны специальные шаги по развертыванию в отрасли исследовательской и конструкторской работы. Так, при Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР был образован Научно-исследовательский технохимический институт бытового обслуживания на правах головного научно-исследовательского института в области службы быта в целом по стране. Помимо того, в составе Министерства стали функционировать Государственный институт по проектированию предприятий бытового обслуживания населения, Центральная опытно-техническая швейная лаборатория, Республиканский центр по научной организации труда и управления производством и организованное в 1966 г. Центральное бюро научно-технической информации.

Чтобы обеспечить подготовку квалифицированных кадров инженерно-технических работников и экономического персонала в системе службы быта страны, был открыт ряд техникумов и образован Московский технологический институт (в последующие годы были основаны также Шахтинский, Владивостокский, Хмельницкий и Омский технологический институты бытового обслуживания населения).

Таким образом, можно с полным основанием констатировать, что в середине 60-х годов в нашей стране сформировалась еще одна самостоятельная, довольно стройная в организационном отношении отрасль народного хозяйства - бытовое обслуживание населения.

В последующие годы организационная структура отрасли бытового обслуживания населения продолжала развиваться и совершенствоваться. Во второй половине 60-х и в течение 70-х годов образованные в союзных республиках министерства бытового обслуживания населения стали играть, безусловно, доминирующую роль среди министерств и ведомств, занимающихся оказанием бытовых услуг населению. Так, доля Минбыта РСФСР в общем объеме реализации бытовых услуг в Российской Федерации достигла в 1978 г. 77,8 %.

Возросла роль специализированных предприятий и производственных объединений, превратившихся фактически в ведущее структурное звено службы быта. Это был закономерный процесс, ибо создание крупных специализированных бытовых предприятий не только вело к существенному росту эффективности производства, но и создавало благоприятные условия для рациональной организации трудящихся самого различного рода многочисленных бытовых услуг, сосредоточения производства и реализации отдельных родственных групп бытовых услуг на однотипных предприятиях. Например, в системе Минбыта РСФСР было организовано свыше 200 отраслевых производственных объединений и ремонтно-строительных трестов по различным видам услуг. Уровень специализации производства в российской службе быта в 1980 г. составил 82,1 %. В это же время большое распространение получили дома бытовых услуг. Особенно много их было возведено в районных центрах и регионах страны. Особой нужды в таком количестве домов быта страна не испытывала, о чем свидетельствует статистика тех лет. Большинство из них не располагали в полном объеме производственными мощностями, но решение партии и правительства было превыше всего. На 1 января 1981 г. только на территории Российской Федерации функционировало 5017 домов бытовых услуг.

Вместе с тем такие высокие темпы развития бытового обслуживания, специализация и концентрация производства в отрасли бытового обслуживания населения вызвали к жизни производственную кооперацию. Производственная специализация не может осуществляться без процесса концентрации. По существу, они представляют собой единый, взаимопроникающий процесс. Необходимость последовательно проводить в жизнь мероприятия одновременно по специализации и кооперированию подчеркнута в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усиления взаимодействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» 1979 года.

Углубление специализации в отрасли и постоянно возрастающий спрос трудящихся на самые разнообразные бытовые услуги потребовали изменений в организации приема и изготовления заказов для населения, особенно для жителей сельской местности. К этому времени в службе быта сложились два подхода к организации производства услуг и обслуживания их потребителей: первый - когда производственная деятельность по оказанию одних и тех же услуг населению осуществляется одновременно как в рамках райбыткомбинатов, так и специализированными бытовыми предприятиями; второй - почти все производство бытовых услуг сосредоточено на специализированных предприятиях и в объединениях.

В результате апробирования этих двух подходов было установлено, что второй является более эффективным и перспективным, так как даже самые большие и лучшие многоотраслевые комбинаты бытового обслуживания, призванные удовлетворять в первую очередь бытовые нужды жителей села, не в состоянии были обеспечить необходимый уровень исполнения многих видов услуг для населения.

В связи с этим в службе быта стали активно развиваться процессы разделения функций обслуживания (прием и выдача заказов) и непосредственно производства услуг. Комбинаты бытового обслуживания в большей степени стали заниматься организацией обслуживания населения, а специализированные бытовые предприятия стали использовать свои производственные мощности для выполнения заказов. Это и создало объективные предпосылки для развития в отрасли бытового обслуживания так называемого внутрисистемного кооперирования, когда предприятия, организующие обслуживание населения, кооперируются с другими родственными предприятиями и расширяют ассортимент бытовых услуг.

Одной из особенностей внутрисистемного кооперирования явилось то, что кооперативы располагали другим видом собственности, при этом менялось отношение самих работников кооператива к новому виду собственности. Члены кооператива стали хозяевами своего предприятия.

Кооперация рассматривалась именно в системе социально-экономических и политических общественных отношений. Отмечалось, что кооперация в обстановке капиталистического государства является коллективным капиталистическим учреждением, но при народной власти в лице Советов и общественной собственности на средства производства кооперативные предприятия имеют последовательно социалистический характер. Речь в данном случае идет не о том, чтобы показать преимущества социалистического строя тех лет, а прежде всего подчеркнуть новую форму социальных отношений людей в кооперативах. Анализ и развитие новой кооперативной собственности связан с проблемами товарно-денежных отношений, планового ведения хозяйства, участия трудящихся в управлении, народного контроля. Этот анализ выходит далеко за пределы крестьянских проблем, поскольку само общество, породившее кооперативное движение, вошло в новую фазу экономического и социального развития. Кооперативное движение повлекло за собой развитие предпринимательской деятельности, в том числе и в службе быта. Существующая единая организация бытового обслуживания населения представляла собой своеобразный институт по удовлетворению разумных потребностей населения.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!