Стадий формирования гей идентичности




Касс (Cass, 1990) подразделяет процесс формирования сексуальной идентичности на шесть стадий и полагает, что существуют индивидуальные особенности развития данного процесса на каждой стадии. По мнению Касс, переход от одной стадии развития данного процесса к другой мотивирован стойкой потребностью сохранить полное представление о себе в контексте сексуальной ориентации, а также позитивное самовосприятие в условиях данной сексуальной ориентации. Концепция поступательного развития процесса формирования сексуальной идентичности, при котором очередная стадия знаменует возникновение более полного представления о собственной сексуальной идентичности, выглядит убедительно лишь в приложении к доминирующей европейской и американской культуре, но едва ли соответствует образу жизни других этнических групп. Например, многие афроамериканцы, латиноамериканцы и американцы азиатского происхождения, по всей видимости, вообще не нуждаются в гомогендерной идентичности, поскольку считают гомогендерное сексуальное поведение элементом другой, несексуальной идентичности. Жители Азии и американцы азиатского происхождения зачастую считают сексуальное поведение личным делом каждого человека, не имеющим вообще никакого отношения к общим социальным схемам (Chan, 1995). Тем не менее, модель Касс представляется уместной, когда речь заходит о представителях западной и европейской культуры.

Ниже представлены и охарактеризованы шесть стадий формирования гомосексуальной идентичности (Cass, 1990), представленных в «Основах современной сексологии».

I стадия – сомнения. На этой стадии формирования сексуальной идентичности человек начинает осознавать, что информация о гомосексуальной ориентации в каком-то смысле имеет отношение к его собственным реакциям. Когда человек понимает, что не может продолжать игнорировать эти совпадения, у него возникают сомнения в правильности сексуального самовосприятия. В период неуверенности и сомнений человек может прилагать усилия для того, чтобы избежать сексуальной активности в отношении лица того же пола, несмотря на стойкие фантазии и мечтыоб этом (Kottman, Lingg, &Tisdell, 1995). Когда у человека возникает вопрос: “Я гей (лесбиянка или бисексуал)?”, может возникнуть потребность в информации о гомосексуальной ориентации. Спустя какое-то время индивид переходит на вторую стадию формирования сексуальной идентичности.

II стадия – сравнения. На этой стадии формирования сексуальной идентичности человек начинает ощущать своё отличие от других членов семьи и сверстников. Таким образом индивид составляет более полное представление о том, что значит быть гомо – или бисексуалом. Едва ли не каждый человек воспитывается с расчётом на гетеросексуальное поведение. В процессе развития гомосексуальной идентичности человеку приходится постепенно отказываться от гетеросексуальных принципов поведения, в результате чего может возникнуть ощущение неприкаянности и потерянности. Люди могут по разному отреагировать на чувство социального отчуждения. Вслед за позитивным осознанием своего отличия от других значение гетеросексуального поведения начинает постепенно снижаться. Однако даже в этой ситуации некоторые люди продолжают притворяться гетеросексуалами, стараясь избежать проблем, которые сулит им открытое признание своей сексуальной ориентации. На этом этапе многие индивиды склонны отрекаться от гомосексуальной идентичности, хотя и осознают свои сексуальные предпочтения (Johnson, 1996). Негативная реакция вызвана страхом отчуждения со стороны окружающих и влечёт за собой снижение оценки гомосексуальной идентичности. На этом этапе многие люди превращают собственную неуверенность во “внутреннюю гомофобию”. В результате формируется негативная установка по отношению к собственной идентичности, а также по отношению к геям и лесбиянкам. В таких случаях люди нередко стараются всем своим видом доказать свою приверженность гетеросексуальным принципам, хотя, на деле, могут втайне предаваться гомосексуальным фантазиям и даже сексуальной активности (Isay, 1996).

III стадия – терпимости. Смирившись со своей сексуальной ориентацией и осознавая сексуальные, социальные и эмоциональные потребности, связанные с данной ориентацией, индивид начинает более терпимо относиться к своим предпочтениям и привыкает к ним. Как правило, на этом этапе человек знакомится с gay-community, благодаря чему получает эмоциональную поддержку, возможность завязать партнёрские отношения, наблюдать позитивные ролевые модели и спокойнее воспринимать свою идентичность. На этой стадии проблемы возникают, как правило, у людей стеснительных, некоммуникабельных т не обладающих навыками общения, а также у тех индивидов, которые опасаются, что об их склонностях станет известно окружающим. Если переживания человека на этом этапе в целом являются негативными, то развитие процесса формирования гомосексуальной идентичности может прекратиться. Если же человек чувствует себя достаточно уверенно и в целом положительно оценивает свои переживания, то в конечном счёте он настолько привыкает к своей идентичности, что обретает способность спокойно констатировать: “Я – гей (лесбиянка или бисексуал)” (Isay, 1996: Savin-Williams, 1995). В связи с тем, что гомофобия и дискриминация по принципу сексуальной ориентации до сих пор имеют достаточно широкое распространение, человеку приходится принимать непростое решение о том, до какой степени поставить окружающих в своего рода “конспирацией”. Процесс подготовки к первому открытому проявлению своей нетрадиционной сексуальной ориентации часто именуют coming out (“выходом из подполья”). Степень открытости первого проявления нетрадиционной сексуальной ориентации и выбор доверенных лиц зависят от многих факторов. Некоторые люди считают нужным поставить в известность родственников и близких друзей, иные полагают, что сексуальные предпочтения – их личное дело и другие люди к этому совершенно непричастны. Решение о “выходе” следует принимать осторожно, учитывая все возможные негативные последствия такого шага. Однако довольно часто геи, лесбиянки и бисексуалы убеждаются, что окружающие спокойно воспринимают их сексуальную ориентацию (Rhaods, 1995).

IV стадия – внутреннего принятия своей сексуальности. На этом этапе терпимое отношение к своей идентичности в качестве гомо – или бисексуала сменяется положительным самовосприятием. Связь с gay-community крепнет. Возникает позитивная идентификация с другими, придерживающимися гомосексуальной ориентации. Установки и образ жизни других людей с такой же ориентацией могут во многом определять степень комфортности самочувствия индивида. Если человек поддерживает отношения с людьми, которые полагают, что в гомосексуальности нет ничего постыдного, то у него может сформироваться такая же установка. Когда индивид полностью принимает свою сексуальность, он переходит к пятой стадии.

V стадия – гордости. На этом этапе формирования гомосексуальной идентичности человек перестаёт считать гетеросексуальность нормой, на основании которой можно оценивать собственное сексуальное поведение и сексуальное поведение других людей. По мере углубления идентификации с gay-community человек начинает испытывать гордость в связи с принадлежностью к данному обществу. Нередко на этом этапе человек принимает активное участие в политических движениях, выступающих против дискриминации т гомофобии, и вступает в конфронтацию с гетеросексуальным истеблишментом. Во многих случаях эта стадия является периодом агрессии. Желание скрывать свою сексуальную ориентацию уменьшается, и некоторые члены семьи и коллеги данного человека узнают о его сексуальных склонностях. В связи с преобладанием негативной общественной установки по отношению к гомосексуалам, людей нередко шокирует известие о том, что супруг, отец, мать, ребёнок, брат, сестра или друг являются геем, лесбиянкой или бисексуалом.

Узнав об этом, некоторые люди испытывают страх или отвращение, другие ощущают стыд за близкого человека или порицают его, иные способны проявить терпимость, понимание и сочувствие. Поставить родителей и других близких людей в известность относительно своей сексуальной ориентации значит принять новый вызов в процессе укрепления личной идентичности. Многие родители в конце концов начинают спокойно относиться к сексуальной идентичности своего ребёнка. Порой обстоятельства складываются драматически – семья не желает принимать сына гея. Однако такая реакция лишь усугубляет чувство вины и отчуждение. Дальнейшее развитие процесса формирования сексуальной идентичности зависит от того, каким образом отреагировали близкие люди на известие о том, что данный человек является би – или гомосексуалом. Если реакция оказывается в целом негативной, то у человека крепнет убеждение в том, что доверять лицам с гетеросексуальной ориентацией опасно, а рассчитывать на них бесмысленно. Если же реакция оказывается в целом позитивной и доброжелательной, то индивид переходит к следующей стадии (Isay, 1996; Johnson, 1996).

VI стадия – синтеза. На заключительной стадии формирования гомосексуальной сексуальной идентичности человек перестаёт разделять окружающих на “наших” (би – и гомосексуалов) и “других” (гетеросексуалов). Человек перестаёт воспринимать людей в зависимости от их сексуальной ориентации. Не все гетеросексуалы предстают в дурном свете, и не все люди и гомосексуальной ориентацией воспринимаются положительно. Агрессия, характерная для пятой стадии, снижается, и гомосексуальные аспекты идентичности полностью сливаются с другими аспектами самовосприятия. Теперь процесс формирования сексуальной идентичности закончен.[13]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: