Информационный сервис. Интернет-сервис в современном обществе. Интернет-экономика




Информационный сервис и Интернет-экономика тесно взаимо­связаны в своем развитии. Само появление Интернет-экономики невозможно без информационного сервиса. С другой стороны, формирование Интернет-экономики дает мощный импульс и ши­рочайшее поле для развития информационного сервиса.

Современное общество характеризуют следующие особенности:

- изменение экономической структуры народного хозяйства преж­де всего в пользу сферы услуг;

- рост наукоемкости производства на базе постоянного обновле­ния и быстрого внедрения новых технологий;

- информатизация всех сторон жизни;

- приоритеты в образовании, профессиональной подготовке, де­ловой и общественной активности человека.

Это позволяет говорить о создании информационного общества, в котором информация превращается в основной производствен­ный ресурс. Информация становится объектом купли-продажи.Информационная революция ускорилась в связи с образовани­ем всемирной сети Интернет. К началу третьего тысячелетия чис­ло пользователей Интернет в мире превысило 300 млн человек, а количество сайтов в сети - 14 млн.

Всемирная сеть Интернет, помимо координации уже имеющихся коммуникаций и средств ведения бизнеса, предоставила широ­кий спектр новых инструментов для эффективной работы всех предприятий, всех видов производства и услуг, что позволяет сде­лать вывод о зарождении новой экономики - Интернет-экономики.

Под Интернет-экономикой понимают среду, в которой любая компания, находящаяся в любой точке экономи­ческой системы, может контактировать легко и с ми­нимальными затратами с любой компанией с целью совместной работы: торговли, обмена идеями и "ноу-хау".

Ядром информационной экономики является информационное производство, а одним из важнейших способов распространения информации выступает Интернет - "кровеносная система" пере­дачи данных. Интернет-экономика может рассматриваться как новый тип производства, в котором информация выступает основ­ным связующим звеном между стадиями материального и немате­риального производства, производством и потреблением, главным фактором повышения производительности труда и экономическо­го роста.

Развивается электронная коммерция - такая форма бизнес-процесса, в которой взаимодействие между субъектами происхо­дит электронным образом, т. е. с использованием Интернет-тех­нологий. Рост прибылей вэтой отрасли характеризуется экспонентой: в 1999 г. - 8,2 млрд дол., в 2000 - 281 млрд, а к 2004 г. прогнозируется на уровне 6,5-7 трлн долларов.

Информационные технологии - это компьютеризован­ные способы выработки, хранения, передачи и использо­вания информации в виде научных знаний и методов их применения.

Материальным воплощением информационных технологий яв­ляются прежде всего системы обработки информации (экономи­ческой, научно-технической, производственной, правовой, управ­ленческой и т. п.), что и предопределяет развитие информацион­ного сервиса.

Использование новых технологий приводит к большей эффек­тивности использования ресурсов и повышению производитель­ности, а следовательно, к, увеличению прибыльности фирмы. Ин­тернет-экономика дает возможность более мобильно и своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка и поведении партнеров и конкурентов. Предприятие способно обслуживать клиентов круглосуточно и в любой удаленной от офиса фирмы точке мира. Новые возможности снижают время с момента заказа до момента отправки продукции заказчику. Новые технологии позволяют до начала производственного процесса ответить на ос­новные вопросы: что, как, для кого, когда производить - и сокра­щать издержки.

Глобальная сеть Интернет является средством получения спра­вочной и сравнительной информации для оптимизации работы предприятия и минимизации издержек, а для потребителей - полного перечня характеристик интересующего их товара или услуги.

Не менее важен поиск через Интернет наиболее выгодных по­ставщиков, заказчиков, заключение контрактов и контроль за их исполнением, создание виртуальных (не зарегистрирован­ных в качестве юридического лица) компаний по производству конечного продукта на основе кооперирования и специализации.

В США доля электронных сделок между фирмами в 1991-2010 годах, по расчетам экспертов, увеличится с 0,1 до 10 %, что обес­печит дополнительный прирост ВВП на 0,25 % в год за счет эко­номии трансакционных расходов.

С помощью сети передаются и контролируются инженерные спецификации, конвертируются валюты, снижаются командиро­вочные и другие трансакционные расходы, создается система широ­кополосного доступа в Интернет в Европе. Снижение местных теле­фонных тарифов позволит сделать ее самой дешевой в мире. Для поддержания режима конкуренции каждый участник формирует особый пакет заявок, при этом он не может проникнуть в чужие пакеты, чтобы узнать о ценах, условиях контрактов и т. д.

Экономическое регулирование рынка в информационном об­ществе требует оперативной и постоянно обновляемой информа­ции о макроэкономических тенденциях в мировом хозяйстве, пла­тежеспособном спросе, предложении товаров и услуг во всем мире, их эластичности по отношению к ценам, доходам и т. д.

В информационном обществе продолжается усложнение эконо­мических отношений, расширяется перечень новых продуктов и услуг, в том числе в таких прежде нерыночных сферах, как охрана здоровья людей, распределение частот для телекоммуникаций, разрешений на загрязнение окружающей среды, использование природных ресурсов, учебного продукта и т. д. Информатизация необходима в целях постоянного анализа воздушного пространства для авиасообщений, условий оптимального функционирования современной экономики, кратко-, средне- и долгосрочного планирования, балансирования затрат и результатов, спроса и предложения, потребления и инвестиций, измерения эффективности отдельных факторов и конкурентоспособности производства в целом.

Безусловным преимуществом использования сети Интернет является возможность устранения числа посредников на пути товара к потребителю.

.Удовлетворение потребностей человека с некоторого истори­ческого периода потребовало совместного труда индивидов сооб­щества, что определило необходимость становления общинного образа экономической жизнедеятельности. Обмен информацией при такой экономической модели производился непосредственно между ее членами, без каких-либо переносчиков информации, так как задачи, встававшие в те времена, не требовали сложного вза­имодействия между различными звеньями (агентами) производ­ственной цепи, да и ойкумена (от гр. oikoumene - территория земли, постоянно заселенная человеком), обжитая данной общи­ной, была небольшой. Основным положительным моментом такой структуры было существование длительных связей между ее агента­ми, а отрицательным - тот факт, что новые технологии производ­ственного процесса требовали большей разобщенности производствен­ных звеньев, а общинная форма взаимодействия не способна обеспе­чить эффективное обслуживание системы разделения труда.

Более совершенной системой управления возрастающим пото­ком информации между агентами экономической формации стала иерархическая модель, которая позволила управлять процессом производства на больших территориях с вовлечением в него боль­шего числа индивидов, так как в ее структуре заложен приоритет выборочного и зачастую одностороннего механизма коммуника­ций, что исключает большое число взаимно пересекающихся свя­зей, необходимых в общинной формации для качественного обме­на информацией.

С развитием средств обмена информации происходит расшире­ние границ зон, где могут применяться общинные и (или) иерар­хические формы управления экономическим процессом. Сейчас технологии передачи информации уже достигли критической точ­ки, когда зоны информационного охвата индустриальной, иерар­хической и общинной формаций становятся равными, и главен­ствует уже не принцип количества привлеченных агентов и быс­трота их координации (она стала близкой к мгновенной), а эф­фективность их взаимодействия.

Многочисленные технологии передачи информации, среди которых Интернет является наиболее обобщающим, позволили групповому способу экономических взаимоотношений стать глобальным, общемировым. Данная формация получила название глобальной сетевой экономики. Под сетевой формой организации следует понимать любую группу действующих лиц, которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой, и в то же самое время в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы.

Сетевая экономика сегодня - не просто некоторая обобщенная модель функционирования экономических субъектов, но и реальная среда жизнедеятельности, постепенно вытесняющая менее эффективные индустриальную и иерархическую структуры. Ба­зисные условия ее формирования (существование адекватных спо­собов передачи информации и средств коммуникационного взаи­модействия) уже сложились. Помимо экономической сферы чело­веческой деятельности электронная среда становится местом со­циально-культурного взаимодействия, т. е. она становится спосо­бом существования, а не только удобным инструментом ведения бизнес-активности. Сетевая среда не только изменяет уже суще­ствующие экономические и социальные институты, но создает новые, которые интерпретируются как системы соглашений меж­ду большей частью участников среды, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе.

Сетевая форма управления позволяет перевести экономичес­кие процессы на уровень более тесных взаимоотношений, обес­печивает длительные связи между агентами системы, объеди­няя их в группы, координация деятельности которых происходит по правилам, удобным для агентов группы и разработан­ных по системе общественной договоренности. В такой форма­ции не существует внешнего воздействия на группу агентов (например, со стороны государства), а значит, предоставляется большая свобода, которая способствует снижению рутинных операций и росту творческой реализации, поиску новаций.

Сетевая форма информационных коммуникаций позволяет сберегать существенные средства на движении сотрудников, ма­териальных и нематериальных активах фирмы, обеспечивая экономию. Происходит уменьшение значения ограничивающих фак­торов географического положения участников совместной деятельности, позволяющее вовлекать в нее новые, ранее недоступные трудовые и иные ресурсные фонды.

Новые телекоммуникационные технологии заметно снижают затраты на создание и поддержку информационных ресурсов, предоставляя субъектам экономической активности собствен­ное информационное поле (внутрифирменное информационное пространство), что помогает координировать и управлять пото­ками внутренней и внешней информации, устраняя угрозу ин­формационного переполнения.

Простота и оперативность обмена сообщениями между группами создают условия для повышения степени участия всех сотрудников в формировании внутрифир­менной информационной среды, что решает проблему, суще­ствующую в иных системах координации, когда работа с носи­телями информации предполагает участие промежуточных зве­ньев, усложняя систему взаимодействия, а значит, повышая вероятность ошибки.

Главной особенностью организаций, строящих свою экономи­ческую деятельность на специфике глобальной сетевой системы управления, является приобретение новых качеств, прямо не со­поставимых с предшествующей индустриальной формой. Основ­ной выигрыш таких организаций состоит в улучшении исполь­зования имеющихся ресурсов, повышении гибкости и конку­рентоспособности, качественно новом способе организации тру­дового процесса и взаимодействия между участниками эконо­мической деятельности.

Сетевая структура предоставляет большие возможности для выбора, так как она состоит не столько из организаций, как это было в иных типах экономик, сколько из отдельных индивидов, которые более мобильны, отзывчивы на новые знания и техноло­гии.

Глобальная сетевая экономика является наиболее эффективной системой управления информационными потоками с точки зре­ния учета интересов всего общества.

Сетевая структура как новая экономическая формация имеет свои особенности (правила), которые требуют учета в практи­ческой деятельности. Сетевая экономика вовлекает в процессы взаимодействия не только старых (индивидов, фирмы, властные органы и т. д.), но и новых участников (программных агентов, роботов), которые являются реальными экономическими единицами, способными адекватно реагировать на изменения среды и существовать не­зависимо от других экономических агентов.

С ростом числа агентов сетевой экономики растет ценность участия. Именно эта особенность не позволяет сетевой форме управления потоками информации стать полноценным явлени­ем в нашей стране, так как число активных участников Интер­нет-сообщества мало.

Сетевая структура требует полного вовлечения, иначе она не даст положительной отдачи, а наоборот, будет потреблять ре­сурсы, не обеспечивая изменений ни по одному параметру эффективности. Рост интеграции с сетевой экономикой имеет предельную точку, когда при отсутствии заметного увеличения издержек происходит экспоненциальный рост производительности труда, потребительской стоимости продукта и других параметров эффективности.

Интернет-технологии создали среду жизнедеятельности, аналогичную той, которая существует в малой группе или общине, все члены ко­торой вступают в непосредственный контакт в процессе инфор­мационного обмена. В общинной модели существуют прямые связи всех со всеми, и почти полностью отсутствует какое-либо регулирование со стороны властных органов, так как правила взаимодействия устанавливаются по средствам общественной договоренности, которая учитывает особенности конкретных участников в конкретном контакте. Сетевую экономику, исхо­дя из этого, можно назвать экономикой сообщества людей, на­ходящихся в непосредственных взаимоотношениях друг с дру­гом.

Поэтому становятся возможными новые сервисные техно­логии в сфере информационной деятельности. Информацион­ные услуги (в отличие, например, от традиционных бытовых) могут предоставляться строго индивидуализированно и незави­симо от расстояний, разделяющих создателя и потребителя ус­луги.

Учитывая особенности сетевой модели, следует отметить, что ее агенты, принимая конкретные решения о взаимодействиях, оценивают ситуации исходя не из экономических факторов, кото­рые идентичны в любой точке системы и для любых связей, а из модели поведения, свойственной конкретному индивиду. Эта мо­тивация при поддержке продолжительных связей становится об­щей для группы агентов, превращаясь в одно из свойств их пове­дения. Такую модель поведения часто называют ментальной. Она содержит полученные агентом из внешней среды образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов эко­номической системы.

Таким образом, участники сетевой структуры обладают копией реально существующих материальных объектов и слепком модели поведения других участников системы, которые существуют в его сознании. В реальной ситуации агент, принимая решения, оттал­кивается от анализа субстанции ментальной модели, а не от реаль­ных объектов и фактов, тем самым, во взаимоотношениях в общин­ной экономике существуют два пространства: одно - информационное, которое есть результат ментального отображения, и ему подчиненное - материальное. То есть в современной системе кон­такты между участниками сети поддерживаются только на ин­формационном уровне, а изменения на реальном объективном уровне происходят как их следствие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: