Основные направления по профилактике социально-отклоняющегося поведения детей в трудной жизненной ситуации.




Выделяются следующие основные направления:

I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей. Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведе­ния у детей и подростков. С древнейших времен извест­но, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует реше­ния комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

1.Прежде всего, требуется решить проблему подготов­ки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Издревле известна важнейшая задача семьи: готовить детей к «домострою». Подготовка молодых людей к семейной; жизни включает, в свою очередь, большой комплекс на­правлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формируемых общественных и государственных центрах молодой семьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др. Каждый центр решает свои зада­чи, а вместе — общую: подготовку молодых людей к се­мейной жизни и помощь семье в воспитании детей.1

В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

· основы взаимоотношения в семье;

· внутрисемейные конфликты, причины их воз­никновения, возможности предупреждения и пути преодоления;

· основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

· основы семейного воспитания на различных эта­пах возрастного развития ребенка, подростка (дан­ное направление решается чаще всего через шко­лу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспита­нию детей представляет достаточно емкую педагогичес­кую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму: методи­ке изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.2

2. Создание благоприятной нравственной обстановки е семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего челове­ка. С раннего детства ребенок именно в семье, в той об­становке, в которой он живет, развивается и воспитыва­ется, усваивает то, какими должны быть отношения меж­ду людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создаю­щий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстанов­ка (драки, истерические крики, грубость) поми­мо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные про­блемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

3. Предупреждение ошибок в семейном воспитании.Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:

· антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе­дантства, резонерства, подкупа;

· утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагоги­ческого воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;

· типичные ошибки, совершаемые родителями в про­цессе воспитания: попустительско-снисходитель­ный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстративность — активное утвер­ждение «достоинств чада» в его присутствии; педан­тичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспи­тание по типу «кумир семьи»; непоследователь­ность, несогласованность воспитателей; и др.3

4. Формирование у ребенка твердых нравственных ори­ентиров, нравственной позиции.Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к не­восполнимым последствиям в воспитании человека.

5. Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформи­ровать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств прекращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его во­левой активности.

6. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего, волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании:

· не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление им активности;

· воздерживаться от наказания детей и особенностей подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

· не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;

· не наказывать ребенка хладнокровно, безжалост­но, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.4

Следует знать, что на воспитании ребенка отрицатель­но сказывается также постоянная угроза родителей нака­занием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом слу­чае привыкает к угрозам и не реагирует на них.

7. Недопущение приобщения детей и подростков к спир­тным напиткам, курению, азартным играм.

В современных условиях значительная часть проступ­ков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подро­стка к наркотикам, с одной стороны, способствует разру­шению организма, его деградации, делает его уязвимым. По отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркома­на к уголовно наказуемым действиям.

В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример ближних и старших товарищей.

8. Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем выше у него тяга к самосовершенствова­нию. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: