Алгоритм работы в группах




Урок-проект «Времена года: настроение»

(урок характеристики текстов) [1]

 

Аннотация

Данный урок построен как мини-проект с продолжением во внеурочной деятельности. В основу урока положена технология лингвокультурологической характеристики текста.

 

Ключевые слова

Понимание текста, характеристика текста, анализ текста, работа в группах, внеурочная деятельность.

 

Дидактическая цель: совершенствовать умение понимать художественный текст посредством его лингвистического и речеведческого анализа, интерпретировать и оценивать его, чувствовать и формулировать его настроение.

Задачи:

предметные: комплексно применять полученные знания по морфологии и умения выявлять смыслы художественного текста на основе разных видов его анализа; создавать собственное высказывание в виде текста-описания или рассуждения.

метапредметные: работать в группах, распределять, выбирать и исполнять необходимые роли, работать совместно, создавать группой целостный продукт как на уроке, так и во внеурочной деятельности;

личностные: осмысливать художественный текст, определять настроение художественного произведения, соотносить тему, основные мысли и настроение произведений разных родов искусств;

I. Целеполагание

II. Эмоциональное включение «Калейдоскоп настроений»

1) Угадайте, настроение какого времени года отражено в данных фрагментах стихотворений (фрагменты стихотворений читает учитель или заранее подготовленные ученики; времена года учащиеся называют самостоятельно, обосновывая свое мнение).

2) Определите, какие слова или сочетания слов соответствуют настроению каждого отрывка: умиротворение, пробуждение чувств, застывший мир, печаль, разнеженная лень.

3) Расскажите, как вы определили настроение отрывков. Какие слова помогли вам его определить?

Материал для работы учителя

Фрагмент стихотворения Время года Отражаемое чувство
  Чувства снова, как прежде, огнисты. Небеса всё синей и синей, Облачка, как барашки, волнисты. В синих далях блуждает мой взор. (Андрей Белый, отрывок из стихотворения «Весна») весна пробуждение чувств
  Еще заря не встала над селом, Еще лежат в саду десятки теней, Еще блистает лунным серебром Замерзший мир деревьев и растений. (Николай Заболоцкий, отрывок из стихотворения «Еще заря не встала над селом») зима застывший мир
  Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется тихая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (Афанасий Фет «Есть в осени первоначальной…») ранняя осень умиротворение
  Нынче улетели журавли на заре промозглой и туманной. Долго, долго затихал вдали разговор печальный и гортанный. (Вероника Тушнова «Осень») осень печаль
  Клонит к лени полдень жгучий, Замер в листьях каждый звук, В розе пышной и пахучей, Нежась, спит блестящий жук (Алексей Толстой, из стихотворения «Клонит к лени полдень жгучий...») лето разнеженная лень

 

III. Работа в группах

Для данного урока желательно иметь по два ноутбука на группу с наушниками и установленными программами для прослушивания музыки и для создания мультимедиапрезентаций. Отобрать соответствующие пьесы Вивальди и Чайковского из циклов «Времена года», живописные фотоработы, соответствующие разным временам года.

Роли в группах: чтец (выразительное чтение стихотворения под музыку); музыкант (подбор музыки); иллюстраторы (создание мультимедиапрезентации из подготовленных слайдов); лексикограф – работа со словарями; аналитики – фонетисты, морфологи, синтаксисты, стилисты – анализируют текст стихотворения.

Алгоритм работы в группах

(текст дается учащимся сначала без заголовка; с заголовком учащиеся знакомятся с авторским названием, выполняя п. 8 алгоритма)

1. Прочитайте текст.

2. Выявите непонятные или не очень знакомые слова в тексте, прояснение их значение с помощью словарей.

3. Назовите время года, о котором идет речь в стихотворении. Определите настроение, отраженное в стихотворении.

4. Выберите музыку, соответствующую настроению, отраженному в стихотворении, которая мола бы сопровождать чтение стихотворения.

5. Составьте визуальный ряд для презентации, которая, как и музыка, могла бы сопровождать чтение стихотворения.

5. Дайте тексту речеведческую характеристику (тема, ключевые слова, основная мысль; тип речи, стиль текста) – общая работа.

6. Определите, можно ли разделить текст стихотворения на части. Если можно, то на какие и почему.

7. Почему настроение времени года автор показывает через пейзаж? Как картины природы позволяют автору выразить свои чувства?

8. Проведите языковой анализ текста (выявите его фонетические, лексические, морфологические, синтаксические особенности), дайте интерпретацию выявленных смыслов текста.

9. Дайте тексту свой заголовок. Ознакомьтесь с авторским заголовком. Совпали ли они? Какой заголовок вам понравился больше и почему?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: