Методические рекомендации для студентов
По самостоятельной внеаудиторной работе
к практическому занятию № 1
по дисциплине Доказательная медицины
специальности (направлению подготовки)
“Лечебное дело”
Составитель: канд. мед. наук Бабенко Л.Г.
Тема I. Доказательная медицина - новая концепция клинического мышления
Цель занятия: изучение целей, задач, принципов и методологии доказательной медицины; критериев и степени доказательности исследований этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области их применения; исторических аспектов ее формирования и развития.
Задачи:
1. Ознакомить студентов с разделами доказательной медицины, её целями, задачами, принципами, компонентами, аспектами и методологией, местом среди других медицинских наук.
2. Охарактеризовать степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее применения.
3. Осветить исторические аспекты создания, формирования и развития доказательной медицины
4. Ознакомить студентов с организацией, исповедующей методологию доказательной медицины Кокрановское сотрудничество, ее целями, задачами и принципами.
5. Охарактеризовать трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления в отечественной медицине.
Студент должен знать:
1 - до изучения темы (базисные знания):
- основные факторы, тенденции развития биомедицинских наук и потребности практической медицины в современных условиях;
- компоненты построения медицинского воззрения на методологические подходы к проведению клинических исследований, оценке и применению их результатов;
- математические методы решения и интеллектуальных задач и их применение в медицине;
- основы медицинской истории;
- теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;
- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, основные понятия общей нозологии:
- функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.
2 - после изучения темы:
- основные понятия, цель, задачи, принципы и методологию доказательной медицины;
- степени доказательности при клинических исследованиях этиологии, диагностики, лечения и прогноза и области ее практического применения;
- основные исторические этапы формирования и развития доказательной медицины;
- значение Кокрановского сотрудничества для клинической медицины и формы его деятельности за рубежом и в России;
- трудности внедрения научно-обоснованной медицинской практики и пути их преодоления
Студент должен уметь:
- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать и анализировать клинические особенности проявления имеющейся у пациента патологии и осуществлять свою деятельность с учетом принципов и методологии доказательной медицины;
- использовать информационные ресурсы Кокрановской библиотеки для принятия клинических решений на основании принципов доказательности и достоверности с целью получение качественного и эффективного клинического исхода.
Студент должен владеть:
- терминологией, применяемой в доказательной медицине;
- оценкой методического качества этиологии, диагностики, терапии (клиника) и прогноза;
- оценкой уровней доказательств клинических исследований;
- шкалой оценки доказательств;
- методами принятия клинических решений.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1 - ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников;
2 – письменно изложить в рабочей тетради “Глоссарий” суть терминов и понятия, применяемые по данной теме семинарского занятия:
N/N п/п | Термин/понятие | Суть термина/понятия |
Доказательная медицина | - | |
Дедуктивный компонент | ||
Эзотеризм | ||
Теория | ||
Пролемма | ||
Гипотиза | ||
Эмпирический компонент | ||
Эмпатический компонент | ||
Этический компонент | ||
Клиническое исследование | ||
Медицинский аспект медицины | ||
Экономический аспект медицины | ||
Экономический аспект медицины | ||
Юридичсекий аспект медицины | ||
Образовательный аспект медицины | ||
Эпидемиология |
3 - ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь):
N/N п/п | Контрольный вопрос | Ответ на контрольный вопрос |
Перечислите факторы, определяющие основные тенденции развития биомедицинских наук? | ||
Изложите потребности практической медицины? | ||
Укажите компоненты научного воззрения в медицине | ||
Перечислите формы вненаучного знания? | ||
Перечислите аспекты системы стандартизации в медицине? | ||
Изложите концепции доказательной медицины? | ||
Укажите аспекты доказательной медицины? | ||
Что дает практическому врачу доказательная медицина? | ||
Перечислите этапы доказательной медицины? | ||
Какие критерии включает в себя оценка качества исследования? | ||
На каких критериях доказательной медицины основана этиология? | ||
На каких критериях доказательной медицины основана диагностика? | ||
На каких критериях доказательной медицины основана клиника (терапия, лечение)? | ||
Какие подходы используют при анализе клинических исследований? | ||
Перечислите уровни доказательств исследований? | ||
Изложите шкалу оценки доказательств? | ||
Укажите критерии достоверности медицинской информации? | ||
Какие задачи призвана решать доказательная медицина? | ||
Какие понятия и проблемы изучаются с позиции доказательной медицины? | ||
Какие вопросы с позиции доказательной медицины необходимо решить для внедрения в практическое здравоохранение каких-либо технологий? | ||
Какие причины обусловили развитие доказательной медицины? | ||
Изложите принципы Кокрановского Сотрудничества? | ||
Какие организационные формы Кокрановского Сотрудничества существуют в настоящее время? | ||
Перечислите трудности внедрения доказательной медицины в практическое здравоохранение? |