Задания 29 . Работа с текстом биологического содержания





3.Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «По­лез­ные бак­те­рии» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1) Какие усло­вия не­об­хо­ди­мы для по­лу­че­ния про­сто­ква­ши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий?

3) По­че­му мо­лоч­но­кис­лой бак­те­рии для по­лу­че­ния та­ко­го же ко­ли­че­ства энер­гии не­об­хо­ди­мо пе­ре­ра­бо­тать боль­ше ве­ществ, чем обык­но­вен­ной амёбе?

За­да­ние 29 № 223

 

ПО­ЛЕЗ­НЫЕ БАК­ТЕ­РИИ

 

Тер­мин «анаэ­ро­бы» ввёл в науку фран­цуз­ский учёный Л. Па­стер, от­крыв­ший в 1861 г. бак­те­рии мас­ля­но­кис­ло­го бро­же­ния. У анаэ­ро­бов рас­щеп­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ идёт без уча­стия кис­ло­ро­да. Бес­кис­ло­род­ное окис­ле­ние про­ис­хо­дит в клет­ках мо­лоч­но­кис­лых и мно­гих дру­гих бак­те­рий. Имен­но так они по­лу­ча­ют энер­гию для своих жиз­нен­ных про­цес­сов. Такие бак­те­рии очень рас­про­стра­не­ны в при­ро­де. Каж­дый день, съе­дая тво­рог или сме­та­ну, вы­пи­вая кефир или йо­гурт, мы стал­ки­ва­ем­ся с мо­лоч­но­кис­лы­ми бак­те­ри­я­ми, — они участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов.

 

В 1 см3 пар­но­го мо­ло­ка на­хо­дит­ся боль­ше 3 мил­ли­ар­дов бак­те­рий. При ски­са­нии мо­ло­ка коров по­лу­ча­ет­ся йо­гурт. В нём можно найти бак­те­рию под на­зва­ни­ем «бол­гар­ская па­лоч­ка», ко­то­рая и со­вер­ши­ла пре­вра­ще­ние мо­ло­ка в кис­лый мо­лоч­ный про­дукт.

 

Бол­гар­ская па­лоч­ка — вид мо­лоч­но­кис­лой бак­те­рии, из­вест­ный во всём мире; она пре­вра­ща­ет мо­ло­ко во вкус­ный и по­лез­ный йо­гурт. Все­мир­ную славу этой бак­те­рии принёс рус­ский учёный И.И. Меч­ни­ков. Он за­ин­те­ре­со­вал­ся при­чи­ной не­обыч­но­го дол­го­ле­тия в не­ко­то­рых де­рев­нях Бол­га­рии. Меч­ни­ков вы­яс­нил, что ос­нов­ным про­дук­том пи­та­ния дол­го­жи­те­лей был йо­гурт. Учёному уда­лось вы­де­лить из про­дук­та мо­лоч­но­кис­лую бак­те­рию, а затем он ис­поль­зо­вал её для со­зда­ния осо­бой про­сто­ква­ши. Он по­ка­зал, что до­ста­точ­но до­ба­вить в све­жее мо­ло­ко не­мно­го этих бак­те­рий, и через не­сколь­ко часов в тёплом по­ме­ще­нии из мо­ло­ка по­лу­чит­ся про­сто­ква­ша.

 

Бол­гар­ская па­лоч­ка сбра­жи­ва­ет лак­то­зу мо­ло­ка, т.е. рас­щеп­ля­ет мо­ле­ку­лу мо­лоч­но­го са­ха­ра на мо­ле­ку­лы мо­лоч­ной кис­ло­ты. Мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии для своей ра­бо­ты могут ис­поль­зо­вать не толь­ко сахар мо­ло­ка, но и мно­гие дру­гие са­ха­ра, со­дер­жа­щи­е­ся в ово­щах и фрук­тах. Бак­те­рии све­жую ка­пу­сту пре­вра­ща­ют в ква­ше­ную, яб­ло­ки — в мочёные, а огур­цы — в солёные. В любом слу­чае из са­ха­ра об­ра­зу­ет­ся мо­лоч­ная кис­ло­та, а энер­гия рас­па­да мо­ле­кул са­ха­ра обес­пе­чи­ва­ет жиз­не­де­я­тель­ность бак­те­рий. Про­цесс рас­щеп­ле­ния са­ха­ра без уча­стия кис­ло­ро­да от­но­сят к ре­ак­ци­ям бро­же­ния. Рас­щеп­ле­ние ве­ществ при уча­стии кис­ло­ро­да более эф­фек­тив­но, так как вы­де­ля­ет­ся го­раз­до боль­ше энер­гии, чем при бро­же­нии. По­сколь­ку энер­гия ре­ак­ций бес­кис­ло­род­но­го окис­ле­ния за­мет­но мень­ше, чем кис­ло­род­но­го, бак­те­ри­ям при­хо­дит­ся пе­ре­ра­ба­ты­вать боль­шие ко­ли­че­ства ве­ществ и вы­де­лять много про­дук­тов об­ме­на ве­ществ.

 

Бол­гар­скую па­лоч­ку от­но­сят к фа­куль­та­тив­ным (не­обя­за­тель­ным) анаэ­ро­бам. Это озна­ча­ет, что они могут ис­поль­зо­вать и кис­ло­род для окис­ле­ния уг­ле­во­дов.

 

25.Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Му­хо­мор» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1) Каким об­ра­зом могут рас­про­стра­нять­ся споры му­хо­мо­ра и дру­гих гри­бов? Ука­жи­те все воз­мож­ные спо­со­бы.

2) Что ис­поль­зу­ют ор­га­низ­мы, об­ра­зу­ю­щие ми­ко­ри­зу?

3) По­че­му грибы вы­де­ля­ют в от­дель­ное цар­ство?

За­да­ние 29 № 959

 

МУ­ХО­МОР

 

Крас­ный му­хо­мор – круп­ный гриб вы­со­той до 10–25 см. Шляп­ка гриба до 20 см в диа­мет­ре, сна­ча­ла ша­ро­вид­ная, позже плос­кая ярко-крас­но­го или оран­же­во-крас­но­го цвета, обыч­но с бе­лы­ми или жел­то­ва­ты­ми «пят­на­ми» – остат­ка­ми по­кры­ва­ла. Ножка до­воль­но тон­кая, белая, с белым коль­цом и взду­ти­ем у ос­но­ва­ния. Белая мя­коть почти без за­па­ха и вкуса, ядо­ви­тая. Му­хо­мор можно встре­тить с июля до за­мо­роз­ков по всем хвой­ным и лист­вен­ным лесам, осо­бен­но под берёзой, елью и сос­ной.

 

По ха­рак­те­ру пи­та­ния грибы при­бли­жа­ют­ся к жи­вот­ным, но спо­соб пи­та­ния (не за­гла­ты­ва­ние, а вса­сы­ва­ние) и не­огра­ни­чен­ный рост де­ла­ют их по­хо­жи­ми на рас­те­ния. Гриб живёт за счёт раз­ла­га­ю­щих­ся рас­ти­тель­ных остат­ков, по­это­му самая глав­ная часть гриба и не по­па­да­ет вам в руки, а остаётся в земле в виде раз­ветвлённых белых нитей. А то, что вы дер­жи­те в руках, есть толь­ко часть гриба, его орган раз­мно­же­ния, на­зы­ва­е­мый пло­до­вым телом.

 

Под мик­ро­ско­пом видно, что всё пло­до­вое тело гриба тоже со­сто­ит из бес­ко­неч­но­го ко­ли­че­ства белых нитей гиф, спу­тан­ных в одну сплош­ную массу – гриб­ни­цу, или ми­це­лий.

 

Крас­ный му­хо­мор от­но­сит­ся к груп­пе гри­бов, ко­то­рые всту­па­ют в слож­ное вза­и­мо­дей­ствие (сим­би­оз) с кор­ня­ми де­ре­вьев, об­ра­зуя ми­ко­ри­зу. При этом в не­по­сред­ствен­ный кон­такт с кор­ня­ми де­ре­вьев всту­па­ет гриб­ни­ца, на­хо­дя­ща­я­ся в почве. Здесь гриб по­лу­ча­ет от де­ре­ва ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства. На­руж­ные сво­бод­ные гифы гриба ши­ро­ко рас­хо­дят­ся в почве от корня де­ре­ва, за­ме­няя его кор­не­вые во­лос­ки. Эти сво­бод­ные гифы по­лу­ча­ют из почвы воду, ми­не­раль­ные соли, а также рас­тво­ри­мые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства. Часть этих ве­ществ по­сту­па­ет в ко­рень де­ре­ва, а часть ис­поль­зу­ет­ся самим гри­бом на по­стро­е­ние гриб­ни­цы и пло­до­вых тел.

 

Шляп­ка му­хо­мо­ра – место, где за­кла­ды­ва­ют­ся и со­зре­ва­ют споры, ко­то­рые нужно за­щи­щать от не­по­го­ды и дру­гих не­при­ят­но­стей. Спо­ра­ми на­зы­ва­ют мел­кие пы­лин­ки, ко­то­рые вы­сы­па­ют­ся из-под шляп­ки гри­бов. Со­зрев, споры долж­ны рас­про­стра­нить­ся как можно даль­ше от ро­ди­те­ля.

43.Поль­зу­ясь тек­стом «Про­стей­шие − воз­бу­ди­те­ли бо­лез­ней че­ло­ве­ка» и соб­ствен­ны­ми зна­ни­я­ми, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

 

1) По­че­му борь­ба с при­род­но-оча­го­вы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми слож­нее, чем с ан­тро­по­но­за­ми?

2) К каким си­сте­ма­ти­че­ским груп­пам от­но­сят­ся воз­бу­ди­те­ли ма­ля­рии и сон­ной бо­лез­ни?

3) Кто яв­ля­ет­ся пе­ре­нос­чи­ка­ми ма­ля­рии и сон­ной бо­лез­ни?

За­да­ние 29 № 1622

 

Про­стей­шие — воз­бу­ди­те­ли бо­лез­ней че­ло­ве­ка Среди про­стей­ших ор­га­низ­мов мно­гие пред­став­ля­ют опас­ность для че­ло­ве­ка. Ди­зен­те­рий­ные амёбы вы­зы­ва­ют рас­строй­ства ки­шеч­ни­ка, три­па­но­со­мы — сон­ную бо­лезнь, ма­ля­рий­ный плаз­мо­дий — ма­ля­рию.

Эпи­де­мии не­ко­то­рых из этих бо­лез­ней при­но­сят мно­же­ство бед че­ло­ве­че­ству. В про­шлые века, да и се­год­ня в ряде стран воз­ни­ка­ет про­бле­ма борь­бы с этими тяжёлыми за­бо­ле­ва­ни­я­ми. Дело в том, что эти за­бо­ле­ва­ния могут пе­ре­да­вать­ся как от че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку, так и от жи­вот­но­го-пе­ре­нос­чи­ка к че­ло­ве­ку.

За­бо­ле­ва­ния, ко­то­рые пе­ре­но­сят­ся к че­ло­ве­ку жи­вот­ны­ми, на­зы­ва­ют­ся при­род­но-оча­го­вы­ми. Они су­ще­ство­ва­ли и су­ще­ству­ют в при­ро­де все­гда. Ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния, пе­ре­да­ю­щи­е­ся от че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку, на­зы­ва­ют­ся ан­тро­по­но­за­ми (ан­тро­по — че­ло­век). При­ме­ра­ми таких за­бо­ле­ва­ний слу­жат оспа, СПИД, грипп.

При­род­но-оча­го­вое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет собой слож­ную си­сте­му, со­сто­я­щую из воз­бу­ди­те­ля, хо­зя­и­на и пе­ре­нос­чи­ка. К этим за­бо­ле­ва­ни­ям от­но­сят­ся ма­ля­рия, чума, кле­ще­вой эн­це­фа­лит.

Ан­тро­по­но­зы по­бе­дить можно. До­ста­точ­но вы­ле­чить всех, кто бо­ле­ет или при­вить людей от кон­крет­но­го за­бо­ле­ва­ния. Так по­бе­ди­ли оспу, по­лио­ми­е­лит. А вот амёбиазы, вы­зы­ва­е­мые амёбной ди­зен­те­ри­ей, по­бе­дить пока не удаётся. Хотя, ка­за­лось бы, это до­ста­точ­но про­сто. Если не пить воду из сто­я­чих, не­про­ве­рен­ных водоёмов, хо­ро­шо мыть фрук­ты и овощи, а также руки перед едой, то опас­ность за­бо­леть амёбной ди­зен­те­ри­ей сво­дит­ся к ми­ни­му­му. При этом надо знать, что амёбная ди­зен­те­рия пе­ре­но­сит­ся толь­ко от че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку при не­по­сред­ствен­ных кон­так­тах.

Как же пре­ду­пре­дить ин­фек­ци­он­ные при­род­но-оча­го­вые за­бо­ле­ва­ния? Уни­что­жить всех мух цеце, ко­то­рые пе­ре­но­сят воз­бу­ди­те­лей сон­ной бо­лез­ни или, всех ма­ля­рий­ных ко­ма­ров — не­воз­мож­но. При­ви­вок от ма­ля­рии пока нет. Од­на­ко спо­со­бы борь­бы с ними су­ще­ству­ют. На се­год­ня самым эф­фек­тив­ным ме­то­дом борь­бы с пе­ре­нос­чи­ка­ми ма­ля­рии и ли­хо­рад­кой, от ко­то­рых стра­да­ет еже­год­но до 50 мил­ли­о­нов че­ло­век в тро­пи­че­ских стра­нах, яв­ля­ет­ся ДДТ — ин­сек­ти­цид, син­те­зи­ро­ван­ный ещё в XIX веке и ак­тив­но ис­поль­зу­е­мый для борь­бы с на­се­ко­мы­ми в XX веке. Но ДДТ очень мед­лен­но раз­ла­га­ет­ся и на­кап­ли­ва­ет­ся в рас­те­ни­ях, ор­га­низ­мах жи­вот­ных и че­ло­ве­ка, а также в окру­жа­ю­щей среде. Се­год­ня ис­поль­зо­ва­ние ДДТ прак­ти­че­ски за­пре­ще­но во всём мире, но для аф­ри­кан­ских стран, на­при­мер Тан­за­нии, ис­поль­зо­ва­ние ДДТ раз­ре­ше­но, по­сколь­ку этот ин­сек­ти­цид яв­ля­ет­ся един­ствен­ным эф­фек­тив­ным ме­то­дом борь­бы с ма­ля­рий­ны­ми ко­ма­ра­ми.

50.Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Стро­е­ние цвет­ка» и зна­ния курса, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

1) Какая часть око­ло­цвет­ни­ка при­вле­ка­ет на­се­ко­мых-опы­ли­те­лей?

2) По­че­му ты­чин­ки и пе­сти­ки счи­та­ют­ся глав­ны­ми ча­стя­ми цвет­ка?

3) Цвет­ки вишни и цвет­ки то­ма­та имеют по од­но­му пе­сти­ку. Од­на­ко в об­ра­зу­ю­щих­ся пло­дах вишни раз­ви­ва­ет­ся по од­но­му се­ме­ни, а в пло­дах то­ма­та – по многу семян. С чем это свя­за­но?

За­да­ние 29 № 1955

 

СТРО­Е­НИЕ ЦВЕТ­КА

 

Цве­ток пред­став­ля­ет собой ви­до­из­менённый побег, при­спо­соб­лен­ный для по­ло­во­го раз­мно­же­ния. Его функ­ция – об­ра­зо­ва­ние пло­дов и семян. Имен­но по­это­му цве­ток иначе на­зы­ва­ют ор­га­ном се­мен­но­го раз­мно­же­ния. Для того чтобы вы­пол­нить свою глав­ную функ­цию, цве­ток имеет спе­ци­фи­че­ское стро­е­ние. Он со­сто­ит из цве­то­нож­ки, цве­то­ло­жа, цве­то­ли­сти­ков (ча­ше­ли­сти­ков и ле­пест­ков), ты­чи­нок и пе­сти­ков. Цве­то­нож­ка – это часть стеб­ля, на ко­то­рой рас­по­ло­же­ны осталь­ные части цвет­ка. С по­мо­щью цве­то­нож­ки цве­ток снаб­жа­ет­ся пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми и растёт. Цве­то­ло­же рас­по­ло­же­но на верх­ней рас­ши­рен­ной части

цве­то­нож­ки. К нему при­креп­ля­ют­ся цве­то­ли­сти­ки, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся коль­ца­ми (кру­га­ми). Пер­вое коль­цо об­ра­зу­ют обыч­но зелёные ча­ше­ли­сти­ки, ко­то­рые у одних цвет­ков сво­бод­ные, а у дру­гих срос­ши­е­ся. Все вме­сте они об­ра­зу­ют ча­шеч­ку цвет­ка. Она вы­пол­ня­ет за­щит­ную функ­цию. Над ча­шеч­кой рас­по­ло­жен вен­чик. Обыч­но он со­сто­ит из окра­шен­ных ле­пест­ков, ко­то­рые слу­жат для за­щи­ты ты­чи­нок, пе­сти­ков и для при­вле­че­ния жи­вот­ных – опы­ли­те­лей рас­те­ний. Цвет ле­пест­ков за­ви­сит от хро­мо­пла­стов или от пиг­мен­тов кле­точ­но­го сока. Из ча­шеч­ки и вен­чи­ка об­ра­зу­ет­ся око­ло­цвет­ник.

Внут­ри око­ло­цвет­ни­ка за ле­пест­ка­ми рас­по­ло­же­ны ты­чин­ки. Каж­да­я­ты­чин­ка со­сто­ит из пыль­ни­ка и ты­чи­ноч­ной нити. Ты­чи­ноч­ная нить удер­жи­ва­ет пыль­ник, ко­то­рый со­сто­ит из пыль­це­вых ме­шоч­ков, в ко­то­рых раз­ви­ва­ет­ся пыль­ца.

В самом цен­тре цвет­ка рас­по­ло­жен пе­стик (пе­сти­ки). Пе­стик со­сто­ит из за­вя­зи, стол­би­ка и рыль­ца. В за­вя­зи на­хо­дят­ся се­мя­за­чат­ки, из ко­то­рых после опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния раз­ви­ва­ет­ся семя. От за­вя­зи от­хо­дит стол­бик, на ко­то­ром рас­по­ло­же­но рыль­це. Рыль­це – это верх­няя часть пе­сти­ка, куда по­па­да­ет и от­ку­да про­рас­та­ет пыль­це­вое зерно. Рыль­це вы­де­ля­ет клей­кую жид­кость для улав­ли­ва­ния пыль­це­вых зёрен.

53.Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Семя», от­веть­те на во­про­сы.

 

1) Ка­ко­вы функ­ции се­мен­ной ко­жу­ры?

2) Чем об­ра­зо­ва­на обя­за­тель­ная часть се­ме­ни?

3) На­зо­ви­те обя­за­тель­ные усло­вия про­рас­та­ния семян.

За­да­ние 29 № 2052

 

СЕМЯ

 

Семя пред­став­ля­ет собой за­ча­точ­ный рас­ти­тель­ный ор­га­низм в эм­бри­о­наль­ной ста­дии. Глав­ны­ми ча­стя­ми се­ме­ни яв­ля­ют­ся се­мен­ная ко­жу­ра и за­ро­дыш.

Ко­жу­ра се­ме­ни пред­став­ля­ет собой ви­до­из­менённые по­кро­вы се­мя­за­чат­ка. Она за­щи­ща­ет се­ме­на от вы­сы­ха­ния, преж­де­вре­мен­но­го про­рас­та­ния, воз­мож­ных ме­ха­ни­че­ских по­вре­жде­ний, спо­соб­ству­ет рас­про­стра­не­нию семян за счёт до­пол­ни­тель­ных об­ра­зо­ва­ний – ши­пи­ков, за­це­пок, крюч­ков. Ко­жу­ра может быть де­ре­вя­ни­стой, на­при­мер у сосны си­бир­ской, фи­ни­ко­вой паль­мы; плёнча­той (у зла­ков) или ко­жи­стой (горох, фа­соль).

За­ро­дыш се­ме­ни раз­ви­ва­ет­ся из опло­до­творённой яй­це­клет­ки. Из за­ро­ды­ша раз­ви­ва­ет­ся новое рас­те­ние, по­это­му в нём раз­ли­ча­ют по­чеч­ку, за­ро­ды­ше­вый ко­ре­шок и се­мя­до­ли – за­ро­ды­ше­вые ли­стья. Се­мя­до­лей может быть раз­ное ко­ли­че­ство: у хвой­ных – от 6 до 12, у по­кры­то­се­мен­ных – либо одна, либо две. Хотя ино­гда число се­мя­до­лей у дву­доль­ных рас­те­ний может

быть уве­ли­че­но до 3–5 или умень­ше­но до 1 (лю­ти­ко­вые, зон­тич­ные). Вме­сте с тем в про­цес­се эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия в се­ме­ни этих рас­те­ний сна­ча­ла за­кла­ды­ва­ют­ся две се­мя­до­ли, а лишь затем их число из­ме­ня­ет­ся.

Тре­тьей, но не­обя­за­тель­ной ча­стью се­ме­ни яв­ля­ет­ся эн­до­сперм – за­па­са­ю­щая ткань. Он раз­ви­ва­ет­ся из опло­до­творённой цен­траль­ной клет­ки. В про­цес­се сво­е­го раз­ви­тия за­ро­дыш может по­треб­лять эн­до­сперм ещё в пе­ри­од эм­бри­о­наль­ной за­клад­ки ор­га­нов. В этом слу­чае запас пи­та­тель­ных ве­ществ на­кап­ли­ва­ет­ся в се­мя­до­лях или же в осо­бой части се­мя­поч­ки – пери­спер­ме. Тогда го­во­рят о се­ме­ни без эн­до­спер­ма. В дру­гих слу­ча­ях эн­до­сперм и за­ро­дыш в се­ме­ни раз­ви­ва­ют­ся не­за­ви­си­мо друг от друга. Тогда за­пас­ная ткань от­кла­ды­ва­ет­ся от­дель­ным эле­мен­том и рас­хо­ду­ет­ся толь­ко в пе­ри­од про­рас­та­ния. Такие се­ме­на име­ну­ют се­ме­на­ми с эн­до­спер­мом.

 

Вставь­те в текст «Го­ло­се­мен­ные рас­те­ния» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ГО­ЛО­СЕ­МЕН­НЫЕ РАС­ТЕ­НИЯ

Бóльшую часть про­из­рас­та­ю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии го­ло­се­мен­ных рас­те­ний обыч­но на­зы­ва­ют ___________ (А) из-за осо­бо­го стро­е­ния ли­стьев. Ство­лы этих де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков бо­га­ты смо­лой. Она не поз­во­ля­ет раз­ви­вать­ся спо­рам па­ра­зи­ти­че­ских гри­бов. Ещё одной от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью го­ло­се­мен­ных яв­ля­ет­ся раз­ви­тие на по­бе­ге ___________ (Б), в ко­то­рых раз­ви­ва­ют­ся се­ме­на. В лесах встре­ча­ют­ся де­ре­вья: те­не­лю­би­вая ель и све­то­лю­би­вая __________ (В), а также ку­стар­ник ___________(Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ко­ро­боч­ка 2) мож­же­вель­ник 3) плод 4) сосна
5) спо­ро­вое 6) хвой­ное 7) цвет­ко­вое 8) шишка

 

A Б В Г
     

 

 

Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ОТ­ЛИ­ЧИЕ РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОЙ КЛЕТ­КИ ОТ ЖИ­ВОТ­НОЙ

Рас­ти­тель­ная клет­ка, в от­ли­чие от жи­вот­ной, имеет ___________ (А), ко­то­рые у ста­рых кле­ток ___________(Б) и вы­тес­ня­ют ядро клет­ки из цен­тра к её обо­лоч­ке. В кле­точ­ном соке могут на­хо­дить­ся ___________ (В), ко­то­рые при­да­ют ей синюю, фи­о­ле­то­вую, ма­ли­но­вую окрас­ку и др. Обо­лоч­ка рас­ти­тель­ной клет­ки пре­иму­ще­ствен­но со­сто­ит из ___________ (Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) хло­ро­пласт 2) ва­ку­оль 3) пиг­мент 4) ми­то­хон­дрия
5) сли­ва­ют­ся 6) рас­па­да­ют­ся 7) цел­лю­ло­за 8) глю­ко­за

 

A Б В Г
       

 

Вставь­те в текст «Мхи» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

МХИ

Мхи — это ___________ (А) рас­те­ния, по­сколь­ку раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся в осо­бых ор­га­нах — ___________ (Б). В наших лесах встре­ча­ют­ся зелёные мхи, на­при­мер ку­куш­кин лён, и белые мхи, на­при­мер ___________ (В). Для жиз­не­де­я­тель­но­сти мхов край­не важна вода, по­это­му они часто встре­ча­ют­ся около лес­ных сто­я­чих водоёмов: озёр и болот. Мно­го­ве­ко­вые от­ло­же­ния мхов на бо­ло­тах об­ра­зу­ют за­ле­жи ___________ (Г) — цен­но­го удоб­ре­ния и топ­ли­ва.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) низ­шее 2) ко­ро­боч­ка 3) се­мен­ное 4) сорус
5) спо­ро­вое 6) сфаг­нум 7) торф 8) цвет­ко­вое

 

A Б В Г
       

 

Вставь­те в текст «Хвощи» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ХВОЩИ

Хвощи — это ___________ (А) рас­те­ния, раз­мно­жа­ю­щи­е­ся при уча­стии ___________ (Б). В наших лесах встре­ча­ет­ся два вида по­бе­гов хвоща: ___________ (В), на ко­то­ром раз­ви­ва­ют­ся споры, и ___________ (Г), по­хо­жий на ма­лень­кую зелёную ёлочку. По­яв­ле­ние хво­щей на полях — при­знак из­бы­точ­но­го со­дер­жа­ния кис­лот в почве.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ве­сен­ний 2) се­мей­ные 3) кор­не­ви­ще 4) на­се­ко­мое
5) лет­ний 6) осен­ний 7) вода 8) спо­ро­вые

 

A Б В Г
       

За­да­ние 27 № 860

Вставь­те в текст «Ор­га­но­и­ды рас­ти­тель­ной клет­ки» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ОР­ГА­НО­И­ДЫ РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОЙ КЛЕТ­КИ

В рас­ти­тель­ных клет­ках со­дер­жат­ся оваль­ные тель­ца зелёного цвета — ___________ (А). Мо­ле­ку­лы ___________ (Б) спо­соб­ны по­гло­щать све­то­вую энер­гию. Рас­те­ния, в от­ли­чие от ор­га­низ­мов дру­гих царств, син­те­зи­ру­ют ___________ (В) из не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний. Кле­точ­ная стен­ка рас­ти­тель­ной клет­ки пре­иму­ще­ствен­но со­сто­ит из ___________ (Г). Она вы­пол­ня­ет важ­ные функ­ции.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) хро­мо­пласт 2) ва­ку­о­ли 3) хло­ро­пласт 4) хло­ро­филл
5) ми­то­хон­дрии 6) цел­лю­ло­за 7) гли­ко­ген 8) глю­ко­за

 

A Б В Г
     

Вставь­те в текст «Сход­ство гри­бов с рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

СХОД­СТВО ГРИ­БОВ С РАС­ТЕ­НИ­Я­МИ И ЖИ­ВОТ­НЫ­МИ

Грибы сов­ме­ща­ют в себе при­зна­ки и рас­те­ний, и жи­вот­ных. Как рас­те­ния грибы не­по­движ­ны и по­сто­ян­но рас­тут. Сна­ру­жи их клет­ки, как и рас­ти­тель­ные, по­кры­ты ___________(А). Внут­ри клет­ки у них от­сут­ству­ют зелёные ___________(Б). С жи­вот­ны­ми грибы сход­ны тем, что у них в клет­ках не за­па­са­ет­ся ___________(В) и они пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми. В со­став кле­точ­ной стен­ки у гри­бов вхо­дит ___________(Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на 2) кле­точ­ная стен­ка 3) пла­сти­ды 4) ком­плекс Голь­д­жи
5) ми­то­хон­дрия 6) крах­мал 7) гли­ко­ген 8) хитин

 

A Б В Г
     

 

Вставь­те в текст «Па­по­рот­ни­ки» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ПА­ПО­РОТ­НИ­КИ

Па­по­рот­ни­ки — это ___________ (А) рас­те­ния, по­сколь­ку раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся в осо­бых ор­га­нах — со­ру­сах. Из споры раз­ви­ва­ет­ся ___________ (Б) — осо­бая ста­дия раз­ви­тия па­по­рот­ни­ка, об­ра­зу­ю­щая га­ме­ты. Для успеш­но­го сли­я­ния гамет и об­ра­зо­ва­ния ___________ (В) в ходе по­ло­во­го раз­мно­же­ния па­по­рот­ни­кам не­об­хо­ди­ма ___________ (Г), по­это­му в наших лесах они встре­ча­ют­ся в те­ни­стых ме­стах.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) вода 2) за­ро­сток 3) ми­не­раль­ная соль 4) про­ро­сток
5) се­мя­за­ча­ток 6) зи­го­та 7) спо­ро­вые 8) цвет­ко­вые

 

A Б В Г
       

 

 

ПА­ПО­РОТ­НИ­КИ

 

Па­по­рот­ни­ки – это ___________ (А) рас­те­ния, по­сколь­ку раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся в осо­бых ор­га­нах – со­ру­сах. Из споры раз­ви­ва­ет­ся ___________ (Б) – осо­бая ста­дия раз­ви­тия па­по­рот­ни­ка, об­ра­зу­ю­щая га­ме­ты. Для успеш­но­го сли­я­ния гамет и об­ра­зо­ва­ния ___________ (В) в ходе по­ло­во­го раз­мно­же­ния па­по­рот­ни­кам не­об­хо­ди­ма

___________ (Г), по­это­му в наших лесах они встре­ча­ют­ся в те­ни­стых ме­стах.

 

Пе­ре­чень тер­ми­нов

 

1) вода

2) за­ро­сток

3) ми­не­раль­ная соль

4) про­ро­сток

5) се­мя­за­ча­ток

6) зи­го­та

7) спо­ро­вые

8) цвет­ко­вые

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

 

 





Читайте также:
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.115 с.