Ориентация души в пространстве




Монах А.

«Нам… очень важно быть до конца реальными, занять по отношению к Богу и к окружающему нас миру верное, именно собственное положение, изнутри которого Бог может действовать».

Митрополит Антоний Сурожский

 

Что такое реальность, реален ли «внутренний мир» человека и, если реален – то где он существует и как соотносится с миром внешним, с личностью самого человека и с Богом? В каком пространстве и как человек может ориентироваться относительно Бога и внешнего мира? – вот вопросы, которые возникли у меня в ответ на приведенные в эпиграфе слова владыки Антония.

По определению В.Лосского: «Личность есть несводимость человека к природе». Иначе говоря, реальность человека «шире» физической реальности мира, что и обозначается словами: человек есть личность. Таким образом, личность характеризует человека как некую сущность, содержащую нечто, трансцендентное природе человека, – то, что ставит человека «над» природой, не сводится к ней. И это «нечто» в человеке – есть дарованный ему Богом дух, которого нет в природе!

Возможно, наличие у человека духа связано с тем, что человек, в отличие от других живых существ, создан «по образу Божию». Иными словами, личность определяется присутствием в человеке образа Божия и духа, которых не имеет ни одно другое существо в природе. Все остальные живые существа являются только частью природы, полностью сводятся к ней. Человек же, телесно тоже являясь частью природы, к ней не сводится.

Об этом говорится и в Библии: после создания человека «из праха земного» Господь Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2,7). То, что «вдунул» Господь Бог в лицо человека, – и есть со-природный Богу человеческий дух. Это дыхание вечной Божественной Жизни, которым призвана дышать всякая личность. Этого дыхания жизни, очевидно, не имеют другие существа, которых Господь Бог целиком «образовал из земли» (Быт.2,19). Но раз человеческий дух со-природен Богу, то он трансцендентен миру – как трансцендентен Своему творению Бог. Итак, человеческий дух не от мира сего! Его реальность в Боге.

Но теперь надо подумать и о душе – чем определяется ее реальность? «И стал человек душею живою» – здесь библейский оборот «стал душею» означает, что душа человеческая, как и дух, не является тварной – аналогично тому, как в 1-й главе книги Бытия оборот: «И стал свет» (Быт.1,3) – означает нетварность света. Свет там – есть «безначальный и соприсносущный Отцу» Бог Слово, в котором – как говорит Евангелист Иоанн Богослов – «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1,4).

Итак, реальность человеческой души, как и духа, сопричастна вечной Реальности Бога и трансцендентна временн о й реальности мира сего и, значит, – реальности человеческого тела. Как же соотносятся в человеке эти реальности духа, души и тела, определяющие его триединую уникальную личность?

Мне кажется, ответ на этот вопрос сокрыт в отношении Бога с сотворенным Им миром: единственная сила, способная преодолевать трансцендентность реальностей, есть Божественная энергия – любовь! Любовью Бог общается с миром и управляет им – любовью обеспечивается и триединство личности человека! Бог изливает в мир Свою любовь Духом Святым – так и человек в духе любовью способен общаться со своей бессмертной душой и трансцендентным им бренным телом. Реальность этого «духовного» общения и образует уникальный «внутренний мир» человека, который через тело вбирает в себя реальность внешнего мира, а духом и душой может общаться с Богом внутри единой Божественной реальности.

Общаясь духом в своем внутреннем мире с Богом и со своей бессмертной душой, человек может любовью управлять своим телом так, чтобы во внешнем мире любовью ответить на любовь Бога к себе и к миру.

Можно думать, что внутренние миры людей могут пересекаться по всем трем своим составляющим – духовной, душевной и телесной. Тогда и общение людей может происходить на соответствующем уровне, что и наблюдается в жизни. Высший уровень общения – семья, полное объединение двух внутренних миров, свободное «движение» каждой личности во внутренних мирах друг друга, что передается библейскими словами: «и будут два одна плоть» (Быт.2,24) – подчеркивая, что не только во внутреннем, но и во внешнем мире они будут являть собой плоть едину.

Свободный дух человека – есть нетварная энергия Божественной любви, как бы аккумулированная в человеке, запас которой ограничен и должен регулярно пополняться в Таинстве Причащения Святых Христовых Тайн. Если же дух иссяк, если плоть и телесные страсти как коралловый панцирь покрывает его останки – человек утрачивает связь с Богом, утрачивает и способность духовного общения с другими людьми. Это значит, что утрачивается реальность внутреннего мира человека. Жизнь становится лишь существованием плоти, становится ложью, бездуховным миражом, в котором правит уже не Бог, а отец лжи диавол…

Таким образом, внутренний мир человека – и есть то многообразие, пространство со многими степенями свободы, в котором реализуется уникальная триединая личность человека, в котором происходит общение человека с Богом и другими людьми, и которое при общении может объединяться с пространствами внутренних миров других личностей, взаимно расширяя и обогащая их. При этом, как это ни покажется парадоксальным, вся реальность бесконечного вещественного мира – есть лишь часть реальности внутреннего мира каждого человека.

Значит, чтобы «быть до конца реальными», надо так устроить свой внутренний мир, «занять в нем такое положение», чтобы дух мог в молитве любовью обращаться к Богу; чтобы душа, ориентируясь этим духом любви, могла радостно и свободно творить; чтобы человек, творчески используя возможности своего тела во внешнем мире, мог в любви общаясь с другими людьми, славить и благодарить Бога.

Тогда и Бог, Который в Своей абсолютной Реальности есть Любовь, – через внутренний мир человека – Духом Святым может свободно действовать не только в самом человеке, но и через него – в тех людях, с которыми человек общается, кого любит и за кого молится, – действовать изнутри объединенных внутренних миров этих людей…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: