История развития зарубежной педагогики
Этап.
Педагогика развивалась на уровне эмпирики: имеющийся опыт, знания родители передавали детям с целью подготовки их к жизни.
Первые школы:
Древняя Индия, Египет, Китай, Греция.
Древняя Греция
две системы воспитания
Спартанская афинская
В содержание воспитания входили: военная подготовка, музыка, пение, военно-религиозные танцы. С целью развития выносливости дети приучались к всевозможным лишениям: к перенесению холода, жажды, боли, голода. | Система воспитания осуществляла идею гармоничного развития личности, заключающуюся в умственном, физическом и эстетическом воспитании. |
Этап. 5-4 века до н.э.
Возникла потребность осмыслить, обобщить имеющийся опыт воспитания и обучения. Педагогика развивалась как часть философии.
Сократ 469-399 гг. до н.э. Разработал свой метод обучения: ставил перед учениками вопросы таким образом, что побуждал их самостоятельно отыскивать истину. Метод Сократа (сократический метод). | |
Платон 427-347 гг. до н.э. - ученик Сократа Развил сократический метод до совершенства. Идея значимости высокого уровня педагогического мастерства. Мысль об общественном дошкольном воспитании. Труд «О государстве»,в котором Платон разработал систему образования и воспитания в соответствии с сословием каждого человека | |
Аристотель 384-322 гг. до н.э. Ученик Платона. Уделял внимание воспитанию этических добродетелей. Воспитание - единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека. Идея природосообразности в воспитании. Попытался дать возрастную периодизацию. | |
Квинтилиан 35 - 96 г.г. Разработал основы дидактики. Труд «Наставления оратору» ("О воспитании оратора").Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике. Его изучали во всех школах риторики. |
Средние века V-XV в.в.
Воспитание и обучение носило религиозно-догматический характер.
Основной формой воздействия стала церковная проповедь.
Философы:
Аврелий Августин (354-430)
Фома Аквинский (1225-1274)
3 этап.
Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических учений.
Эпоха Возрождения XV-XVI в.в. Эпоха гуманистической педагогики.
ü Принцип интереса в обучении.
ü Отвергается суровая дисциплина.
ü На первый план выдвигается изучение классической античной культуры и природы
(писатель Франсуа Рабле, фр. философ Мишель Монтень, анг. философ Томас Мор)
Критиковали механическую зубрёжку, выступали за гуманное отношение к детям, высказывались за всеобщее воспитание и всестороннее развитие личности.
Вера в безграничные возможности человека.
Педагогика Нового времени XVII-XIXв.в.
англ. философ Френсис Бэкон (1561 - 1626)
Знание - сила.
Акцент на опыт, эмпирическое познание мира.
4 этап.
Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины.
Чешский педагог Ян Амос Коменский
Впервые определил предмет, задачи и основные категории педагогики.
Разработал основы классно-урочной системы обучения.
Выдвинул идею непрерывности образования, разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания.
Разработал принципы обучения:1) принцип сознательности и активности;2) наглядности;
3) постепенности и систематичности знаний;
4) упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.