Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.




ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Понятие, субъекты, источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

3. Валютное регулирование внешнеторговой деятельности: общие положения.

 


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Понятие, субъекты, источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру и динамику национальной экономики. В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. В правовом аспекте основу участия Республики Беларусь в международных экономических отно­шениях составляют такие регуляторы внешнеэкономической деятельности, как нормы международных соглашений, национальных нормативных правовых актов Республики Беларусь, судебные прецеденты тех стран, в которых они являются источником права, обычаи и т. д. Они направлены на регулирование отношений экономического характера, которые, исходя из их субъектного состава, а также метода их регулирования, могут быть представлены двумя уровнями.

1. Публично-правовой - отношения на этом уровне складываются между субъектами, наделенными публичной властью. Поскольку основными субъектами таких отношений выступают государства и субъекты, производные от государств, - международные организации, - такие отношения именуются межгосударственными. Их специфика объясняется особым элементом правосубъектности указанных субъектов - суверенитетом.

2. Частноправовой - участниками отношений этого уровня выступают физические лица и организации со статусом юридического лица. Исходя из целей участия и статуса этих субъектов, отношения с их участием называются международными немежгосударственными отношениями или частноправовыми отношениями, осложненными иностранным элементом.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой действия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, организаций со статусом юридического лица и физических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей в рамках международных межгосударственных и международных немежгосударственных экономических отношений, имеющих в своей основе имущественный и (или) неимущественный интерес. Если целью установления, изменения и прекращения прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности является систематическое извлечение прибыли, то такая внешнеэкономическая деятельность носит предпринимательский характер.

Трансграничность отношений обусловливает систему источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающую: 1) нормы международных соглашений, участником которых является Республика Беларусь; 2) национальное законодательство; 3) международные обычаи, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

С точки зрения объекта правового воздействия, нормы права, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, можно разделить на следующие категории: 1) нормы, определяющие содержание и режим внешнеэкономической деятельности и ее отдельных видов; 2) нормы, регламентирующие вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее отдельных разновидностей; 3) нормы, определяющие правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь; 4) нормы, устанавливающие порядок совершения внешнеэкономических сделок; 5) нормы, устанавливающие порядок разрешения внешнеэкономических споров, содержащиеся, в частности, в ХПК.

 

Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

 

Внешняя торговля - как имеющая наибольший удельный вес разновидность внешнеэкономической деятельности - в результате тарифного и нетарифного регулирования является одной из наиболее управляемых областей экономических отношений.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством и иными уполномоченными государственными органами республиканского управления (п. 1 ст. 8 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Координация работы государственных органов по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговых связей осуществляется Правительством и уполномоченным республиканским органом государственного управления, в качестве которого выступает Министерство иностранных дел Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом.

С учетом такого критерия, как способ государственного воздействия, в систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности включают меры тарифного и нетарифного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенная пошлина - обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь, образует таможенный тариф Республики Беларусь.

Нормы Закона о таможенном тарифе закрепляют следующие виды ставок таможенных пошлин: 1) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; 3) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических лиц и организаций, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.

Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом экономического развития страны-экспортера и уровня экономических и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли, наиболее благоприятствуемой нации и преференциальные режимы.

Перечень товаров, которые при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь освобождаются от обложения таможенной пошлиной, закреплен в ст. 34-1 Закона о таможенном тарифе. В указанный перечень входят, например, товары, оборудование и оснастка, используемые для производства лазерно-оптической техники; товары, подлежащие обращению в собственность государства; иные товары в порядке и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь.

Нетарифное регулирование осуществляется путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования (подп. 1.17 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Меры нетарифного регулирования устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.

Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включает следующие меры.

Количественное ограничение внешней торговли товарами. По общему правилу внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Исключение составляют следующие случаи.

1. Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь. Перечень таких товаров определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством.

2. Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде, если необходимо: а) сократить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь; б) сократить производство или продажу товара, происходящего с территории Республики Беларусь, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара; в) устранить на рынке временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым группам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; г) устранить на рынке временный излишек товара, происходящего с территории Республики Беларусь, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым группам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; д) ограничить производство продуктов животного происхождения, зависящее от импортируемого в Республику Беларусь товара, если производство в Республике Беларусь аналогичного товара является относительно незначительным. Перечень сельскохозяйственных товаров и водных биологических ресурсов для целей установления перечисленных количественных ограничений внешней торговли товарами определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством.

Распределение квот осуществляется путем организации и проведения открытых конкурсов исходя из принципов равноправия участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке (ст. 15 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

3.Ограничения импорта товаров посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами.

4.Введение дополнительных (как исключение из общих правил о государственном регулировании внешней торговли товарами) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов в соответствии с нормами международных договоров, законов и актов Президента.

5.Введение ответных мер в области внешней торговли товарами по основаниям, перечисленным в нормах п. 1 ст. 32 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Лицензирование экспорта и (или) импорта товаров - выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование. Лицензирование внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается: 1) в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров; 2) в случае введения дополнительных мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, по основаниям, предусмотренным нормами п. 1 ст. 24 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в целях установления разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров; 3) в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств.

Экспортный контроль. В соответствии с дефинитивной нормой ст. 2 Закона Республики Беларусь от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Нормы указанного Закона определяют объекты экспортного контроля, к которым, например, относятся: товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности; химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: