Тема: «Семиотика социальной коммуникации»




Практическая работа №2

 

1. Создайте в папке группы папку «name», где name = фамилии студента.

2. Запустите программу Microsoft Office Word, создайте документ Практическая 2, запишите в него ФИО, номер группы и тему практической работы.

3. В сети Интернет найдите информацию по заданным вопросам. Оформить в виде таблицы. Внимание: обращайте внимание на сноски!!!

Вопросы Ответы
1. Определение семиотики:
  • Толковый словарь В.И. Даля
  • БСЭ (в языкознании)
  • Соколов А.В.
  • Моррис Ч.
· Семиотика (Даля), врачебная наука, о признаках болезни. · Семиотика языкознание (греч. semeiotikón, от seméion — знак, признак), семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). · семиотика Соколов (семиология) – научная дисциплина, изучающая природу, виды и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью построения общей теории знаков. · Моррис Ч. "Семиотика стремится создать язык для исследования знаков независимо от того, образуют ли они сами по себе язык, являются ли они знаками науки или знаками искусства, техники, религии или философии, естественны они или патологичны, соответствуют или не соответствуют тем целям, для которых используются  
2.Назовите основоположников семиотики. Скопируйте в отчет их изображения. .     Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.     Чарльз Сандерс Пирс (англ. Charles Sanders Peirce; 10 сентября 1839, Кембридж, Массачусетс — 19 апреля 1914,Милфорд, Пенсильвания) — американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики. Ввёл в философию термин фанерон, предложил концепцию тихизма. В логику — стрелку Пирса, в картографию — проекцию Пирса. Немецкий философ Апель назвал Пирса «Кантом американской философии»[1]. Фердина́нд де Соссю́р (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева — 22 февраля 1913) — швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы. Идеи Фердинанда де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века, оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века в целом, вдохновив рождение структурализма. дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике. Фридрих Людвиг Готлоб Фреге (Friedrich Ludwig Gottlob Frege, 8 ноября 1848, Висмар — 26 июля 1925, Бад-Клайнен) —немецкий логик, математик и философ. Представитель школы аналитической философии. Фреге ввел различение между смыслом (нем. Sinn) и значением (нем. Bedeutung) понятия, обозначаемого определенным именем (так называемый треугольник Фреге илисемантический треугольник: знак—смысл—значение). Под значением в рамках его системы представлений понималась предметная область, соотнесенная с неким именем. Под смыслом подразумевается определенный аспект рассмотрения этой предметной области. Эдмунд Гу́ссерль(нем. Edmund Husserl; 8 апреля 1859, Просниц, Моравия (Австрия) — 26 апреля 1938, Фрайбург) —немецкий философ, основатель феноменологии. Основополагающим для теории знака Э. Гуссерля является различение между знаком как признаком и знаком как выражением.[1] Функция знака-признака —оповещение [указание]: это, например, клеймо — знак раба; флаг — знак нации; крестик мелом на двери, оставленный разбойником. Функция знака-выражения —придание значения.  
3. Место семиотики в научных направлениях (по Соколову А.В.)[1]:
  • Лингвистика
  • Литературоведение
  • Семиотика искусства
  • Паралингвистика
Лингвистика. Появление структурной лингвистики — реакция на кризис, испытываемый описательным языкознанием. Основоположником структурной лингвистики счита­ется швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр(1857—1913). Соссюр осознал, что язык — многоаспектное, можно сказать, многоликое явление. Он служит средством общения и орудием мышления, является культур­но-историческим феноменом, разделом социальной памяти. Наконец, это сложная знаковая система. В качестве знако­вой системы имеющийся в наличии язык можно изучать независимо от его истории, сосредотачивая внимание на уже сложившихся структурных элементах и способах их сочета­ния. Именно синхронические языковые срезы стали излюб­ленной областью структурной лингвистики. Соссюру принадлежит идея о вертикальной и горизон­тальной осях языка, вдоль которых можно располагать языковые единицы (фонемы, морфемы, лексемы). В ре­зультате получалась формально-логическая теория, опе­рирующая умопостигаемыми абстракциями, а не наблю­даемыми реально фактами. Эту лингвистическую теорию Соссюр включил в состав общего учения о знаках, назван­ного им семиологией. 2.Структурное литературоведение Символизмв европейской литературе и искусстве сло­жился в самостоятельное направление в конце XIX — на­чале XX века. Символизм можно назвать предшественником семиотики, ибо символ — один из видов знаков. Однако «символ» нельзя считать простым синонимом слова «знак», символ — знак особого рода. Детальное изучение таинственной природы символа предпринял А. Ф. Лосев в книге «Проблема символа и реалистическое искусство», где приведена обширнейшая библиография русской и иностранной литературы по сим­волизму (М., 1995. — С. 273—320). Можно сделать вывод, что символ— это соци­ально-культурный знак, содержание которого представляет собой концепцию (идею), постигаемую интуитивно и не выражаемую адекватно в словесных описаниях. 3.Семиотика искусстваохватывает художественные коммуникационные каналы, разумеется, с учетом их спе­цифики. Семиотика изобразительного искусства анали­зирует выразительные средства, использованные древне­русскими иконописцами и художниками-авангардистами советских лет, пытаясь постичь секреты мастерства (см. книгу Успенского Б. А. Семиотика искусства. — М., 1995). Со времен Серебряного века развиваются семиотичес­кие воззрения на театр, яркими выразителями которых были известные режиссеры Всеволод Эмильевич Мейер­хольд(1874 —1940) и Николай Николаевич Евреинов(1879 —1953). Они уделяли большое внимание сочетанию языков театрального действия: речи и движения актеров, декорациям и освещению, музыкальному сопровождению. Семиотическое направление в отечественном музыкознании ставит задачей определение языка музыки и звукоэлементов, которые используются композитором, рас­крытие «музыкальной семантики» (Б. Асафьев); влияние социальной аудитории и места исполнения на восприя­тие музыкального произведения; выявление сходства му­зыкального канала с другими коммуникационными кана­лами, например с публичной ораторской речью. Оно раз­вивается с начала XX века благодаря основополагающим трудам Бориса Асафьева (1884 —1949) и Болеслава Явор­ского (1877 —1942). 4.Паралингвистика(«пара» — греч. около) — относи­тельно молодая семиотическая дисциплина, изучающая невербальные средства устной коммуникации и их ис­пользование в реальном общении. Большой интерес вызывают национальная обуслов­ленность жестов, сознательные и бессознательные паралингвистические действия. Образовалось даже семиоти­ческое учение о кинемах(движениях, имеющих смысл), получившее название кинесика.Кинесика установила, к примеру, национальное своеобразие походки, манеры об­щения, позы стояния и т. п. Поэтому кинесику рекомен­дуется изучать параллельно с освоением иностранного языка. В паралингвистику часто включается темпоральная семиотика— отношение ко времени. У одних народов за­благовременное приглашение в гости понимается как про­явление вежливости и учтивости, у других приглашать нужно накануне, потому что время планируется в пределах 1—2 дней. У одних народов опоздание принимается как признак неуважения («точность — вежливость королей»), у других своевременный приход есть знак подобострастия, униженности. К паралингвистике примыкает также семиотика ко­стюма,изучаемая этнологией (культурной антропологи­ей). Костюм демонстрирует пол и возраст, семейное по­ложение и сословную принадлежность, род занятий (фор­ма, мундир) и т. д. Особенно большое значение имел костюм в палеокультуре. Не случайно Петр I приказал дворянам брить бороды, носить голландские камзолы, а Павел I, борясь с либерализмом, запретил носить круглые шляпы и сапоги с отворотами, фраки и трехцветные лен­ты, бывшие в моде во Франции.  
4. Объект и предмет семиотики. Семиотика социальной коммуникации — научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, а предметом — коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникационные каналы довольно разнообразны (см. раздел 4.1), соответственно велико разнообразие коммуникационных знаков.
5. Приведите два понимания сущности знака. 1. — логико-философское, восходящее к Ч. Пирсу; 2. — лингвистическо-коммуникационное, восходящее к Ф. де Соссюру. Согласно первому, знак представляет собой предмет (слово, изображение, сим­вол, сигнал, вещь, физическое явление и т. п.) замещаю­щий, репрезентирующий (Ч. Пирс) другой материальный или идеальный объект в процессах познания и коммуни­кации. Объект, представляемый знаком, логики стали называть денотат; концептом (десигнантом) именовалось умственное представление о денотате, точнее, о всем клас­се денотатов, сложившееся у субъекта знаковой деятель­ности.  
6. Приведите изображение «треугольника» Готлоба Фреге (немецкий ученый). Расшифруйте его, обозначив все понятия (концепт, денотат, знак)[2].     Треугольник Фреге демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).    
7. Зафиксируйте классификацию знаков (отдельно в виде рисунка и словесно).
8. Изложите роль семиотики в плакатах политической тематики (реклама). Одним из первых к семиотическим моделям рекламы обратился французский семиотик Ролан Барт. Р. Барт подчеркивает принципиальное отличие визуальных (иконических) знаков от знаков вербальных: "Знаки иконического сообщения не черпаются из некоей кладовой знаков, они не принадлежат какому-то определенному коду, в результате чего мы оказываемся перед лицом парадоксального феномена - перед лицом сообщения без кода"   В плакатах политической тематики используются фотографии с жестами, вызывающими доверие. Мягкие тона и все, символизирующее честность.  
9. Охарактеризуйте знаковую функцию «черной кошки». образ черной кошки (план выражения) традиционно связан с возможностью несчастья (план содержания). То есть черная кошка это знак беды. Соответственно, вид черной кошки, перебегающей дорогу, ассоциируется с проблемами и люди, подверженные предрассудкам автоматически настраиваются на неудачу. Черный цвет так же символизирует печаль.
10. Приведите собственный пример знаковой системы (наглядный) и прокомментируйте его.   Прокомментирую устно
11. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, бабочка, галстук, пионерский галстук. Сделайте вывод: в чем заключается семиотика костюма? Шорты: ассоциируются с жаркой погодой и достаточно свободным стилем (не деловым), подразумевают отдых и комфорт. мини-юбка – в некоторых случаях так же жара, в остальных – некий вызов, ассоциация с развязностью, доступностью девушки (нормы общества и стереотипы короткой юбки), желанием привлечь внимание противоположного пола, а так же уверенность в себе девушки (открытые ноги). вечернее платье – ассоциируется с элегантностью, особым поводом, каким-то праздничным или значимым событием, в зависимости от качества платья может говорить о достатке, желании привлечь внимание и о статусе. Кроссовки – спорт, комфорт, свобода перемещений, ассоциация с легким характером Пиджак – характерно серьезное восприятие, строгость всех линий ассоциируется со структурностью и логикой мышления, официальный стиль.   спортивный костюм – либо ассоциация с активным спортивным образом жизни, либо отсутствием занятости (удобная комфортная одежда) бабочка – сдержанность в сочетании с галантностью и некой нестандартностью, в основном так же ассоциируется с каким-то особым событием. Галстук – деловое общение, серьезная личность, строгость линий. Туго и аккуратно завязанный галстук так же вызывает ассоциации сдержанности, строгости и аккуратности пионерский галстук – красный цвет – яркий и вызывающий.  
12. Приведите изображение рекламного поста и расшифруйте его с точки зрения семиотики. Сделано, сдано. Gucci
13. Проанализируйте и изложите своими словами «Семиотические модели коммуникации» Ю. Лотмана, У. Эко и Ч. Морриса[3]. Ю. Лотмана О самой коммуникации Ю. Лотман говорит как о пе­реводе текста с языка моего "я" на язык твоего "ты". "Са­мая возможность такого перевода обусловлена тем, что коды обоих участников коммуникации, хотя и не тождес­твенны, но образуют пересекающиеся множества" Ю. Лотман уделял особое внимание визуальной ком­муникации, подчеркивая особый статус отражения. "От­ражение лица не может быть включено в связи, естес­твенные для отражаемого объекта: его нельзя касаться или ласкать, но вполне может включиться в семиотичес­кие связи: его можно оскорблять или использовать для магических манипуляций". На пути к изобра­зительной коммуникации он различает этап первичного кодирования, примером чего может служить этикет или ритуал. Театр также может служить промежуточным ко­дом: существует манера портрета, когда модель одевалась в какой-нибудь театральный костюм. Придворный цере­мониал Наполеона ориентировался не на предыдущий королевский придворный этикет, а на нормы изображе­ния французским театром двора римских императоров. Модель Умберто Эко Это стандартная прикладная модель, которая усилена понятием лексикодов или вторичных кодов, под которы­ми У. Эко понимает разного рода дополнительные коннотативные значения, которые известны не всем, а толь­ко части аудитории. Анализируя раннее христианство, У. Эко подчеркивал, что для воздействия приходилось изобретать притчи и символы, чего не может сделать чистая теория. Профессор Умберто Эко посвятил отдельное исследо­вание коммуникации в рамках массовой культуры. Его основной постулат состоит в том, что при рассмотрении текстов массовой культуры они написаны одновременно как автором, так и читателем [463]. Он анализирует при этом супермена, шпионские романы Я. Флеминга, "Па­рижские тайны" Эжена Сю. Здесь вновь возникает идея литературы как коллажа, как китча. У. Эко предложил существенные для моделирования коммуникации общие модели, а также конкретные модели визуальной коммуникации и коммуникации в рамках массовой культуры. И то, и другое весьма важно для рек­ламистов и специалистов в области паблик рилейшнз. Чарльз Моррис продолжил исследования Ч. Пирса, за­ложившего основы новой науки — семиотики. Как вся­кий первопроходчик он был более занят формулировани­ем общих закономерностей, чем конкретным анализом. Ч. Моррис выделяет три измерения семиозиса. Семантическое измерение семиозиса представляет собой отношения знаков к объектам, к которым они применя­ются. Прагматическое измерение — это отношение зна­ков к интерпретаторам. Риторику он трактует в качестве самой ранней формы прагматики. Отношение знаков друг к другу принадлежит к синтаксическому измерению семиозиса. В систематическом представлении прагматика опира­ется на синтактику и семантику. Прагматические прави­ла определяют условия, в соответствии с которыми зна­ковые средства воспринимаются как знаки. В целом определение языка получает у него следующую формули­ровку: "Язык в полном семиотическом значении термина представляет собой любой межличностный набор знако­вых средств, употребление которых задается синтаксичес­кими, семантическими и прагматическими правилами" Прагматика разрабатывает проблему отношения зна­ков к их пользователям, а это наиболее интересное для задач рекламы и паблик рилейшнз измерение семиозиса. Семиотика, по его мнению, не просто наука среди наук, а является инструментарием для любой науки. При этом семантика, синтактика и прагматика являются обязатель­ными ее частями.  
14. Приведите список источников по теме, оформив его по всем правилам стандарта[4]. 1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Вве­дение в интерпретативную социологию. — СПб.: Алетейя. 1999. ― 272 с. 2. Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994. — 528 с. 3. Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. — 375 с. 4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социаль­ной коммуникации. — М.: Наука, 1984. — 268 с. 5. Естественный язык, искусственные языки и информационные процессы в современном обществе / Под ред. Р. Г. Котова. — М.: Наука, 1988. — 176 с. 6.Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с. 7. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. — М.: Наука, 1976. — 303 с. 8. Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. — Воронеж: НПО "Модэк", 1992. — 218 с. 9. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. — М.: Лабиринт, 1998. — 333 с.   10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. по­собие. ― М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 294 с. 11. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. — М.: Добросвет, 1999. ― 482 с. 12. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социаль­ной философии. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. — 212 с. 13. Семиотика /Общ. ред. Ю. С. Степанова. — М.: Радуга, 1983. — 636 с. 14. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. — М.: Молодая гвардия, 1995. — 352 с.   15. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: СПбГУП, 1996. ― 319 с. 16. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 696 с.   17. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. — М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. ― 448 с. 18. Чертов Л. Ф. Знаковость. Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. — 378 с. 19. Штангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. — М.: Прогресс, 1986. — 206 с. 20. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макро­мирах Вселенной. — М.: Радио и связь, 1996. — 214 с.  

 

4. Продемонстрируйте культуру оформления работы (привести таблицу к единому виду: шрифты, выделения и т.д.)

5. Закройте файл Практическая 2, предварительно сохранив все данные файла. Отправьте свой файл Практическая 2 на linara_net@mail.ru, и свой почтовый ящик.

8. Откройте содержимое папки «name и предъявите работу преподавателю.

 


[1] Дать развернутые ответы, проанализировав 6 главу «Общей теории социальной коммуникации» Соколова А.В.

[2] Воспользуйтесь 2 источниками: Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации; и Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации (Лекция 5).

[3] По источнику Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.

[4] Воспользуйтесь электронными каталогами библиотек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: