Программа 1
Невербальная имитация
Этап 1
Манипулирование предметами
Работайте только с одним предметом за один раз, при этом других в поле зрения быть не должно. Когда ученик начнет успешно выполнять действие без подсказок, добавьте один или несколько отвлекающих предметов в каждой попытке
Примеры действий с предметами:
Кубики:
- бросить в корзину
- положить на другой кубик
- постучать по столу
Ложка:
- помешать ложкой в тарелке
- положить в чашку
- постучать по столу
Мяч:
- бросить
- покатать
- подержать
Чашка:
- поднести ко рту (игра «понарошку»)
- перевернуть
- накрыть чашкой предмет (игра прятки с маленькими предметами)
Машинка:
- покатать
- положить на стул
- разыграть аварию
Причесать:
- волосы ученика
- волосы куклы
- шерсть мишки
Бумажная салфетка:
- вытереть нос
- вытереть стол
- положить в мусорную корзину
Колокольчик:
- позвонить в колокольчик
- постучать им по столу
- подвинуть колокольчик
Шапочка:
- надеть на голову
- вывернуть наизнанку
- надеть на медвежонка (игра «понарошку»)
Кольцо (лучше взять от кольцеброса):
- надеть на руку
- надеть на игрушку
- надеть на стержень
Палочки (например, счетные или небольшие карандаши):
- собрать вместе
- постучать по столу
- -положить в коробку
Игрушечный грузовик:
- нагрузить кузов
- покатать
- разгрузить
Этап 2
Крупная моторика
Этап начинается, когда ученик освоит манипуляции с несколькими предметами из этапа 1
Примеры движений крупной моторики:
Поднять руки
Топнуть ногой
Похлопать по животу
Похлопать по голове
Сделать руки в боки
Помахать «пока-пока»
Дотронуться до рта
Стукнуть по коленкам
Прикрыть уши руками
Коснуться локтя
Похлопать по плечам
Постучать рукой по столу
Потереть руки
Поднять руки над головой и опустить вниз (дождик)
Коснуться глаз
Коснуться носков (наклониться)
Встать
Маршировать
Сделать руками круг над головой («солнышко»)
Упражнение 1
Хоровод «Пошла коза по лесу»
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу (ходим по кругу, держать за руки)
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем
И головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем, начинаем, начинаем
Упражнение 2
Побегушки
Ручки, ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки
Ножки, ножки – топотушки, побегушки, попрыгушки
Упражнение 3
Фантастический автобус (Железнова)
Вот мы в автобусе сидим, и сидим и сидим
И из окошечка глядим, все глядим
Глядим назад, глядим вперед
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет, не везет
Колеса закружились, вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатались, вот так вот
А щетки по стеклу шуршат, вот так вот, вот так вот
Все капельки смести хотят, вот так вот
И мы не просто так сидим, вот так вот, вот так вот
Мы громко, громко всем гудим, вот так вот
Мы едем, едем все вперед, вот так вот
Упражнение 4
Ты потопай вместе с нами (Железнова)
Ты похлопай вместе с нами, хлопы-хлоп
Ты потопай вместе с нами, топы-топ
Ты попрыгай вместе с нами, прыг и прыг
А теперь ты будешь с нами танцевать
Упражнение 5
Паучок (Железнова)
Упражнение 6
Вот носик (Железнова)
Упражнение 7
Краб (Железнова)
Упражнение 8
Червячки пошли гулять(Железнова)
Упражнение 9
Паровозик (Железнова)
Упражнение 10
У жирафа (Железнова)
Упражнение 11
Разминка (Железнова)
Упражнение 12
Учим по одному элементы из зарядки:
Этап 3
Начинается, когда ученик освоил несколько элементов из этапа 2
Повторение цепочки действий (манипулирование с предметами)
Например:
Машинку скатить вниз с горки, врезаться в кубики
Куклу положить в кровать, накрыть одеялом
Куклу посадить на стул, покормить
Построить башню из кубиков, врезаться машинкой в постройку
Взять кусочек бумаги, смять и бросить в корзину (бумажные снежки)
Этап 4