Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
По дисциплине «Философия» самостоятельная работа студента предполагает работу в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах и домашних условиях с доступом к ресурсам Интернет.
По дисциплине «Философия» предусмотрен экзамен.
Вопросы для контроля
- Смысл и предназначение философии. Структура философского знания.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия и философия.
- Онтология как фундаментальное направление философии.
- Материализм и идеализм как основные типы учений о бытии.
- Современные представления о материальных структурах, пространстве и времени.
- Проблема происхождения и сущности сознания. Сознание и бессознательное.
- Философские концепции познания Традиции рационализма и эмпиризма в познании.
- Противоречия и трудности познавательного процесса и субъективный идеализм. Агностицизм.
- Учение об истине, её формах и критериях.
- Научное познание, его основные признаки и традиции. Проблема научного метода.
- Основные формы научного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.
- Философские учения о добре и зле.
- Проблема прекрасного в философии.
- Бытие человека как проблема философии.
- Философия Древней Индии. Учение Будды.
- Философия Древнего Китая. Конфуций, его жизнь и учение.
- Общая характеристика античной философии.
- Сравнительный анализ древних философских традиций Запада и Востока.
- Сократ, его жизнь и учение.
- Философия Платона.
- Философские взгляды Аристотеля.
- Атомизм Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара.
- Учение о Боге и человеке в средневековой философии. Философия эпохи Возрождения.
- Политическая философия Н.Макиавелли.
- Естественнонаучные идеалы и общественно-политические ценности в философии Нового времени.
- Проблема научного метода в философии Р.Декарта и Ф.Бэкона.
- Философия эпохи Просвещения.
- Либерализм в философии Д.Локка.
- Общая характеристика немецкой классической философии.
- Философия И.Канта.
- Система и метод в философии Гегеля.
- Особенности русской философской мысли.
- Философия всеединства В.С.Соловьева.
- Дискуссии западников и славянофилов в русской философии.
- Философские идеи Павла Флоренского.
- Философия марксизма.
- Сравнительный анализ традиций классической и неклассической философии.
- Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда.
- Обзор философских течений XX века.
- Экзистенциализм.
- Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Религиозная философия ХХ века.
- Общество как философская проблема.
- Философия истории. Проблема социальной закономерности.
- Цивилизационный и формационный подход к истории человечества.
- Духовная сфера человеческой жизни. Идеалы и ценности.
- Философские концепции культуры. Анализ тенденций в развитии современной
культуры. - Глобальные проблемы цивилизации и пути их преодоления.
- Проблема идеала общественного устройства.
Критерии оценок:
Превосходно Содержание вопросов раскрыто всесторонне с глубоким знанием достижений историко-философской мысли, современной философии, науки. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Философский материал конкретизируется на примере избранной специальности. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.
Отлично
Содержание вопросов раскрыто всесторонне. Дается самостоятельный и оригинальный анализ вопросов. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.
Очень хорошо
Содержание вопросов раскрыто полно, но самостоятельный и оригинальный анализ вопросов не представлен. Дополнительные вопросы не встречают затруднений.
Хорошо: Тема раскрыта относительно полно, однако встречаются известные неточности. Имеются незначительные пробелы в историко-философском и научном обосновании ответов. Критический уровень освоения исследуемых проблем не выражен. Ответы на дополнительные вопросы требуют некоторого времени.
Удовлетворительно: Ответы на вопросы очень краткие и без научно-философской базы. Критическое и самостоятельное осмысление философских проблем отсутствует. Значительная часть дополнительных вопросов или не получает ответа или характеризуется крайне общим уровнем знания.
Неудовлетворительно: Содержание вопросов, как основных, так и дополнительных не раскрывается. Очевидные провалы в знании истории философии, истории и современной науки.
Плохо: Отсутствие знаний и заинтересованности в изучении предмета.