Образ Берегини в работах художников.




Н.Г.Кукель

 

До сих пор можно встретить ее имя в народных рассказах, сказках, а также в названиях предметов-оберегов, выполняющих ту же функцию охраны человека, что и Берегиня. Например, Татьяна Кирюшатова «Сказка «Куколка –Берестушка» Её сказки мы читали с огромным интересом.

Кукла одна из интереснейших страниц истории культуры.

"Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

А.Синявский "Голос из Хора”

Кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. Самые первые делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «БАБА» – женское божество. В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, делали – так и называли кукол.

Народные куклы делились на 3 группы: куклы-обереги, игровые куклы и обрядовые куклы. Кукла - посредник между миром детства и миром взрослых.

Делая игрушки своими руками для себя и своих близких, дети не только получали первые трудовые навыки, но и учатся заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже учится вкладывать в нее душу, любить и беречь её. В будущем любить своих «детей», вести свое «хозяйство».

 

 

Берегиню традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.

На Руси существовал обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготовляла куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, неурожая, злого глаза. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, мочало, береста). Такая кукла передавалась от матери дочери. Считалось, что вещь, переданная, матерью будет оберегать всю жизнь.

Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов.

От конкурса «Куклы из бабушкиного сундучка» повеяло бабушкиным теплом, детством у самовара с шаньгами. Вспомнились сундучки, чуланы, поветь с запахами свежего сена и трав.

Спасибо, уважаемые организаторы, что придумали такой конкурс!

Событие: «Путешествие в бабушкин сундучок» и хорошее настроение.

Техника: в ырезание, м оделирование, конструирование, тиснение, плетение.

Материал и инструменты: береста - основной материал, тесьма, верёвка джутовая, стразы, пайетки, атласная ленточка, спил и палочка берёзовые, шаблоны, рефренные ножницы и обычные, термоклей пистолет, белый пенопластовый шар, трикотаж телесного цвета, пустой стержень от шариковой ручки (для тиснения лепестков у цветочков)

Папы нам срезали бересту с дров (экологически чистый природный ма­териал). Дрова заготовляли на отведённых лесных делянках. Ни в коем случае нельзя снимать кору с берёз, расположенных на территории города, парков, вблизи населённых пунктов (будь то деревня в три дома). Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученная несколько часов становится непригодной для работы.

 

1. Сняли верхний тонкий белый слой с коры при помощи обычной щётки и канцелярского ножа. Расслоили бересту на слои до необходимой толщины для каждого конкретного шаблона.

2. Подобрали пласты бересты по размерам шаблонов. Береста, снятая пластами укладывалась между двух досок, а сверху помещали груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы.

3. Для изготовления шаблона (взяли ватман) для платья мы воспользовались крышкой от кастрюли в школьной столовой. Радиус для шаблона платье 220 мм., накидка 140 мм., воротник 45 мм., рукав 130 мм.

4. Концы всех деталей обрезали рефренными ножницами. Склеили конусы термоклеем. Повторили Т.Б. работы с клеем и ножницами. Куклу поставили на берестяной спил, в центре которого просверлили отверстие и вбили палочку. В этом нам помогли пятиклассники кадеты Светоносов Павел и Михайлов Сергей. Большое им спасибо.

 

5. Работа была творческая и увлекательная, иногда забывали фотографировать этапы работы.

Делаем волосы, собираем Берестушку - Берегинюшку. Все склеенные детали одели на палочку. Конец у палочки заострён, на него приклеили голову. Приклеили волосы. Придумываем узор к кокошнику из страз и пайеток.

6. Заплетаем косы, завязываем бантики, украшаем цветочками.

 

 

7. Вот и завершилось наше увлекательное берестяное путешествие в бабушкин сундучок.

Итог: Берегинюшка

Работой увлеклись, много узнали интересного о берёсте. Летом будем заготовлять берёсту для дальнейшего творчества. Хотим с папами сделать из подручного материала чеканы и пробойники. В планах таких Берегинюшек смастерить выпускникам нашей школы девятиклассникам.

Пусть Берегинюшка оберегает и приносит региональному заочному конкурсу «Куклы из бабушкиного сундучка» удачу, новых идей. Организаторам, всем участникам, зрителям успехов, творческих находок! Новых ШЕДЕВРОВ для РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ!

8. Девочки так увлеклись работой, что придумывали всё новые и новые идеи. Александра добавила бантик на воротник. Эля написала пожелания конкурсу от всех нас (пожелания написано на бересте и вложено в правую ручку «Берегинюшки»)

9. «Берестушка – Берегинюшка» поехала на конкурс.

 

. С Днем Победы поздравляем!
Желаем войн не видеть детям,
И помнить дедов имена,
Которые ценою жизни
Мир подарили нам тогда.
Добрее будьте, жизнь цените,
Детей, родителей любите,
Не забывайте никогда
России не нужна война.
© https://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-pobedy/5.htm

 

 

Список использованной литературы:

1. Internet- ресурсы: https://www.liveinternet.ru/users/d-i-l-a/post384482233#

2. Презентация творческого объединения «Природа и творчество» г. Карагай, 2017

3. Internet- ресурсы: https://www.liveinternet.ru/users/nadejda_erinskaya/post209280095

4. Internet-ресурсы: https://www.cbsorel.ru/novosti-sohranit-chistotu-dushi.html

5. Internet-ресурсы: https://ddtvelsk.ru/DswMedia/roxinanton-bereginya.pdf

6. Проект «Берестечко» Руководитель: Колмогорова Н.И., педагог дополнительного образования СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина Ж-д ст. Клявлино Ст. Клявлино, 2016 г.

 

С уважением ученицы 4-го класса Налётова Эльвира, Пузанова Александра, классный руководитель Мальгина Светлана Алексеевна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: