РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ




ЧАСТЬ 5

ПОНЯТИЕ О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГАХ,

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДЛОГАМИ.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

С К А З К А

КАК ЁЖИК И ХОМЯК РАССТАВИЛИ ПРЕДЛОГИ

Жил-был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу — бродил по дорожкам, лазил по канавкам, шуршал в траве, — а утром ложился спать. Днём солнышко будило ёжика яркими лучами, мама-ежиха звала его завтракать, а цветы на полянке и листья на деревьях улыбались ему. Так было каждый день. Но однажды...

Однажды проснулся ёжик и видит — всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет, листьев на деревьях нет. Ничего нет! Испугался ёжик и заплакал. Плакал он, плакал, а потом подумал: Может, они все куда-нибудь спрятались? И солнце, и мама, и листочки... Надо пойти поискать их!»

И ёжик стал собираться в дорогу. Нацепил он на иголки разных ягод, грибов, яблок и... задумался (он вообще был очень задумчивый, этот ёжик). Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не позвать ли белку?

— Эй, белка! — ёжик подошел к дереву стал вертеть головой. — Где же ты? Может под деревом?

Ёжик нагнулся и стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Много грибов, но ни одной белки. Тогда ёжик заглянул за дерево, но там увидел только муравейник — куча муравьев, и опять hи одной белки! Ёжик задрал голову кверху и посмотрел на дерево. И тут он обнаружил белку — она сидела на ветке.

— Здравствуй, белка! — сказал ёжик. -Я иду искать солнце. Пойдём со мной!

— Не могу, — ответила белка. — Мне надо собрать все орехи на этом дереве. Ты позови крота. Может быть, он пойдет с тобой.

И белка прыгнула на нижнюю ветку и стала собирать орехи. А ёжик пошел искать крота.

Сначала он поискал его на дереве. Потом заглянул в дупло. Потом стал вертеть головой и попал лапкой в какую-то дырку, споткнулся и чуть не упал. Нагнулся он посмотреть, что это за дырка в земле, — и увидел, что это норка. Ёжик сунул нос в норку и спросил:

— Кто здесь живёт?

А из норки выглянул крот и говорит:

— Это ты, ёжик? Зачем ты лезешь в мою норку?

Обрадовался ёжик:

— Наконец-то я нашел тебя, крот! Пойдём со мной искать солнце, листья и цветы!

А крот важно отвечает:

— Мне в моей норке не нужно ни солнца, ни цветов, ни листьев. И по земле я ходить не люблю, я предпочитаю ходить под землёй. А ты под землёй ходить не можешь. Поищи-ка себе другого товарища!

Загрустил ёжик. Сидит и думает: «Кого бы ещё позвать с собой?» Вдруг по дорожке кто-то прошуршал. Ёжик поднял голову и увидел странного зверька — очень похожего на ёжика, только без иголок.

— Эй, ты кто? — спросил ёжик.

— Я хомячок, — пролепетал зверек. — А ты почему такой грустный?

— Мне грустно потому, что пропала мама, и солнышко, и цветочки, а ещё потому, что у меня нет друга, чтобы пойти вместе с ним поискать всех.

— Хочешь, я буду твоим другом и пойду с тобой? — спросил хомячок. — Мы же с тобой очень похожи. Правда, у меня нет таких иголок, как у тебя, но, может, мы заодно найдём и иголки...

— Обязательно найдём! — сказал повеселевший ёжик. И друзья отправились в путь-дорогу.

Вскоре хомячок воскликнул:

— Слушай, ёжик, видишь вон тот темный лес? В таком лесу кто угодно спрячется!

Ёжик посмотрел и видит: лес далеко-далеко.

— А как туда попасть, хомячок? Как ты думаешь?

— Мне кажется, сначала надо пройти поле. Видишь, оно в лесу.

— Как может быть поле в лесу? — удивился ёжик. — Поле такое большое!

— Поле за лесом, — спохватился хомячок.

— Но тогда бы мы его не видели, — ответил рассудительный ёжик.

— А, точно! Поле перед лесом! — догадался хомячок.

— А как мы попадём в лес? — не унимался ёжик.

— Надо пройти над полем, — предложил хомячок.

— Над полем только птицы летают, а мы летать не умеем, — рассудил ёжик. — Наде пройти под полем.

Но тут он вспомнил, что под полем только крот ходит.

- Тогда мы пойдём через поле! — воскликнул хомячок.

А через поле шла дорожка.

- Вот хорошо! — обрадовался ёжик. — Мы пойдем через дорожку!

И они перешли через дорожку, потом ещё раз перешли через дорожку — и оказались нa том же месте.

— Так мы никуда не попадем, — сказал хомячок. — Надо идти по дорожке.

Они пошли по дорожке и прошли через поле. И тут перед ними оказался темный лес.

— А куда теперь идти? — спросил ёжик шёпотом. Ему стало страшно.

— Надо идти от леса, — ответил хомячок тоже шёпотом и стал пятиться от леса.

— Но тогда мы придём назад к полю, а мы там уже были! — задумчиво сказал ёжик.

— Значит, надо идти к лесу, — ответил хомячок.

— Но мы уже подошли к лесу, — возразил рассудительный ёжик.

И правда, они уже стояли перед лесом.

— Надо войти в этот лес! — воскликнул Хомячок.

Ёжик и хомячок расхрабрились и вошли в темный лес.

И когда они вошли в лес, то сразу поняли, что этот лес заколдован. Всё тут бы не так: грибы росли над деревьями, птицы летали под деревьями, листья скакали по веткам, цветы разбегались от полянки.

Ёжик и хомячок стали всё расставлять на места: грибы пересадили под деревья, листья развесили на ветках, а птицам помогли подняться в небо — чтобы летать высоко над деревьями. А потом друзья собрали цветы и отнесли их на полянку. И цветы снова стали расти на полянке.

И тут темные деревья расступились, и за деревьями показалась избушка. А из окна избушки выглянуло солнце.

— Надо выпустить солнце из избушки! — закричал ёжик. — Солнце должно быть в небе, над избушкой!

Ёжик и хомячок вбежали в дом и распахнули все окна. Солнце вылетело из окна и повисло в небе прямо над избушкой. И стало светло-светло. И тут ёжик увидел, что в доме сидит мама-ежиха! Он очень обрадовался. Теперь они с хомячком всех нашли — и солнце, и цветы, и листья, и маму! А мама-ежиха сказала:

— Хорошо, что вы пришли сюда в темный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. A вы с хомячком все предлоги поставили на свои места, и теперь у нас всё правильно: солнц в небе, листья на ветках, цветы на полянке а я — рядом с тобой.

Тут появился волшебник и сказал:

— Извините меня, пожалуйста. Я не нарочно, честное слово! Я плохо выучил предлоги, и поэтому всё перепутал. Но теперь: хорошо запомнил, что солнце должно быть в небе, грибы под деревьями, птицы — над деревьями, листья на ветках, а цветы — на полянке. А за то, что вы мне помогли, я выполню любое ваше желание.

— Хомяк, — шепнул ёжик, — ты же xoтел найти иголки и стать колючим, как я!

— А я передумал, — смущённо сказал хомячок. — Зачем я буду похожим на тебя? Лучше я буду похожим на самого себя! Я ведьь и так красивый, правда?

И все согласились, что хомячок красивый и иголки ему не нужны.

— А ты что хочешь? — спросил волшебник у ёжика. Ёжик подумал и ответил:

— Я хочу, чтобы всегда всё было как надо: солнце в небе, листья на деревьях, цветы на полянке, а мама рядом со мной!

— Твое желание уже исполнилось, — сказал волшебник. — Если ты умеешь правильно ставить предлоги, то всегда всё будет на своем месте.

Тут ёжик, хомяк и мама-ежиха попрощались с волшебником и пошли домой. Сначала они вышли из лесу, потом пошли по дорожке и прошли через поле, а потом пришли к себе на полянку. Звери вышли их встречать. Белка спустилась с ветки и села под деревом, а крот вылез из норки и сел рядом с ней. И все радовались, что ёжик и хомячок нашли солнце, а вместе с ним и листья, и цветы, и маму.

А ёжик с хомячком для всех спели такую песенку:

- Уф-уф! Уф-уф!

Выбирать одно из двух,

А тем более из трёх

Или даже четырёх —

Это очень-очень сложно!

Но это можно, можно, можно!

Просто надо быть внимательным,

Просто надо быть старательным,

Чтоб не делать нам ошибок!

(А если делать — для улыбок!)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 5 предназначена для усвоения одного из наиболее трудных для ребенка разделов грамматики — употребления предложных конструкций. Этот раздел представляет особую трудность для детей с общим недоразвитием речи. Правильное употребление предлогов связано с развитием у человека пространственного восприятия, поэтому в первую очередь у ребенка необходимо сформировать наглядные образы пространственных отношений, выражаемых предлогами «над», «под», «в», «из», «на», «с», «за», «перед», «по», «через» (в тексте сказки предлоги выделены курсивом). Употребление предлогов многократно обыгрывается в тексте сказки. Для прочного усвоение данной темы предлагается ряд упражнений.

 

В упражнении № 1 проверяется, понял ли ребенок суть сказки, его внимание обращается на те грамматические и лексические категории, которые рассматриваются в данном пособии. Упражнения № 2, № 3 и № 4 посвящены умению выбрать подходящий предлог с пространственным значением. Упражнения № 5 и № 6 вырабатывают умение выбирать падеж существительного, управляемого данным предлогом, правильно образовывать падежное окончание. В упражнениях № 7 и № 8 рассматриваются особенности употребления пространственных предлогов - предложная омонимия и предложная синонимия, которые вызывают значительные трудности у многих детей. Упражнения № 9 и № 10 помогают ребенку наглядно представить значение пространственных предлогов (занятия с дошкольниками можно начинать с этих упражнений). Упражнение № 11 посвящено понятию о сложных и составных предлогах.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы по тексту.

Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке.

1) Что произошло с ёжиком?

2) Кто ему помогал?

3) Что нового узнал ёжик?

4) Какие слова помогли ёжику найти маму?

 

Упражнение № 2. Выбор одного предлога из двух.

Задание: выбрать правильный предлог.

1) На\в дереве зеленеют листочки.

2) За\перед деревом спрятался зайчик.

3) Под\над деревом кружатся птички.

4) К\от дереву подлетела сова.

5) На\в берлоге спал медведь.

6) За\перед избушкой росли цветы.

7) Под\над деревом росли грибы.

8) К\от дерева отбежал какой-то зверёк.

9) К\для ёжику вернулась мама.

10)К\для мамы ёжик сочинил песенку.

11)Ёжик беспокоился о\об\обо маме.

12)Мама заботилась о\об\обо ёжике.

13)Хомяк вспоминал о\об\обо обоих ёжиках.

14)Думай о\об\обо мне!

 

Упражнение № 3. Выбор одного предлога из нескольких.

Перечислено несколько предлогов (над, в, из, под, на, за, по с, перед, через). Ребенку надо выбрать подходящий предлог и вписать его (если он не умеет писать — произнести вслух все предложение). Для этого достаточно взять четыре-пять предлогов из списка (нужный предлог непременно должен быть в списке).

Задание: вставить вместо пропусков один из следующих предлогов — под, над, на, в, из, перед, за, через, по.

1)Грибы растут ... деревом.

2)Птицы летают ... деревом.

3)Белка сидит ... ветке.

4)Белка спрыгнула ... ветки.

5)Ёжик сунул нос ... норку.

6)Крот выглядывает ... норки.

7)Ёжик идёт ... дорожке.

8)Ёжик и хомяк переходят ... дорожку.

9)Поле находится ... лесом.

10) Избушка виднеется ... деревьями.

 

Упражнение № 4. Самостоятельный подбор предлога.

Задание: вставить пропущенные предлоги.

1)Орехи висят ... ветке.

2)Муравейник стоит ... деревом.

3)Мама-ежиха выходит ... избушки.

4)Крот идёт ... землей.

5)Лист падает ... дерева.

6)Ёжик стоит ... избушкой.

7)Волшебник идет ... полянке.

8)Белка сидит ... деревом.

9)Дорожка проходит ... поле.

10) Солнце висит ... избушкой.

 

Упражнение № 5. Выбор предлога и образование падежное окончания существительного.

Задание усложняется: надо выбрать предлог, вставить его и образовать падежное окончание (существительное, управляемое предлогом, дается в скобках в именительном падеже).

Примеры:

1)Бабочка сидит (на, над) (ромашка).

2)Кошка сидит (под, на) (стол).

3)Лодка плывёт (по, в) (река).

4)Цветы растут (перед, на) (дом).

5)Полка висит (над, под) (стол).

6)Клубок упал (со, из) (стул).

7)Птица вылетает (из, в) (клетка).

8)Кошка прыгает (через, сквозь) (забор).

9)Цветок стоит (в, на) (ваза).

10) Дом стоит (за, через) (забор).

 

Если ребенок затрудняется с образованием падежного окончания, рекомендуется выполнить специальное упражнение (упражнение № 6).

 

Упражнение № 6. Образование падежного окончания по заданному образцу.

Ребенку дается образец — предложение с предлогом, затем предлагается другое предложение с тем же предлогом, который управляет существительным того же типа склонения, что и в образце. Ребенку надо только изменить окончание этого существительного, например: «Бабочка сидит на ромашке» (образец) -«Ваза стоит на (полка)» — «Ваза стоит на полке».

Задание: поставить существительное из скобок в нужный падеж.

 

А)Образец: Бабочка сидит на ромашке. Книга лежит на столе

Примеры:

1)Птица сидит на (ветка).

2)Кошка лежит на (диван).

3)Дети отдыхают на (речка).

4)Ребята приехали на (автобус).

5)Яблоки купили на (ярмарка).

6)Туристы загорают на (пляж).

 

Б)Образец: Птица слетела с ветки.

Примеры:

1)Кошка спрыгнула со (скамейка).

2)Яблоко упало с (яблоня).

3)Коля встал с (табуретка).

4)Таня сдула пылинку с (книга).

5)Мама вывела пятно с (занавеска).

 

В)Образец: Цветы стоят в вазе. Игрушки лежат в ящике.

Примеры:

1)Ключ лежит в (сумка).

2)Карандаши валяются в (коробка).

3)Танины тетради хранятся в (портфель).

4)Старые вещи находятся в (сундук).

5)Что-то сломалось в (машина).

6)Тарелки и чашки стоят в (буфет).

 

Это упражнение особенно важно для детей с дисграфией. Школьникам необходимо записывать предложения целиком и любым способом выделять предлоги и падежные окончания (подчеркивать, обводить, выделять цветом). При чтении предложения вслух надо четко произносить падежное окончание существительного, особенно — безударное окончание. Это поможет ребенку усвоить различие между безударными падежными окончаниями, которые произносятся одинаково (на ветке — с ветки) и в дальнейшем не путать их на письме. Детям, которые затрудняются с образованием падежных окончаний, также полезно будет выполнить упражнение № 2 к части 11. Если у ребенка нет трудностей с образованием падежных окончаний, это упражнение можно пропустить.

 

Упражнение № 7. Употребление одного и того же предлога с разными падежами — предложная омонимия.

Выбор падежа существительного зависит от глагольного управления предложной конструкцией.

Задание: поставить существительное в нужную форму (правильный падеж).

1)Бабочка сидит на (ромашка).

2)Бабочка села на (ромашка).

3)Бабушка идёт на (кухня).

4)Бабушка обедает на (кухня).

5)Кошка лежит на (стул).

6)Кошка легла на (стул).

7)Катя покупает мясо в (магазине).

8)Катя пошла в (магазин).

9)Собака залезла в (конура).

10)Собака ночует в (конура).

 

Упражнение № 8. Использование разных предлогов для передачи одного и того же грамматического значения падежа (предложная синонимия).

Следует обратить внимание на то, что похожее пространственное значение может выражаться разными предлогами с одним и тем же падежом (в и на; с и из; у, около и возле). Выбор падежа зависит от значения существительного в предложной конструкции.

Задание: вставить пропущенный предлог.

1)Дедушка сидит ... кресле.

2)Дедушка сидит ... диване.

3)Мама пошла ... рынок.

4)Мама пошла ... магазин.

5)Брат работает ... цирке.

6)Брат работает ... заводе.

7)Девочки гуляли ... парке.

8)Девочки гуляли ... улице.

9)Грибники вернулись ... леса.

10)Грибники вернулись ... прогулки.

11)Школа находится ... реки, (у, возле, около)

 

Другой тип упражнений связан с активизацией пространственного воображения (упражнения № 9 и № 10). Если ребенку трудно работать с картинкой, можно для наглядности использовать игрушки и предметы домашней обстановки.

 

Упражнение № 9, Наглядное изображение предлогов с помощью игрушек и предметов домашней обстановки.

Задание. Можно взять игрушки и расставить их так, чтобы одна игрушка была на стуле, другая под стулом, третья перед шкафом и т. д. Ребенка спрашивают: «Мишка сидит на чём? Зайка спрятался под чем?» Когда ребенок правильно ответит вопросы, можно изменить положение игрушек и задавать вопросы в более сложной форме: «Мишка сидит где?» Если у ребенка возникают трудности, связанные с большим количеством предлогов — он путает их, называет наугад и т. п. — следует повторить упражнение, используя только одну пару предлогов, например, над — под или за — перед. После того как эта пара будет усвоена, можно сделать упражнение на другую пару и т. д. Для пояснения можно зачитать отрывок из сказки с соответствующим предлогом и показать картинку.

Это задание можно усложнить по типу упражнений № 3 и № 4. Можно расставить игрушки и написать предложения, в которых предлоги пропущены, например: «Мишка сидит (...) стуле». Ребенку предлагают произнести предложение со вставленным предлогом, а затем вписать предлог (если ребенок легко справляется с этим заданием, можно делать и наоборот — сначала вписывать предлоги, затем произносить предложение вслух). Если ребенок не умеет писать, но умеет читать, задание можно давать в таком виде: написать предлоги на карточках и предложить ребенку при ответе на вопрос произнести предлог вслух и выбрать соответствующую карточку. Когда ребенок освоит это упражнение, изменить его: вначале выбрать карточку с нужным предлогом, затем прочесть ее вслух.

 

Упражнение № 10. Наглядное изображение предлогов с помощью собственных рисунков ребенка.

Задание. Ребенку предлагают нарисовать героев сказки, иллюстрируя определенную фразу, например: «Над полем птицы летают», «Крот сел под деревом». При этом ребенок проговаривает фразу вслух (умеющий писать также пишет). Затем задание усложняется: ребенку зачитывают отрывок, в котором описывается неправильное употребление предлогов (например, «Грибы росли над деревьями») и предлагают исправить ошибку, сказать и нарисовать так, как правильно. Если ребенок затрудняется в выборе предлога, можно наглядно изобразить данную предложную ситуацию с помощью игрушек или других предметов, например, поставить тапочки под стол и дать вопрос-подсказку: «Где стоят тапочки? А где растут грибы?»

Затем можно предложить ребенку нарисовать картинки к предложениям не из сказки.

Примеры:

1)Кошка сидит на стуле.

2)Картина висит над диваном.

3)Рыбка плавает в аквариуме.

4)Ёжик идет по мостику

5)Цыплята идут за курицей.

6)Мяч лежит под шкафом.

7)Собака выглядывает из окна.

8)Цапля шагает через лужу.

9)Яблоко сорвалось с ветки.

10) Машина стоит перед домом.

 

Можно придумать и другие предложения с учетом интересов и уровня развития ребенка.

Упражнения с рисованием лучше делать после того, как ребенок научится хорошо выполнять упражнение на название предложных ситуаций с игрушками или предметами.

 

Упражнение № 11. Усвоение сложных и составных предлогов.

Если ребенок хорошо усвоил предлоги, приведенные в сказке можно освоить с ним и другие пространственные предлоги — от, к, возле, около, у, при. Затем можно перейти к сложным и составным предлогам — из-за, из-под, рядом с, вместе с и т. д. Peбeнок должен прочувствовать «сложность» предлогов через простые предлоги, из которых образовались сложные.

Задание: вставить пропущенные предлоги. Если ребенок испытывает затруднения — выбрать нужный предлог из предъявленных.

А. Составные предлоги.

1) Мальчик хотел дружить ... девочкой.

2)....... девочкой мальчик чувствовал себя сильным, (с, рядом с).

 

Б. Сложные предлоги.

1)Мышка выскочила ... ящика.

2)Мышка залезла ... ящик.

3)Мышка вылезла ... ящика, (из-под, под, из)

4)Солнце вышло ... облака.

5)Солнце спряталось ... облако.

6)Солнце появилось ... облака, (из-за, из, за)

7)... куртки мама сшила сумку.

8)... сараем не видно было собачьей будки.

9)... куртки торчала рубашка.

10)... дождем мы совсем промокли.

11)... дождя всюду лужи, (из-под, из-за, из, за, под)

 

Детей с задержкой речевого развития следует поощрять к устному изложению своих мыслей и действий, к рассуждению вслух. Если ребенок быстро утомляется, надо ограничить упражнение одной-двумя парами предлогов, а через некоторое время или на другой день снова прочесть сказку и повторить упражнение с уже освоенными предлогами. Если ребенок легко выполняет упражнение, можно переходить к следующей паре предлогов. Каждый раз при новом выполнении задания следует начинать с повтора уже усвоенных предлогов.

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку научиться соотносить предлоги с соответствующим расположением предметов в пространстве, а также усвоить предложное управление.

...





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.06 с.