Закономерности роста и развития ребенка.




Лекция № 1

Введение. Общие сведения об организме человека.

Закономерности роста и развития ребенка.

«Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего

узнать его во всех отношениях»

К.Д. Ушинский.

Организм человека (от лат. organiso – устраиваю, придаю стройный вид) – это целостная устойчивая саморегулирующая биологическая система отдельного живого существа. Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В то же время человек отличается развитым мышлением, интеллектом, наличием членораздельной речи, социальными условиями жизни и общественными взаимоотношениями. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их.

Жизнедеятельность организма человека обеспечена рядом важных физиологических свойств, которыми обладают отдельные клетки, ткани, органы и их системы, организм в целом. К этим свойствам относятся:

1. Обмен веществ и энергии (метаболизм). В организме человека непрерывно происходят процессы превращения веществ, идущие с затратой или освобождением энергии в результате биохимических реакций. Метаболизм складывается из двух противоположных процессов:

· анаболизм – это совокупность реакций синтеза, протекающих в клетках с поглощением энергии, при которых из более простых веществ образуются более сложные;

· катаболизм – совокупность реакций распада, сопровождающихся выделением энергии, при которых более сложные вещества распадаются до более простых.

2. Раздражимость – это способность клеток, тканей, органа и целостного организма реагировать на действие раздражителей. В наибольшей степени раздражимостью обладают нервные, мышечные и железистые ткани.

3. Возбудимость – это способность клетки, ткани, органа и организма в целом отвечать на действие раздражителя. Она связана со способностью клеток изменять свой мембранный потенциал. При действии раздражителя мембранный потенциал покоя клетки преобразуется в потенциал действия, который способен распространяться по клетке и от клетки к клетке. Это свойство так же выраженно у нервной, мышечной и секреторной ткани.

4. Рефлекторные реакции – это ответные реакции организма, возникающие в ответ на действие каких-либо внешних или внутренних раздражителей, осуществляющиеся с участием нервной системы. Все процессы жизнедеятельности организма основываются на разнообразных безусловных и условных рефлексах.

5. Регуляция физиологических процессов и функций – это способность организма изменять интенсивность, скорость, направленность процессов жизнедеятельности в зависимости от состояния организма и состояния внешней среды.

6. Физиологические адаптации – это способность клеток, тканей, органов и организма адекватно и эффективно изменять процессы и функции в связи с изменениями внешней и внутренней среды.

7. Гомеостаз – это состояние организма, характеризующееся относительным постоянством химического состава и свойств внутренней среды, динамическим равновесием всех физиологических процессов и функций. Это непременное условие устойчивого существования организма человека.

8. Ритмичность физиологических процессов. Процессы жизнедеятельности во времени периодически усиливаются или ослабевают под действием различных внешних или внутренних факторов. Для человека характерны суточные, недельные, месячные, сезонные, годичные и многолетние биологические ритмы. Они сформировались в процессе эволюции как ответная реакция организма на состояние среды.

Благодаря всем этим свойствам организм человека является целостной, устойчивой биологической системой и способен противостоять воздействиям внешней среды.

Важнейшими науками о строении и функциях человеческого организма являются анатомия и физиология.

Анатомия человека (от греч. anatome – рассечение, расчленение) – это наука о формах и строении, о происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов.

Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста. Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе – остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках – синдесмология и артрология; учение о мышечной системе – миология; учение о сосудистой системе – ангиология; учение о нервной системе – неврология; учение об органах чувств – эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел – спланхнологию.

Физиология человека ( от греч. physis – природа, logos – наука) изучает процессы жизнедеятельности и закономерности функционирования организма человека и механизмы регуляции работы отдельных систем, органов, тканей и клеток.

В зависимости от предмета изучения физиология включает в себя такие разделы, как сравнительная физиология, физиология труда, спорта, авиационная и космическая физиология, клиническая физиология и др. Например, функциональные изменения организма при болезненных процессах изучает патологическая физиология. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза.

Физиология подразделяется на общую и частную. Общая физиология изучает закономерности деятельности возбудимых тканей, законы их раздражения, возбуждения и т. д. Частная физиология изучает функции различных органов и их взаимодействие в системных организациях целого организма.

Гигиена – наука об охране и сохранении организма, которая изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды на детский организм, определяет благоприятные условия для его роста и развития. На этой основе разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей детей и подростков. В частности, гигиенические требования по режиму дня младшего школьника, его питания, по организации учебно-воспитанного процесса в начальной школе, по оборудованию учебных помещений, и тому подобное.

Организм человека представляет собой сложную систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка. В организме человека их насчитывается более 100 триллионов.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и выполняющих одинаковые функции, образует ткань. Основные типы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами.

Ткани образуют органы. Органы занимают в теле определенное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани. Почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ, легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом, и т. д. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна всегда преобладает и определяет его главную функцию (в сердце такой тканью является мышечная ткань).

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды – в систему кровообращения. Системы органов, обеспечивающие выполнение одной и той же функции, объединяются в аппараты (опорнодвигательный, мочеполовой, речевой, сенсорный).

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена работе всего организма. Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Целостный организм осуществляет свою жизнедеятельность во взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторы для своего существования и развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: