ТЕХНОЛОГИЯ Е-ПОРТФОЛИО
Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования.
Одной из таких оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио [6].
Слово «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи». Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов образовательного и личностного достижений обучающихся, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста ученика.
Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте, электронное портфолио. Последний тип портфолио становится все более популярным и востребуемым, как наиболее близко отвечающий духу современности, потребностям экономики знаний, целям и задачам smart обучения.
В мировой практике электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения (e-learning), которая считается самой перспективной технологией обучения в 21 веке.
В научной литературе можно встретить достаточно много определений термина «электронное портфолио». Например, электронное портфолио - совокупность ученических работ, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт-дисков, либо в виде web-сайта.
Электронное портфолио – это не результат работы, а, прежде всего, инструмент для демонстрации и оценивания профессионального и личностного роста ученика.
Выделяют следующие виды е-портфолио:
• Оценочный е-портфолио: демонстрирует достижение некоторого уровня компетентности, в рамках стандартов, ограниченных возможностями е-портфолио.
• Презентационный е-портфолио: представляет аудитории доказательства соответствия достижений ученика официальным результатам обучения.
• Учебный е-портфолио: документ, позволяющий контролировать изменение с течением времени компетенций, получаемых в процессе обучения. Пример: учебный е-портфолио ученика средней школы позволяет ему отслеживать то, как совершенствуются его навыки в течение года.
• Е-портфолио личного развития: записи о результатах обучения и его эффективности, которые могут отображать, результаты рефлексивной оценки и дальнейшие планы развития.
• Рабочий е-портфолио: сочетает в себе элементы всех типов перечисленных выше.
Выделяют такие функции портфолио:
• Диагностическая – анализ индивидуальных достижений ученика с выявлением фактов освоения или не освоения им содержания обучения, успеха или неудачи в решении отдельных образовательных задач с соотнесением полученных результатов с системой заранее разработанных стандартов и критериев.
• Контрольная – выявление особенностей освоения учеником тех или иных элементов содержания образования с целью определения величины отклонения фактических его показателей от требуемых.
• Аттестационная – предоставление информации о результатах подготовки отдельного ученика с целью определения возможности признания его как достигшего требуемого образовательного уровня.
• Рейтинговая – показывает диапазон сформированных общих навыков и умений, определение рейтинга ученика в ряду других учеников.
• Мотивационная – повышение образовательной мотивации учеников, развитие их способности к самодетерминации. Самодетерминация - психологический подход к пониманию человеческой мотивации, личности и психологического благополучия, в частности, рассматривающий подробно проблематику внутренней и внешней мотивации.
• Организационная – развитие навыков целеполагания, планирования и прогнозирования, способности к самоорганизации деятельности.
• Операциональная – развитие навыков осуществления деятельности с учетом условий ее протекания, способности к саморазвитию в деятельности.
• Рефлексивная – развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии.
• Управления – содействие личностно-образовательному самоопределению учеников и развитию у них способности самостоятельного проектирования жизни.
• Учетно-информационная – накопление и полноценное отражение свидетельств того или иного состояния образовательной деятельности, а также успешность освоения учеником предлагаемого ему содержания.
• Развивающая – развитие способности ученика самостоятельно осуществлять весь цикл деятельности, выстраивать ее с учетом итогов внешней оценки и самооценки ее процесса и результатов.
• Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.
• Корректирующая – реализация системы коррекционных мер по отношению к построению обучающей образовательной деятельности.
Перечисленные функции позволяют фиксировать, накапливать, отслеживать и оценивать индивидуальные образовательные достижения ученика, их динамику в процессе освоения основной образовательной программы; формировать личную ответственность за результаты учебной деятельности, личностного самосовершенствования.
Таким образом, описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам модернизации образования [5].