Рынок и механизм его функционирования




Тема № 3. Общие основы товарного хозяйства

ПЛАН

 

Рынок и механизм его функционирования

Теория конкуренции и монополии.

Предприятие в системе рыночных отношений.

Издержки предприятия и результаты его деятельности.

 

 

Рынок и механизм его функционирования

 

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

1) домашние хозяйства;

2) фирмы и предприниматели;

3) государство.

Субъекты рынка связаны между собой потоками спроса и предложения через рынки потребительских товаров и услуг, а также рынки ресурсов.

Для возникновения и существования рынка должны быть соблюдены следующие условия:

1) Наличие общественного разделения труда и специализации. Это означает, что в любом сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами и всеми экономическими благами.

Поэтому различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

2) Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом самым правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности.

3) Приемлемая величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки – это издержки, связанные не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Это поиск информации о ценах, издержки при заключении хозяйственного договора, издержки по контролю за исполнением хозяйственных договоров). Чем ниже трансакционные издержки – тем ниже цена произведенной продукции. Если цена низкая, то и товар на рынке становится конкурентоспособным.

4) Свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут указывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления в их деятельности.

По территориальному охвату рынки подразделяются на 3 вида:

1) внутренний рынок – это когда происходит товарный обмен внутри пределов границ государства;

2) национальный рынок – это когда кроме внутренних операций, осуществляются и внешнеторговые операции;

3) мировой рынок – это совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые, так и внешнеторговые операции.

На большинстве мировых рынков выделяют два основных рыночных сектора:

1) Закрытый рынок – это товарный рынок, на котором:

а) продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями;

б) присутствует юридическая и административная зависимость;

в) финансовый контроль;

г) договорные отношения, не имеют коммерческий характер.

На таком рынке преобладают всевозможные формы регулирования, поэтому держатся устойчивые цены.

2) Открытый рынок – это сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями гарантирует независимость отношений между ними. Для такого рынка характерно заключение сделок в основном на бирже, поэтому неизбежно колебание цен.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

1) свобода предпринимательской деятельности;

2) конкуренция (совершенная и несовершенная);

3) наличие различных форм собственности;

4) свободное ценообразование;

5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;

6) развитие инфраструктуры рынка;

7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы 5 признаков, определяющих сущность феномена свободного рынка. А именно:

1) Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него.

2) Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

3) Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п.

4) Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.

5) Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: