Менеджмент как процесс управления
Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления.
Менеджмент как наука искусство управления
Менеджмент - самостоятельная область знаний с начала ХХ в.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Предмет изучения научного менеджмента - наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
В основе менеджмента как науки тысячелетняя практика управления.
Менеджмент - это:
- способ, манера обращения с людьми
- власть и искусство управлять кадрами
- особые умения и административные навыки
- орган управления, административная единица
Лекция 1 |
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ МЕНЕДЖМЕНТА |
Менеджмент как аппарат управления
Менеджмент - специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления - координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).
Менеджмент как категория людей
Менеджмент - определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.
В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности - линейных и функциональных.
1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
Оперативное управление - деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
· организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;
· выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
Контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы - управление:
· стратегией (стратегический менеджмент);
· маркетингом ( маркетинговый менеджмент);
· финансами (финансовый менеджмент);
· персоналом (кадровыйменеджмент);
· исследованиями и разработками (инновационный менеджмент).
З. Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций: планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководства, учет и анализ, контроль, регулирование и др.
Уровень управления - часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.
Практическое количество уровней на предприятиях колеблется от одного - двух в малых фирмах до восьми - девяти в крупных объединениях и корпорациях.
В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.