КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ




БИЗНЕСА И ПРАВА

 

 

Ларионова Е.А.

 

Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Специальная психология»

для студентов заочной формы обучения

 

 

Ростов-на-Дону


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

 

 

Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

 

Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. ( ЮФУ )

К.псх.н. Молохина Г.А. (ФГБОУ ВПО РГУПС)

 

 

содержание

лекционные занятия  
Практические занятия  
Контроль овладения компетенциями  
методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ  
4.1 Перечень тем контрольных (курсовых) работ  
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ  
самостоятельнАЯ работА студентов  
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине  
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
  Контактная информация преподавателя  
  Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы  

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1.Введение в специальную психологию

Цель лекции:

- ознакомить с понятием «специальная психология»

 

Задачи лекции:

- раскрыть сущность понятия «специальная психология» ;

- охарактеризовать историю развития специальной психологии

- выделить основные научно-теоретические и практические задачи специальной психологии

 

План:

1.Проблема определения предмета и объекта специальной психологии.

2.Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики и психопатологии.

3.Научно-теоретические и практические задачи специальной психологии.

4. Общеметодологические и конкретно-методические принципы специальной психологии.

5.Связь специальной психологии с другими психологическими дисциплинами. Основные отрасли специальной психологии.

 

Выводы

1. Предмет специальной психологии является специфическим по своей природе. Специальная психология исследует психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен нарушениями различного генеза.

2. Предмет специальной психологии отличается по содержанию от патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики и психопатологии по объкту исследования.

3. Научно-теоретические и практические задачи специальной психологии включают в себя формирование и структурирование реабилитационных, адаптационных и восстановительных мероприятий в сфере психических функций. Задачи специальной психологии:
выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком;
изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;
изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;
изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;
психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

4. Общеметодологические и конкретно-методические принципы специальной психологии. Основаны на приоритете сохранения здоровых психических функций и восстановления нарушенных.

5. Социальная психология связана с общей психологией, клинической психологией, патопсихологией, логопедией и другими науками.

Литература


1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Кондратьев М.Ю.Социолог психолог в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие.- Пер Се, 2013

3. Редецкая О.Г. Специальная психология. Учебное пособие. –Евразийский открытый институт, 2011 - [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.

4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002

 

 

Тема 2.Общие закономерности психического дизонтогенеза

Цель лекции:

- ознакомить с понятием психического дизонтогенеза

.

Задачи лекции:

- показать определяющие модальность дизонтогенеза;

- раскрыть биологические и социальные факторы дизонтогении.

План:

1.Понятие дизонтогении.

2.Факторы, определяющие модальность дизонтогенеза.

3. Биологические и социальные факторы дизонтогении.

4.Клиническая и патопсихологическая классификация симптомов и синдромов.

5. Группы симптомов, выделенные Л.С. Выготским в структуре дефекта.

6. Типы межфункциональных связей, выделяемые в онтогенезе.

 

Выводы:

1.Дизонтогения определяется как отклонение развития от нормы в силу различных причин биологической и социальной природы, имеющее специфическую картину проявления.

2. К факторам, определяющим модальность дизонтогенеза, относятся: этиология; степень распространенности и выраженности поражения головного мозга; локализация очага поражения ЦНС; время возникновения и длительность воздействия поражения ЦНС; социальные условия развития ребенка.

3. Биологические и социальные факторы дизонтогении: наследственные факторы и дефицитарные условия воспитания.

4. Клиническая и патопсихологическая классификация симптомов и синдромов определяется МКБ -10.

5. Группы симптомов, выделенные Л.С. Выготским в структуре дефекта подразделяются на первичные и вторичные.

6. Типы межфункциональных связей, выделяемые в онтогенезе представляют собой явления временной независимости развития психических функций, ассоциативный тип связи, иерархический тип организации психики.

Литература:

1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Кондратьев М.Ю.Социолог психолог в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие.- Пер Се, 2013

3. Редецкая О.Г. Специальная психология. Учебное пособие. –Евразийский открытый институт, 2011 - [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.

4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002

 

Тема 3.Классификация психического дизонтогенеза

Цель лекции:

- ознакомить с основными подходами к проблеме классификации психического дизонтогенеза

Задачи лекции:

- раскрыть суть основных подходов к проблеме классификации психического дизонтогенеза

- показать виды классификации психического дизонтогенеза

План:

1. Классификация нарушений развития личности с позиции патогенеза Г.Е. Сухарева.

2. Классификация нарушений психического развития по Я. Лутцу.

3. Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому:

Выводы:

1. Классификация нарушений развития личности с позиции патогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие (Г.Е. Сухарева).

2.Классификация нарушений психического развития по Я. Лутцу: необратимое недоразвитие, дисгармоническое развитие, регрессирующее развитие, альтернирующее развитие, развитие, измененное по качеству и направлению.

3.Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому:

· общее стойкое недоразвитие (клиническая форма – олигофрения);

· задержанное развитие (клиническая форма – инфантилизм);

· поврежденное развитие (клиническая форма – органическая деменция);

· дифицитарное развитие (клиническая форма – личностные расстройства);

искаженное развитие (клиническая форма – детский аутизм, шизофрения)

Литература:

1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Кондратьев М.Ю.Социолог психолог в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие.- Пер Се, 2013

3. Редецкая О.Г. Специальная психология. Учебное пособие. –Евразийский открытый институт, 2011 - [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.

4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002

Тема 4.Общепсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении

Цель лекции:

- ознакомить с общепсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении

Задачи лекции:

- определить социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека;

- раскрыть понятие «социальная ситуация развития ребенка»;

- охарактеризовать возрастную периодизацию психического развития;

План:

1.Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека.

2.Социальная ситуация развития ребенка.

3.Характерные признаки возрастных психологических кризисов. Возрастная периодизация психического развития.

Выводы:

1. Социальные составляющие нормального развития человека включают в себя воспитание и развитие ребенка в родной полной семье

Социальные составляющие аномального развития человека представляют собой отклонения от нормы по различным показателям.

Биологические составляющие нормального развития человека – врожденные показатели 100-%, полноценного функционирования всех систем организма.

Биологические составляющие аномального развития человека – органические( врожденные или приобретенные) нарушения .

2. Социальная ситуация развития ребенка – условия воспитания, обучения и жизнеобеспечения ребенка.

3. Характерные признаки возрастных психологических кризисов выражаются в изменении взаимоотношений ребенка и среды. Возрастная периодизация психического развития включает в себя : этап новорожденности, детство, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, молодость, зрелость и старость.

Литература:

1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. – Пер Се, 2012. Электронная библиотека IPRbooks Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Кондратьев М.Ю.Социолог психолог в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие.- Пер Се, 2013

3. Редецкая О.Г. Специальная психология. Учебное пособие. –Евразийский открытый институт, 2011 - [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.

4. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности – С.-Пб.: Медицинская пресса, 2002

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Задание 1.История зарождения и становления специальной психологии

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.

 

1. История становления специальной психологии.

2. Структура, предмет и задачи специальной психологии.

3. Связь специальной психологии с другими науками.

 

Задание 2.Классификация психического дизонтогенеза.

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.

1. Проблема классификации нарушений в психическом развитии.

2. Классификации дизонтогенеза с точки зрения времени возникновения; обратимости отклонений в развитии; этиологии; степени незрелости отдельных мозговых структур и др.

3. Классификация отклонений в развитии, предложенная Лебединским В.В.

 

Задание 3.Сущность и структура феномена нарушенного развития.

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.

1.Проблема определения нарушенного развития.

2.«Нормальное – нарушенное» психическое развитие как частный случай проблемы «норма – патология» психики.

3. Основные компоненты нарушенного развития.

 

Задание 4.Методологические и теоретические основы разработки психокоррекционных технологий для детей с проблемами в развитии

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.

1. Ситемный подход к разработке психокоррекционных технологий.

2. Основные модели психологической коррекции, направленные на исправление недостатков в развитии.

3. Структура психокоррекционного комплекса.

 

Задание 5.Психокоррекционные технологии при различных видах дизонтогенеза

 

Психокоррекционные технологии при психическом недоразвитии.

 

Задание 6.Психологическая коррекция родительско-детских отношений

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.

 

1.Влияние отношений родителей к детям на их психическое развитие.

2.Переориентация родителей с отдельных симптомов на личность ребенка в целом.

3. Блоки психокоррекционной работы родительско-детских отношений: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный, реконструктивный.

 

 

КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

 

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

Ø - прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Ø - применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

Ø - проведение стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).

Проверка:

умения прогнозирования изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

Задание 1.Сформировать программу психокоррекции для детей с ДЦП.

- применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

Задание 2.

Создать тренинговую программу для детей с дисгармоничным видом дизонтогенеза.

 

- проведение стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).

Задание 3.

Провести психодиагностическое исследование уровня агрессивности у детей поврежденным развитием.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных (КУРСОВЫХ) РАБОТ

Варианты контрольных (курсовых) работ

 

1. Характерные признаки дизонтогенеза по типу поврежденного развития.

2. Понятие и классификации дизонтогенеза.

3. Теоретический, методологический и психологический аспекты диагностики в области специальной психологии.

4. Факторы, определяющие модальность онтогенеза.

5. Гетерохронии и асинхронии в условиях аномального развития.

6. Биологические и социальные факторы дизонтогенеза.

7. Специфика психологической диагностики и коррекции в специальной психологии.

8. Связь функциональной локализации нарушений психических функций и личности с характером дизонтогений.

9. Характерные признаки дизонтогенеза по типу дисгармонического развития.

10. Характерные признаки дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития.

11. Группы симптомов, выделенные Л.С. Выготским в строении дефекта.

12. Характерные признаки дизонтогенеза по типу задержанного развития.

13. Характеристика психокоррекционного комплекса.

14. Признаки незрелости и поврежденности ЦНС в клинических проявлениях ЗПР.

15. Принципы и методы диагностики и восстановления письма.

16. Характерные признаки дизонтогенеза по типу дефицитарного развития.

17. Диагностика и коррекция детей с ЗПР.

18. Характерные признаки дизонтогенеза по типу искаженного развития.

19. Принципы и методы диагностики и восстановления чтения.

20. Возможности психокоррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!