Условия изменения человека и черты нового человека




Если верна предпосылка, что от психологической и экономической катастрофы нас может спасти только коренное изменение характера чело­века, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, то встает следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение человеческого характера, а если возможно, то каким образом оно может произойти?

Я полагаю, что характер человека может измениться при следую­щих условиях:

1. Мы страдаем и осознаем это.

2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.

3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от
этих страданий.

4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы дол­
жны следовать определенным нормам и изменить существующий образ
жизни.

Эти четыре пункта соответствуют четырем благородным истинам, составляющим суть учения Будды и касающимся общих условий челове­ческого существования, а не каких-то конкретных случаев неблагополучия, являющихся следствием конкретных индивидуальных или социальных обстоятельств.

Тот же самый принцип изменения человека, который характерен для буддизма, лежит и в основе марксова представления о спасении. Чтобы по­нять это, необходимо иметь в виду, что для Маркса, как он сам говорил, ком­мунизм был не конечной целью, а лишь определенной ступенью историчес­кого развития общества, призванной освободить людей от тех социально-эко-

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 174-178, 268-293.


Фромм Э. [Цель психоанализа] 395

номических и политических условии, при которых они теряют человеческий облик и становятся рабами вещей, машин и собственной алчности.

Первый шаг, предпринятый Марксом, должен был показать рабоче­му классу — самому отчужденному и несчастному классу в то время,— что он страдает. Маркс стремился разрушить иллюзии, мешавшие рабо­чим осознать всю глубину их бедственного положения. Второй его шаг должен был показать причины их страданий, которые, как он подчерки­вал, коренятся в природе капитализма и в таких свойствах характера, порождаемых капиталистической системой, как алчность, корыстолюбие и зависимость. Этот анализ причин страданий рабочих (и не только ра­бочих) послужил главным импульсом для работы Маркса — анализа ка­питалистической экономики.

Третий его шаг должен был показать, что от этих страданий можно избавиться, лишь уничтожив порождающие их условия, и, наконец, четвер­тый его шаг — открытие нового образа жизни, новой социальной системы, которая могла бы освободить человека от страданий, неминуемо порождае­мых прежней капиталистической системой.

Такова же, в сущности, и фрейдовская схема лечения больных. Па­циенты обращались к Фрейду потому, что они страдали и осознавали, что страдали. Но, как правило, они не осознавали, от чего они страдали. И обычно первая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помочь па­циенту расстаться с иллюзиями, мешающими ему понять, в чем суть его страданий, и осознать реальные причины его заболевания. Диагноз при­роды индивидуальной или социальной болезни — это, по существу, воп­рос ее интерпретации, а различные интерпретаторы могут отличаться друг от друга в своих подходах. Однако, как правило, при определении диагноза следует меньше всего полагаться на субъективные представле­ния пациента о причине его страданий. Суть психоаналитического про­цесса лечения — помочь пациенту осознать действительные причины его болезни.

Зная эти причины, пациенты могут сделать следующий шаг, а имен­но понять, что их болезнь излечима, если будут устранены порождающие ее причины. По Фрейду, это означает восстановить подавленные воспоми­нания пациента об определенных событиях, имевших место в детстве. Тра­диционный психоанализ, однако, не считает четвертый этап обязательным. Многие психоаналитики, по-видимому, полагают, что одно уже осознание того, что подавлялось, дает терапевтический эффект. Часто так и происхо­дит, особенно в тех случаях, когда пациент страдает от строго определенных симптомов, как, например, в случае истерии или навязчивых состояний. Однако я не верю в возможность достичь длительного положительного эф­фекта у тех пациентов, страдания которых не ограничиваются столь опре­деленными симптомами и которым необходимо изменить свой характер; этот эффект не будет иметь места, пока они не изменят свой образ жизни в соответствии с теми изменениями характера, которых они хотят до-


396 Тема 14. Развитие личности

стичъ. Можно например, анализировать зависимость того или иного инди­вида вплоть до второго пришествия, но все эти попытки будут безуспешны­ми, если не изменится сама жизненная ситуация, в которой оказался паци­ент до того, как ему открылись причины этой зависимости. Вот вам один простой пример: женщина, причины страдания которой лежат в ее зависи­мости от отца — даже если она и осознала глубинные причины этой зави­симости,— не выздоровеет до тех пор, пока реально не изменит свою жизнь, скажем, не разъедется со своим отцом, не откажется от его помощи, не ре­шится на риск и неудобства, которые неизбежны при такого рода практи­ческих попытках обрести независимость. Само по себе осознание причин заболевания без практических шагов к изменению жизненной ситуации остается неэффективным.

Новый Человек

Функция нового общества — способствовать возникновению нового Че­ловека, структура характера которого будет включать следующие качества:

— Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы
в полной мере быть.

— Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе,
основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней
потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, едине­-
нии с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать
над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

— Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может
придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ
от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности,
направленной на служение своему ближнему.

— Ощущение себя на своем месте.

— Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства
и эксплуатации.

— Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание,
что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, власть
и все то, что мертво.

— Стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, осла­
бить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.

— Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый
достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.

— Развитие способности к любви наряду со способностью к крити­-
ческому, реалистическому мышлению.

— Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ог­
раничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

— Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель
жизни.


Фромм Э. [Цель психоанализа] 397

Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дис-­
циплинированность и реалистичность.

— Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне
какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как
атрибутом жизни и «порядком» как атрибутом безжизненности, смерти.

— Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий
жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить
конец этим невыносимым условиям.

— Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; мож­
но прослыть простодушным, но не наивным.

— Все более глубокое и всестороннее самопознание.

— Ощущение своего единения с жизнью, т.е. отказ от подчинения,
покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стрем-­
ление понять природу и жить в гармонии с ней.

— Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой:
не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, кото-­
рая в любой момент может столкнуться с альтернативой — развитие или
разрушение, жизнь или смерть.

— Понимание того, что зло и разрушение — неизбежные следствия
неправильного развития.

— Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершен­-
ства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стрем-­
ления «достичь цели», поскольку известно, что подобные амбиции — всего
лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание.

— Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что
уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку та­-
кое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего
он мог бы или не мог бы еще достичь. <...>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: