Моя концепция денег в ВД




Варнашрама

 

Бхакта Скотт написал:

 

Будьте добры, скажите в 20 словах или меньше (я имею в виду, что хотелось бы получить простое объяснение для неспециалистов), что означает варнашрама? Потому что у меня такое ощущение, что здесь, в Чили, в Южной Америке, мы, кажется, начинаем вплотную заниматься Варнашрамой. У нас есть небольшая группа решительно настроенных преданных, которые точно знают, кто они и чего хотят добиться. Мыслить глобально, действовать локально – всегда было моим подходом, и если руководство не хочет изменяться, мы сами изменимся здесь, в Чили, и сделаем этот проект столь изумительно привлекательным, что все захотят добиться того же, что и мы. Наша цель – основать общину варнашрамы и превратить ее в модель, которая вдохновит всю остальную Чили, а, может быть, и Южную Америку, и, как мы надеемся, весь мир. Ничто не остановит нас.

 

Краткий ответ:

 

Варнашрама – это метод организации общества без использования денег и с опорой на религиозные принципы. Дайва варнашрама добавляет вайшнавские сиддханту и садхану, что делает преданное служение мотивом и целью всей деятельности.

 

Подробнее:


Современное общество имеет высокоэффективную организацию, основанную на деньгах. В отсутствие денег нужен другой метод организации общества. Денег как средства обращения не было нигде в мире, включая Индию, еще приблизительно 2,5 тысяч лет назад, и до этого культура была организована на основе религиозных принципов (варнашрамы).

Деньги разрушают культуру варнашрамы, поскольку изменяют отношения между варнами, и труд начинает продаваться/покупаться как вид товара. Концепция долга и дхармы отбрасывается, и как зачастую происходит сейчас, люди действуют лишь ради денег, не учитывая даже то, чем они хотят заниматься, и отчуждаются сами от себя (нирвишеша/шунйавади). Однако Шри Кришна (Капиладева) учит: "Если деятельность, которой занимается человек, не приводит его на путь религии, если совершаемые им религиозные ритуалы не развивают в нем духа отречения от мира и если жизнь в отречении не приводит его к преданному служению Верховной Личности Бога, то такого человека следует считать мертвым, хотя он и дышит" (Ш.Б. 3.23.56), и в Бг.: "Человек может достичь совершенства, выполняя деятельность, свойственную его природе". В таком случае правильная деятельность должна опираться на религиозные принципы и приводить к следованию им. И если не использовать деньги, все необходимые товары неизбежно придется производить локально, в пределах торговой дистанции, которую могут покрыть воловьи упряжки (т.е. менее чем в радиусе 10 миль). Это означает самодостаточность, которая в свою очередь делает необходимым простой образ жизни. Правильное занятие садханой в сознании Кришны приносит удовлетворение, которого желают все, и это делает простой образ жизни приемлемым.

 

Дхайва варнашрама на самом деле является культурой Бхагават, и эта культура требует не только аграрной экономической базы (когда жизненно важные товары получаются напрямую из земли), но и должного использования коровы и быка. Наш опыт показывает, что пока доступен бензин, люди, как правило, не склонны использовать в работе быков, несмотря на многочисленные наставления Шрилы Прабхупады и шастры. А имея доступ к молоку на рынке, мы не склонны заботиться о корове.

 

Так что деньги и бензин – это проклятье для культуры варнашрамы, потому что уничтожают основу варнашрамы – отношения и долг, основанные на дхарме (религиозных принципах), и роль в обществе коровы и быка.

 

в.с.

Дханешвара Дас

 

Моя концепция денег в ВД

Дорогие Прабху,

Внесу свой вклад в дискуссию, которая идет главным образом между Гаура Кешавой и Шьямакундой Прабху. В связи с тем, что были сделаны ошибочные комментарии относительно "моей концепции" ВД, я считаю необходимым прояснить свою позицию.

Поводом для всей этой дискуссии стало то, что, пытаясь уложить свое определение ВД в 20 слов, я использовал слово "деньги" там, где точнее было бы сказать "денежная экономика". Это создало некоторую путаницу. Хотя денежная экономика разрушительна для культуры ВД (если хотите, могу обосновать это в другом посте), деньги сами по себе могут быть полезными, если используются должным образом.

Термин "деньги" столь размыт, что и сами экономисты не могут согласовать его определение. Кто-то считает деньгами пригоршню риса (товарная валюта), так же как и золотую монету, бумажные деньги и цифры вашего банковского счета. С точки зрения этих определений деньги всегда были и будут. В этом смысле деньги будут существовать даже в моем определении ВД. Вопрос в том, какова их роль в данной культуре.

Предлагаю использовать золото в виде монет как запас богатства, но из-за склонности к обману их не следует использовать как средство расчетов. В прошлом, когда монеты чеканили из драгоценных металлов, люди "отрезали" тонкий слой края монеты так, чтобы это осталось незаметным. Доходило до того, что со временем край монеты становился закругленным. Другие пытались перечеканить их, сплавляя с недрагоценными металлами. И, разумеется, главными участниками этого мошеннического бизнеса были сами короли. В наши дни им достаточно запустить печатные станки, которые незаметно грабят всех людей, лишая их богатства посредством увеличения денежной массы, находящейся в обращении, что, соответственно, снижает ее ценность. Когда я был ребенком, буханка хлеба стоила примерно 25 центов, а теперь – 4 доллара. Ценность хлеба осталась неизменной – накормить голодного человека, но валютная ценность упала.

Как можно обмануть подобным образом, если средством расчетов является определенная масса зерна? Это невозможно. Вот почему сегодня мы имеем систему, которая делает обман не только возможной, но и стандартной практикой.

В моей концепции классической варнашрамы, большинство участников которой не возвысились до статуса вайшнава и в которой преобладает концепция "я и моё", расчеты должны производиться на основе бартера или сырьевой валюты, а не денег. Это ограждает участников ВД от зависимости от доминирующей культуры (источник которой – деньги) и требует от них вносить тот или иной вклад, производить что-нибудь настоящее, чем можно торговать (в отличие от современной ситуации, когда огромное количество людей производит не вещи, которые можно использовать, а "идеи" вроде страхования, "новости" и "маркетинг" в обмен на другую идею, называемую "деньгами" (которые являются всего лишь бумагой)).

Моя концепция Дайва варнашрамы такова, что ее участники, по меньшей мере, следуют вайшнавской садхане и регулирующим принципам, и всё делается на основе экономики дарения.

Позвольте напомнить, что именно так Шрила Прабхупада организовал ИСККОН, и так многие из нас жили годами. Он, к примеру, сказал: "Я отправился в вашу страну не затем, чтобы взять что-нибудь. Я здесь только для того, чтобы давать это сознание Кришны". Вся деятельность Шрилы Прабхупады основывалась на том, чтобы давать и зависеть от Шри Кришны в плане всего необходимого. Все мы, кто участвовал в деятельности Исккон в те давние дни, жили в экономике дарения. Мы *давали* книги на санкиртане и в обмен просили пожертвования, не так ли? Мы *давали* великолепные Фестивали Любви по воскресеньям в каждом центре, и в обмен зависели от дарения (пожертвований). Мы *давали* поддержку, какой бы незначительной она ни была, преданным, примыкавшим к нам, не требуя от них платы за проживание и питание. В ответ они/мы, Гаура Кешава, Шьямакунда, я и все остальные *давали* свое служение гуру и Кришне. Согласен, что та система не была идеальной, она может быть улучшена, но сама идея не является ошибочной. ТАКОВА система, которую использовал Шрила Прабхупада, и такова система, которую использует Сам Шри Кришна. Он ДАЕТ нам всё и просит нас взамен ДАТЬ ему Любовь. На этом принципе основана деятельность в духовном мире, и участвовать в ней мы как раз и учимся. Никто ведь не думает, что на Голоке Вриндаване денежная экономика?

Так что, практикуя сознание Кришны в системе Дайва варнашрамы, чему мы учимся? Использовать деньги, которые раздувают наше чувство "я и моё" или же использовать экономику дарения, основанную на преданном служении? Простите, но мне кажется целесообразным только второй вариант. На самом деле, я считаю, что способность человека заниматься деятельностью в экономике дарения по сравнению с денежной экономикой – это красноречивый показатель его духовного развития! Привязанность к действиям, цель которых – получать и иметь; или же уверенная зависимость от Кришны, делающая нас свободными давать – какой человек больше отстранен от материальной концепции жизни?

Более того, в начале Гиты Шри Кришна говорит нам, что не следует стремиться к результатам своей деятельности, что те, кто хочет наслаждаться плодами своего труда, – скупцы, что деятельность нужно совершать как жертвоприношение Вишну. Где легче следовать этим наставлениям? В денежной экономике, в которой человек постоянно думает, как добыть денег и потратить их, или же в экономике дарения, которая освобождает от беспокойств о поддержании своего тела и позволяет сосредоточиться на том, что человек будет давать в качестве акта преданного служения?

Факты таковы, что все потребности жизни могут быть удовлетворены с помощью экономики дарения и что раньше почти весь мир функционировал на ее основе. Прежде чем западная "культура" распространилась по всему миру, почти все исконные культуры практиковали экономику дарения. В третьей главе своей книги я привел множество примеров, подтверждающих это. Учитывая данный факт, трудно поверить, что в Индии, которая должна была быть центром мировой цивилизации, не использовали экономику дарения, несмотря на тот факт, что деньги упоминаются Ману.

С другой стороны, в моей концепции ВД деньги *однозначно* используются в отношениях с внешним миром, в котором принято их обращение. Как может быть иначе? Однако ВНУТРИ ОБЩИНЫВАЙШНАВОВ вся деятельность совершается как преданное служение, т.е. представляет собой экономику дарения, в точности так, как происходит в храмах Шрилы Прабхупады.

Довольно для одного письма. Надеюсь, это в некоторой степени прояснит то, о чем я писал.

Ваш слуга,
Дханешвара Дас

 

Деньги и культура

 

Предупреждение: объем статьи довольно большой – четыре страницы А4. Читайте в свободное время.


Разумеется, я знал, что придется подробнее объяснять эту тему, потому что всякий раз, когда я озвучиваю идею о том, что деньги разрушают культуру варнашрамы, мне задают одни и те же вопросы.

Прежде всего, процитирую несколько возражений против моего "краткого определения" Варнашрама Дхармы:

"Спасибо, прабху, за великолепное эссе и ответы. У меня есть только один комментарий относительно того, что было сказано о деньгах. Шрила Прабхупада говорил, что хочет, чтобы Майяпура вышел из состава Индии и стал суверенным государством подобно Ватикану, и он хотел, чтобы Майяпура чеканил свою собственную золотую монету, которая называлась бы "Чайтанья". Из Вед мы также узнаём, что Юдхиштхира нуждался в финансировании своих армий, и что люди должны были платить 25%-й налог правительству (которое использовало эти средства для проведения жертвоприношений) и больше никаких других сборов – бас. Не было поимущественных налогов, налогов на добавленную стоимость и т.д. Всё это было сказано Шрилой Прабхупадой".

 

"Вам нужно будет привести убедительные подтверждения своих слов о том, что 2,5 тысяч лет назад денег не существовало, поскольку другие утверждают, что в человеческом обществе деньги существуют 5-10 тысяч лет или больше. Например, была найдена замороженная во льду мумия возрастом 35 тысяч лет с мешком монет, сделанных из костей. По крайней мере, так считается – т.е. если методы датировки по углероду более-менее точны".

 

Друг Шьямакунды написал: "Отсутствие денег? Иначе говоря, варнашрама ограничена бартерной экономикой? Где такое говорит Шрила Прабхупада? Где он хотя бы намекает на это?"

 

Обо всём по порядку…

 

Прежде всего, имейте в виду, что даже экономисты не могут согласовать определение денег, так что я дам свои собственные определения. Краткое объяснение Варнашрама Дхармы, которое я написал, было не тем, что сказал Шрила Прабхупада, а практическим определением, основанном на том факте, что деньги как средство расчетов – относительно новое изобретение в истории человечества. Денег в виде монет, *используемых как средство расчетов*, в древности не было нигде в мире. Их появление датируется приблизительно 3 тысяч лет до н.э. (что примерно соответствует началу Кали юги, и даже тогда это появилось не в Индии). (Это несложно проверить поиском в интернете по фразе "история денег"). Даже после этой даты (а в некоторых частях мира и поныне) в большинстве культур, как правило, существовала экономика дарения, с помощью которой удовлетворялись желания и потребности людей.

 

Здесь возникает вопрос: если в ведические времена не существовало денежной экономики, как было организовано общество? Современное общество организовано на основе денег. Как можно организовать человеческую деятельность без денег? Система была основана на дхарме, и все люди, понимая свою духовную природу и то, что эта жизнь очень коротка, действовали в соответствии со своим положением в варне и ашраме, согласно предписаниям дхарма шастры.

 

То, что позднее стало называться "деньгами", в основном было "сырьевой валютой", такой как определенная масса зерна. Основной мерой веса в греко-говорящем мире была "драхма", или "пригоршня" зерна, которой, как правило, измеряли вес. Этот вид обмена в некоторых местах также упоминается как бартер. Например, в книге "КРШНА", Шрила Прабхупада пишет об этом, объясняя эпизод, когда маленький Кришна обменял у торговки пригоршню зерна на фрукты (глава 11). Шрила Прабхупада называет это бартером, хотя другие считают бартером обмен одной конкретной вещи на другую. Расплата зерном за другие товары была столь распространенной, что слова "тратить", "расход" и "фунт" (из британского денежного лексикона) происходят от латинского слова "expendere" – "взвешивать". Изначально слово "доллар" тоже было единицей измерения. Переход к количественным мерам, которые можно сосчитать (монеты), а не взвесить, занял множество веков.

 

Тем не менее мы действительно встречаем слово "деньги" в самых ранних ведических писаниях, таких как Ману Самхита, Риг веда, Махабхарата и т.д. Есть также упоминания о золотых монетах, которые Баларама поставил на кон в шахматной партии с Рукми, а также ссылки на деньги, приведенные в ответе на мой пост, процитированном выше. Как это объяснить? Например, так: сталкиваясь с подобными концепциями, мы обычно проецируем свою культуру на культуру других людей. Было это "костяными деньгами" или чем-то другим – мумия не сказала. Антропологи предполагают, что это монеты, но это только гипотеза. Означает ли использование слова "деньги" в Ману Самхите, что тогда была денежная экономика? Нет. Переводчик мог просто написать так для словесного удобства, чтобы выразить то, что мы можем понять в наше время. У меня нет санскритского текста, чтобы проверить это место. И хотя монеты стандартной стоимости могли существовать, это далеко не то же самое, что и наличие денежной экономики. Другой момент заключается в том, в каком виде хранится избыток золота. Золото может использоваться в ювелирных целях и в искусстве, но запас золота для удобства мог естественным образом храниться в виде монет. Это никак не свидетельствует в пользу денежной экономики.

 

Самая ранняя разновидность найденных в Индии монет, – то, что сегодня мы называем деньгами, – датируется приблизительно 500 г. до н.э. и имеет греческое происхождение. То есть, она была принесена в Индию Яванами – теми, кто перестал следовать ведической культуре. Извините, моя справочная книга, подтверждающая это, осталась в России, поэтому не могу привести конкретную цитату.

 

Отмечу, что хотя средством расчетов являлась сырьевая валюта и что существовали золотые монеты, тогда не было денежной экономики в том виде, как мы знаем ее сегодня, в отрыве от "товарной экономики". В этом споре я отстаиваю позицию, согласно которой в системе варнашрамы труд не покупался деньгами. Вместо этого соглашение между "трудом" (шудрами) и "руководством" (вайшьями или кшатриями) определялось доктриной общественного договора варнашрамы. Подробнее об этом напишу позднее.


Налоги, взимавшиеся Махараджей Юдхиштхирой, платились в натуральном выражении, а не монетами, и есть более поздние примеры с подробным описанием того, как работал этот механизм, – египетские фараоны оставили подробные записи. Разумеется, золото могло использоваться для определенных экономических операций, но я заостряю внимание на том, что тогда не было денежной экономики, и вот почему ведическая культура смогла просуществовать так долго. Склонность к обману в Кали югу столь велика, что *КАЖДАЯ* *западная* культура без исключения разрушалась из-за девальвирования (обесценивания) их валюты. Причины этого в том, что когда стоимость денег постоянно изменяется, люди вынуждены попросту жить сегодняшним днем. Это неизбежно уничтожает социальную структуру. Дольше всех из западных культур просуществовала Византийская – около тысячи лет. Их валюта позволяла строить планы на будущее, так как ее стоимость сохранялась неизменной. Однако их упадок начался после того, как они стали девальвировать деньги, и через 200 лет их история закончилась.

 

Что касается слов Шрилы Прабхупады о деньгах, он сделал несколько утверждений. Во время утренней прогулки во Вриндаване 14 марта 1974 года он сказал: "Точно так же мы не хотим денег. Но мы используем деньги самыми разными способами. Мы берем их деньги и возводим храм. Мы можем сесть здесь и повторять Харе Кришна. Нам не требуется этот храм. Но эти негодяи копят деньги, чтобы потратить их на вино и женщин. Возьмите их деньги, так или иначе, и постройте храм. И пригласите их: "Приходите и смотрите". Давайте им прасадам. Такова наша политика. Мы не строим большие-пребольшие здания и храмы для своего удобства. Для их удобства. Вот что такое санньяси".

 

Здесь Шрила Прабхупада прямо говорит: "Мы не хотим денег". Это можно истолковать по-разному, но если учесть его утверждения о простом образе жизни, самостоятельном обеспечении собственных нужд и т.д., можно заключить, что он действительно имел в виду, что следует жить, не мучая себя заработком денег. Однако в ближайшем будущем это вряд ли станет реальностью, и некоторое время тот или иной вид денег будет необходим для обеспечения наших потребностей.

 

Теперь по поводу его предложения использовать "Чайтанью" как средство расчетов в виде чистого золота. Надо понимать, что Шрила Прабхупада хотел создать альтернативную культуру, и предложение чеканить свои собственные золотые деньги было очень впечатляющим заявлением. Это было бы здорово. Но, пожалуйста, обратите внимание, что в нашем майяпурском центре и близко нет культуры варнашрамы. (На данный момент в мире существует более тысячи таких частных валют, но ни для одной из них, насколько мне известно, не используется золото).


Подчеркну тот факт, что мы не можем в одночасье просто взять и перестать пользоваться деньгами. Я не предлагаю ничего подобного. Мы должны продолжать использовать деньги до тех пор, пока не будет создана достаточно развитая инфраструктура, которая позволит нам производить основную часть товаров первой необходимости. Я говорю о том, что культура Варнашрамы основана на отношениях, регулируемых дхармой, а не экономикой, и по ряду причин эти отношения разрушаются, когда появляются деньги. Использование денег наносит обществу вред во *многих* отношениях, что подробно объяснено в моей книге "Духовная экономика", и я не буду здесь повторяться. Тем, кого интересует этот вопрос, советую прочитать главы книги 3, 4, 5 и 6. Чтобы почувствовать дух книги, пожалуйста, прочитайте также предисловие и введение. Книга включена в версию Folio 2011 года, которую можно бесплатно скачать в интернете. Также книга доступна на моем сайте dhanesvaradas.com и на Amazon.com. Кроме того, можете почитать мою статью на эту тему, опубликованную на Dandavats.com: https://www.dandavats.com/?p=8875

 

Ваш слуга,

Дханешвара Дас

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: