ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА




СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания для студентов

заочной формы обучения

 

Составители:

С.В. Козловский

В.С. Сорокина

С.Н. Уваров

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

УДК 316(078)

ББК 60.5я73-9

С 69

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2012 г.

 

Рецензент:

А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

С 69 Социология: методические указания / сост.: С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 20 с.

 

В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: темы семинарских занятий, задания для контрольной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.

Адресованы студентам Ижевской ГСХА заочной формы обучения всех направлений.

 

УДК 316(078)

ББК 60.5я73-9

© Козловский С.В., Сорокина В.С.,

Уваров С.Н., составление, 2012

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...……………………………………………………………….. План семинарских занятий ……………………………………………... Варианты контрольных работ ……………………………..………… Требования к выполнению контрольной работы ………………..… Требования к оформлению и сдаче контрольной работы…………. Список рекомендуемой литературы………………………………...….. Интернет-ресурсы по социологии ……..………………..…………… Вопросы к зачету..…………………...................................................... Приложения …………………………………………………………… Приложение А. Проведение социологического исследования.……. Приложение Б. Образец оформления списка литературы ………….. Приложение В. Образец оформления титульного листа контрольной работы………………………………………..…..     ..…4 ..…6 ..…10 …11 .....12 …….13 ....14 ….14 ….15 …15 ….18   ...19  

ВВЕДЕНИЕ

Социология анализирует взаимоотношения людей. Фактические данные группируются, классифицируются на основе приемов математической статистики. На их основе социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов. В результате получается обобщенно-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей.

Изучение социологии должно помочь студентам разобраться в сложных явлениях современной общественной жизни и научить применять полученные знания на практике. Обучение основам социологических знаний призвано сформировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем.

Целью освоения дисциплины «Социология» является формирование у студентов комплексной системы представлений о предмете, структуре и возможностях социологии.

Задачи дисциплины:

- изучить теоретические основы социологической науки;

- показать основные научные социологические направления, подходы и концепции;

- способствовать подготовке широко образованных, ответственных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и профессиональных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;

- освоить навыки применения основных методов социологического исследования;

‑ развить социализацию студентов вуза;

- содействовать пониманию социальной значимости своей будущей профессии;

- развить способность к политическому участию, умение толерантности;

- сформировать гражданскую позицию, уважение и преданность своему государству.

Исходя из поставленных целей и задач, в настоящее издание включены материалы, необходимые студентам заочной формы обучения для успешного изучения социологии. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений социологической науки, отраженных в научных исследованиях и учебных пособиях, представленных в списках рекомендуемой литературы и сайтов.

Во время установочной сессии проводятся только лекции. В межсессионный период студенты должны выполнить контрольную работу и подготовиться к зачету (варианты контрольных работ, рекомендации к их выполнению, оформлению, а также список вопросов к экзамену приводятся отдельно). Если учебным планом предусмотрено проведение семинаров, то необходимо подготовиться и к ним (тематика приводится отдельно). Подготовка к семинарам осуществляется при помощи учебников либо специальной литературы, отдельно указанной для каждой темы.

Во время следующей сессии завершается цикл лекций, проводятся семинары (если их проведение предусмотрено учебным планом) и принимается зачет.

Изучение социологии формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе различных организационных форм; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами;

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- способность проводить маркетинговые исследования на сельскохозяйственных рынках;

- способность на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владение навыками самостоятельной работы;

- способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде;

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; знание основных этапов эволюции управленческой мысли.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Роль социологии труда на производстве. Современные методики социологического исследования трудовых отношений. Мотивация трудовых отношений. Рациональный менеджмент: способы повышения эффективности труда. Проблемы социологии труда в современной России.

План семинара:

1. Трудовые отношения: понятие и исторические формы.

2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений.

3. Социология труда в России: ускоренная индустриализация и работа социологических бюро в 1920-1930 е гг.

4. Тейлор и Файоль: менеджмент труда.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите основные нарушения, которые обычно присутствуют в осуществлении управления коллективом.

2. Какие нововведения вы хотели бы ввести в управление коллективом?

3. Приведите примеры стереотипов трудового поведения и проанализируйте их.

4. Какая мотивация труда является на ваш взгляд наиболее действенной? Аргументируйте ответ.

5. Сравните европейские и азиатские технологии управления, укажите их особенности.

6. В чем особенности мотивации мужчин и женщин, лиц старшего возраста и молодежи?

7. Проведите социометрическое исследование. Объясните полученные результаты.

Основные термины:

Бихевиоризм, забастовка, менеджмент, мотивация, НОТ, пирамида потребностей, семья, социограмма, социометрия, стахановское движение, тейлоризм, труд, эргономика.

 

 

Литература:

1. Бурганова, Л.А. Теория управления Элтона Мэйо: монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.

3. Гастев, А.К. Как надо работать / А.К. Гастев. – М.: Экономика, 1972.

4. Гаррингтон, Э. 12 принципов производительности / Э. Гаррингтон. – М.: Экономика, 1992.

5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2007.

6. Имаи, М. Путь к снижению затрат и повышению качества – М.: Альпина Паблишер, 2010.

7. Имаи, М. Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. – 2007. – № 1.

8. Морено, Я.Л. Социометрия: Эксперим. метод и наука об обществе: пер. с англ. / Боковиков А. – М.: Акад. проект, 2001.

9. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.

10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Консалтинг, 1991.

11. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / А.И. Рофе. – М.: МИК, 2001.

12. Кравченко, А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк / А.И. Кравченко. – М.: Наука, 2001.

13. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: Дело, 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: