СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания для студентов
заочной формы обучения
Составители:
С.В. Козловский
В.С. Сорокина
С.Н. Уваров
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 316(078)
ББК 60.5я73-9
С 69
Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2012 г.
Рецензент:
А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Под общей редакцией С.Н. Уварова
Составители:
С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров –
Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
С 69 | Социология: методические указания / сост.: С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 20 с. |
В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: темы семинарских занятий, задания для контрольной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.
Адресованы студентам Ижевской ГСХА заочной формы обучения всех направлений.
УДК 316(078)
ББК 60.5я73-9
© Козловский С.В., Сорокина В.С.,
Уваров С.Н., составление, 2012
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...……………………………………………………………….. План семинарских занятий ……………………………………………... Варианты контрольных работ ……………………………..………… Требования к выполнению контрольной работы ………………..… Требования к оформлению и сдаче контрольной работы…………. Список рекомендуемой литературы………………………………...….. Интернет-ресурсы по социологии ……..………………..…………… Вопросы к зачету..…………………...................................................... Приложения …………………………………………………………… Приложение А. Проведение социологического исследования.……. Приложение Б. Образец оформления списка литературы ………….. Приложение В. Образец оформления титульного листа контрольной работы………………………………………..….. | ..…4 ..…6 ..…10 …11 .....12 …….13 ....14 ….14 ….15 …15 ….18 ...19 |
ВВЕДЕНИЕ
Социология анализирует взаимоотношения людей. Фактические данные группируются, классифицируются на основе приемов математической статистики. На их основе социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов. В результате получается обобщенно-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей.
Изучение социологии должно помочь студентам разобраться в сложных явлениях современной общественной жизни и научить применять полученные знания на практике. Обучение основам социологических знаний призвано сформировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем.
Целью освоения дисциплины «Социология» является формирование у студентов комплексной системы представлений о предмете, структуре и возможностях социологии.
Задачи дисциплины:
- изучить теоретические основы социологической науки;
- показать основные научные социологические направления, подходы и концепции;
- способствовать подготовке широко образованных, ответственных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и профессиональных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;
- освоить навыки применения основных методов социологического исследования;
‑ развить социализацию студентов вуза;
- содействовать пониманию социальной значимости своей будущей профессии;
- развить способность к политическому участию, умение толерантности;
- сформировать гражданскую позицию, уважение и преданность своему государству.
Исходя из поставленных целей и задач, в настоящее издание включены материалы, необходимые студентам заочной формы обучения для успешного изучения социологии. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений социологической науки, отраженных в научных исследованиях и учебных пособиях, представленных в списках рекомендуемой литературы и сайтов.
Во время установочной сессии проводятся только лекции. В межсессионный период студенты должны выполнить контрольную работу и подготовиться к зачету (варианты контрольных работ, рекомендации к их выполнению, оформлению, а также список вопросов к экзамену приводятся отдельно). Если учебным планом предусмотрено проведение семинаров, то необходимо подготовиться и к ним (тематика приводится отдельно). Подготовка к семинарам осуществляется при помощи учебников либо специальной литературы, отдельно указанной для каждой темы.
Во время следующей сессии завершается цикл лекций, проводятся семинары (если их проведение предусмотрено учебным планом) и принимается зачет.
Изучение социологии формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе различных организационных форм; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами;
- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- способность использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- способность проводить маркетинговые исследования на сельскохозяйственных рынках;
- способность на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владение навыками самостоятельной работы;
- способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде;
- умение проводить аудит человеческих ресурсов и способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; знание основных этапов эволюции управленческой мысли.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Роль социологии труда на производстве. Современные методики социологического исследования трудовых отношений. Мотивация трудовых отношений. Рациональный менеджмент: способы повышения эффективности труда. Проблемы социологии труда в современной России.
План семинара:
1. Трудовые отношения: понятие и исторические формы.
2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений.
3. Социология труда в России: ускоренная индустриализация и работа социологических бюро в 1920-1930 е гг.
4. Тейлор и Файоль: менеджмент труда.
Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:
1. Назовите основные нарушения, которые обычно присутствуют в осуществлении управления коллективом.
2. Какие нововведения вы хотели бы ввести в управление коллективом?
3. Приведите примеры стереотипов трудового поведения и проанализируйте их.
4. Какая мотивация труда является на ваш взгляд наиболее действенной? Аргументируйте ответ.
5. Сравните европейские и азиатские технологии управления, укажите их особенности.
6. В чем особенности мотивации мужчин и женщин, лиц старшего возраста и молодежи?
7. Проведите социометрическое исследование. Объясните полученные результаты.
Основные термины:
Бихевиоризм, забастовка, менеджмент, мотивация, НОТ, пирамида потребностей, семья, социограмма, социометрия, стахановское движение, тейлоризм, труд, эргономика.
Литература:
1. Бурганова, Л.А. Теория управления Элтона Мэйо: монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.
2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – М.: Гардарики, 2008. – 377 с.
3. Гастев, А.К. Как надо работать / А.К. Гастев. – М.: Экономика, 1972.
4. Гаррингтон, Э. 12 принципов производительности / Э. Гаррингтон. – М.: Экономика, 1992.
5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2007.
6. Имаи, М. Путь к снижению затрат и повышению качества – М.: Альпина Паблишер, 2010.
7. Имаи, М. Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. – 2007. – № 1.
8. Морено, Я.Л. Социометрия: Эксперим. метод и наука об обществе: пер. с англ. / Боковиков А. – М.: Акад. проект, 2001.
9. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Консалтинг, 1991.
11. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / А.И. Рофе. – М.: МИК, 2001.
12. Кравченко, А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк / А.И. Кравченко. – М.: Наука, 2001.
13. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: Дело, 1991.