ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




При выполнении 5-го задания студент независим в выборе интересующей его проблемы, самостоятельно составляет анкету, проводит исследование, обрабатывает материал и обобщает, делает выводы и предлагает рекомендации. Социологическое исследование является одним из видов научного творчества. Для подробного знакомства с техникой социологических исследований необходимо прочитать соответствующий раздел любого учебника по социологии. При подготовке и проведении социсследования необходимо соблюдать следующую последовательность действий.

1. Выбор темы. Социология изучает проблемы, существующие в обществе. Поэтому Вам достаточно мысленно проанализировать действительность, задать несколько вопросов самому себе: «Почему это происходит так, а не иначе?» После нескольких «почему?» вы остановитесь на том, что действительно Вас интересует и у Вас есть желание выяснить это «почему?».

Выбор темы возможен в рамках научного направления кафедры «Социология села Удмуртии»:

а) «Социальный облик селянина»;

б) «Повышение эффективности труда социологическими методами»;

в) «Социальные изменения в аграрной сфере Удмуртии»;

г) «Удовлетворенность условиями труда»;

д) «Тема по выбору студента».

Выбранная вами тема должна соответствовать трем основным требованиям:

I. Актуальность. Исследование должно быть интересным для вас.

II. Новизна. Вы должны узнать нечто новое для себя, недопустимо подгонять содержание материала под уже имеющийся ответ.

III. Личный вклад. Целью задания является получение навыков проведения исследования, поэтому заимствования из чужих работ неприемлемы.

2. Знакомство с проблемой. Логичнее всего начать исследование с поиска требующей решения проблемной ситуации. Выбранная проблема требует ее теоретического изучения, поэтому с ней нужно познакомиться и выяснить: когда она появилась? Как себя проявила? Насколько она изучена? Знакомство с темой поможет вам в дальнейшем составить вопросы к анкете или интервью, т.е. выбрать тот(те) метод(ы) проведения социологического исследования, с помощью которого(ых) вы наиболее полно изучите проблему.

Выделив проблему, необходимо выявить ее носителей (объект исследования), то есть, тех людей, которые так или иначе вовлечены в соответствующие социальные отношения, вызвавшие проблему.

Составление программы социологического исследования. Обязательными элементами методической части программы являются: объект, предмет, цель исследования, проблема, гипотеза (несколько гипотез). Целью исследования является решение проблемы. Задачи – это промежуточные цели, этапы на пути к решению. Гипотеза – это ваше личное мнение по отношению к тому, что вызвало появление проблемы. В ходе исследования вы подтверждаете или опровергаете гипотезу и ищете пути решения проблемы. Итогом исследования являются рекомендации для устранения проблемы.

В методической части укажите метод (методы), с помощью которых вы собираетесь изучать тему. Необходимо обосновать, почему именно эти методы наиболее эффективны с вашей точки зрения.

3. Составление анкеты, подготовка к интервью. Прежде, чем составлять анкету, необходимо провести факторный анализ, т.е. выявить все факторы, так или иначе влияющие на проблему. На их основе составляются вопросы, призванные прояснить степень их влияния.

При составлении анкеты вы должны помнить, что в анкете должно быть не более 30-40 вопросов, рассчитанных на 30-40 минут. Вопросы должны быть четкими, недвусмысленными, чтобы «не ставить респондента в тупик». Вопросы не должны настраивать респондента на шутливое восприятие, не должны унижать человеческое достоинство. Их необходимо формулировать в понятных для респондента терминах.

Вопросы должны быть емкими по содержанию и предельно понятными. Вопрос должен содержать не более семи слов. Первый вопрос должен быть нейтральным, трудные вопросы следует расположить в середине. Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установленном факте, а потом уже о его оценке. Каждый последующий вопрос должен логически продолжать предыдущий или дополнять его. Старайтесь использовать различные виды вопросов – вопросы-крючки, ловушки, шкальные, меню, прямые и косвенные и т.д. В закрытых вопросах анкеты должно быть предложено не менее 4-х вариантов ответов, чтобы у респондента был выбор, но не более семи, чтобы респондент не затруднился с ответом. Если вы считаете, что не все варианты предусмотрены, то последним поставьте «Ваш вариант», «Ваше мнение», «Иное», «Другое» и т.д.

Не забывайте, что хотя анкета и должна быть анонимной, но для анализа полученных данных (статистики) важна социальная информация о респонденте (паспортичка), поэтому попросите его указывать пол, возраст, наличие детей, образование и род занятий.

4. Сбор первичной социологической информации. Это организационный этап социологического исследования, на котором Вы с помощью анкеты или интервью собираете эмпирические данные. Вы можете предварительно подготовить место и оповестить респондентов о времени анкетирования (проведения интервью). Возможен и другой вариант, когда Вы работаете с каждым респондентом индивидуально. В этом случае Вы тратите больше своего личного времени. Поэтому первый вариант является более предпочтительным. Проводить сбор информации желательно за максимально короткий период времени, не растягивая этот процесс более чем на сутки, чтобы респонденты не успели обменяться мнениями и не выработали общего ответа на поставленные вопросы.

5. Обработка собранной информации. Аналитический этап исследования целесообразно разделить на две части. Первая часть представляет собой статистические данные, полученные Вами лично. Эта часть исследования является наиболее трудоемкой, т.к. нужно обработать каждую анкету. На это требуется много времени. Чтобы не потерять полученные данные и удобнее их обрабатывать, сделайте матрицу.

В ее левой части перечислите вопросы анкеты. В центральной части выделите место для данных всех анкет. В правой крайней части должны быть графы абсолютных данных (количество всех ответивших на данный пункт вопроса) и удельный вес каждого ответа (т.е. %). 50 респондентов вы принимаете за 100%. Пример:

          Абсолют. данные %
1. Ваш пол              
1. Женский +   +      
2. Мужской   +   +    
2.Ваше образование              
1. Среднее   +        
2. Среднее специальное +     +    
3. Высшее     +      

Матрицу можно сделать вручную или на компьютере. Абсолютные данные (количество ответивших на вопрос) и процент ответивших в дальнейшем будут фигурировать в ваших выводах. Эти важнейшие данные являются основным результатом, который вы стремились получить.

Вторая часть исследования представляет собой собранные вами сведения о проблеме и попытках ее решения в иных ситуациях. Это различного рода статистика из открытых источников. Она нужна для сравнительного анализа полученных вами результатов.

Выводы и рекомендации. Выводы могут быть сделаны по каждому вопросу или по группе однородных вопросов. Они могут сопровождаться графическими данными. Завершать работу должен общий вывод о проблеме, степени ее изученности, подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы или гипотез.

Рекомендациями должно завершаться любое исследование. Поскольку оно направлено на изучение проблемы, то исследователь обязан посоветовать осуществить мероприятия, которые ведут к решению проблемы. Предложенные рекомендации помогут заказчику социологического исследования сразу же приступить к их реализации или они будут ориентиром в повседневной работе по ликвидации проблемы.

6. Оформление результатов социологического исследования. Отчет по результатам социологического исследования оформляется на листах форматом А4 также, как реферат, но с надписью: «Социологическое исследование на тему: «…». В отчете обязательно должны быть программа, анкета, анализ каждого вопроса или общий анализ со ссылкой на отдельные вопросы в качестве примера, выводы и рекомендации. К отчету прикладывается матрица.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: