Список
Вопросов к государственному экзамену
Бакалавриата по направлению 050700.62 «Педагогика»
профессионально-образовательный профиль
«Воспитательная работа »
Блок 1. Педагогика:
1. Историко-культурный обзор развития педагогических теорий и систем в различные периоды развития человеческого общества.
2. Педагогические идеи, оказавшие важное влияние на развитие образования и просвещения. (2-3 персоналии на выбор).
3. Истоки развития гуманистических идей в педагогике.
4. Основные авторские педагогические системы в России в XI-XX вв. (2-3 на выбор).
5. Историко-педагогический анализ развития школы как социального института.
6. Этапы становления и развития Российской воспитательной системы в 18-19 веках.
7. Становление системы высшего образования в России и за рубежом.
8. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX вв. в России.
9. Основные реформы образовательных систем в России и за рубежом в ХХ веке.
10. Общее понятие о педагогическом процессе как педагогической системе. Логика его развития.
11. Категориально - понятийный аппарат педагогики и его использование в современном педагогическом процессе.
12. Общая характеристика законов и закономерностей педагогического процесса.
13. Сущностная характеристика методов педагогического исследования.
14. Сущность и содержание процесса образования и воспитания личности. Личность как педагогическая категория.
15. Общее понятие об образовательной системе России, принципы её организации и структура. Характеристика основных уровней.
16. Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.
17. Сущность, методы и формы оценки результативности процесса обучения. Воспитательная функция отметки и оценки в педагогической теории Ш.А. Амонашвили.
18. Развитие школы как инновационный процесс. Основные идеи личностно-ориентированной педагогики.
19. Сравнительная характеристика современных образовательных технологий.
20. Позиция личности в современном образовательном процессе.
21. Проектирование и правила реализации образовательного процесса.
22. Тенденции развития систем образования в России и за рубежом.
23. Определение и научные основы содержания образования.
24. Выбор средств и методов реализации целостного педагогического процесса.
25. Формы взаимодействия субъектов в образовательном процессе.
26. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
Блок 2. Психология:
1. Объектно-предметная область психологии в исторической ретроспективе.
2. Развитие психики и высших психических функций на разных этапах фило- и онтогенеза.
3. Эмоционально-волевая сфера личности и ее роль в регуляции поведения.
4. Познавательные процессы. Познание и отражение действительности.
5. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
6. Поведение и деятельность. Мотивация активности человека.
7. Категория развития: источники, движущие силы, механизмы развития. Теории психологического развития.
8. Понятие возраста, его основные структурные компоненты. Проблема возрастной периодизации психологического развития.
9. Закономерности психического развития и методы изучения возрастных особенностей.
10. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве.
11. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
12. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
13. Психологические особенности и проблемы подросткового возраста.
14. Психологические основы организации педагогической деятельности.
15. Психология педагогического взаимодействия. Психология воспитания.
16. Психологические основания учебной деятельности и ее мотивы. Психологические концепции обучения.
17. Психология малых групп. Феномен межгруппового взаимодействия.
18. Психология массовидных явлений и группового сознания. Феномен больших социальных групп.
19. Социально-психологическая характеристика личности. Социализация и адаптация.
20. Предмет и задачи психолого-педагогической диагностики.
21. Общая характеристика социально-психологических явлений. Виды социально-психологических явлений.
22. Характеристика и виды социального поведения человека.
23. Особенности психологической культуры в различных формах взаимодействия людей.
24. Психология общения: содержание, цели, средства общения. Взаимодействие в процессе общения.
25. Основные положения теории развития Л.С. Выготского.
26. Понятие педагогического конфликта. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Блок 3. Теория и методика воспитания:
1. Современное многообразие подходов к определению понятия воспитание.
2. Понятие и сущность воспитательной системы. Современные воспитательные системы.
3. Сравнительный анализ современных классификаций методов и форм воспитания.
4. Возможности и условия применения методов формирования сознания.
5. Возможности и условия применения методов формирования поведения.
6. Возможности и условия применения методов стимулирования.
7. Соотношение категорий воспитательная среда и воспитательное пространство.
8. Современные социальные факторы в организации воспитания, институты воспитания, СМИ.
9. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и возможности ее реализации в современной школе.
10. Цели и задачи нравственного воспитания. Основные методы нравственного воспитания.
11. Цели, задачи, формы и средства физического воспитания и воспитания здорового образа жизни.
12. Основные проблемы, тенденции семейного воспитания.
13. Современные подходы к воспитанию в детском коллективе. Детский коллектив и детское сообщество.
14. Идеи и принципы гуманистических систем воспитания на примере концепций Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
15. Идеи и принципы педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили) и педагогической поддержки (О.С. Газман).
16. Педагогический анализ авторской воспитательной концепции В.А. Караковского.
17. Современное представление о воспитательной работе и основных принципах организации воспитательной деятельности в школе.
18. Особенности организации воспитательной работы с младшими школьниками.
19. Особенности организации воспитательной работы с подростками.
20. Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
21. Современные тенденции в организации гражданско-патриотического воспитания.
22. Современные методы исследования воспитательного процесса и его результатов.
23. Характеристика основных моделей организации деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях.
24. Основные направления воспитательной работы с девиантными подростками.
25. Теория и практика воспитательной работы с детьми по месту жительства.
26. Воспитательные возможности учреждений дополнительного образования.