Петрозаводский государственный университет
Физико-технический факультет
Курсовая работа
Дисциплина: Прикладная механика.
Тема: Кинематический анализ механизма.
Работу выполнил
Студент 21210 группы Сумкина Д.В.
Работу принял
Преподаватель Михалёв В.Р.
Петрозаводск 2012
Контрольная работа №1
Кинематическое исследование механизма.
Дано: a=0,42 м; b=0,39 м; О1А=0,2 м; О2D= 0,2 м; АВ=0,71 м; ВС=0,3 см; DЕ=0,57 м.
1. Придерживаясь установленного порядка кинематического исследования механизма, выбираю масштаб μl.
Здесь О1А= 0,2м изображаю это звено на плане положений отрезком =40 мм.
μl=О1А/ =0,2/40=0,005 м/мм
Используя зависимость μl= l/ , определяю длины остальных звеньев механизма на плане положений
Звено | l (м) | (мм) |
a | 0,42 | |
b | 0,39 | |
O1A | 0,2 | |
O2D | 0,2 | |
AB | 0,71 | |
BC | 0,3 | |
DE | 0,57 |
2. В принятом масштабе μl= 0,005 м/мм по известным размерам a, b и c получаю неподвижные точки О1, О2 и направляющие ползунов B и E. Провожу траектории точек A, D и C. Траектория точки A – окружность радиуса O1A, траектории точек D и C – дуги соответствующих радиусов O2C и O2D.
За начальное (нулевое) положение механизма и всех его звеньев принимаю положение, при котором кривошип O1A и шатун AB будут лежать на одной линии. Для этого нужно из точки О1, радиусом равным (О1А+АВ), сделать засечку на направляющей ползуна В, полученную точку В0 соединяю прямой О1В0. На пересечении траектории точки A с О1В0 получаю точку А0. Из точки О2 радиусом О2C делаю засечку. Для определения положения точки D0 из точки О2 делаю засечку радиусом О2D на траектории точки D. Полученную точку D0 соединяю прямыми O2D0 и O2C0, так, чтобы между прями был угол равный 900.
Для нахождения точки E0 продолжаю прямую O2D0 до пересечения с траекторией точки E. Полученную точку E0 соединяю прямой O2E0.
Разделив траекторию точки A на шесть равных частей, аналогичным методом нашла остальные положения всех точек звеньев механизма.
3. Построение плана скоростей покажу для пятого положения.
4.
3.1 Угловая скорость кривошипа ОА: wО1А=6 рад/с, направлена против часовой стрелки
3.2 Скорость точки A кривошипа uА=wО1А*|O1A|=6*0,2=1,2 м/с
3.3 Принимаю масштаб скоростей
μu= νА/νА=1,2/120=0,01 м/мм*с
Здесь νА - отрезок на плане скоростей в мм, изображающий скорость точки А.
Вектор скорости точки A направлен перпендикулярно О1А в сторону wО1А. Из произвольной точки “ P1 ”плана скоростей откладываем этот вектор =P1a=120 мм, перпендикулярный O1A5.
3.4 Точка B принадлежит шатуну АВ, который совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку A скорость точки B можно определить по формуле
- скорость точки B относительно точки A, этот вектор направлен перпендикулярно AB в сторону wАВ.
uBA=wAB*|AB|
wAB – угловая скорость шатуна AB, пока это неизвестная величина, т.е. определить точное значение скорости uBA пока не можем, но вектор направлен перпендикулярно AB. На плане скоростей через точку “ a ”провожу линию, перпендикулярную A5B5.
Так как точка B принадлежит ещё и ползуну, который совершает поступательное движение вдоль горизонтальной направляющей, то скорость точки B должна быть направлена вдоль этой направляющей. На плане скоростей через точку “ Р1 ” провожу горизонтальную прямую (направление скорости точки B), получаю точку пересечения “ b ”, которая определяет два вектора в масштабе скоростей.
=ab=65 мм
=Р1b=120 мм
Определяю действительные величины этих скоростей
uВА= *μu=65*0,01=0,65 м/с
uВ= *μu= 120*0,01=1,2 м/с
Определяю угловую скорость шатуна АВ
wAB=uВA/|AB|=0,65/0,71=0,92 рад/с
3.3 Определяю скорость точки C. Точка C принадлежит шатуну BС. Т.к. точка принадлежит шатуну, то она совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку B можно записать:
B=wCB *|B C|
wCB – угловая скорость шатуна BC. Численное значение мы определить не можем. Но я знаю, что вектор B ┴CB.
C другой стороны точка С принадлежит карамыслу O2C, которое качается вокруг неподвижной
точки О2.
uC=wО2С*|О2С|
wО2С – угловая скорость коромысла О2С, это неизвестная величина, поэтому определить численное значение uC мы не можем. Но вектор uC ┴ О2С.
На плане скоростей из точки “ b ” откладываю вектор длиной 124мм перпендикулярно B5С5 в сторону wAB
Соединяю конец полученного вектора с точкой “ P1 ”, получаю ещё один вектор, который определяет скорость точки C.
B=bc=124 мм
=P1c=16 мм
Определяем действительное значение скорости точки C
uC = * μu=16*0,01=0,16 м/с
uCB= B* μu=124*0,01=1,24 м/с
wCB=uCB/|BС|=1,24/0,3=4,13 рад/с
wО2С=uC/|О2С|=0,16/0,355=0,45 рад/с
3.4 Определяем скорость точки D. Точка D принадлежит коромыслу О2D, который совершает плоскопараллельное движение, но так же мы знаем, что между коромыслами О2С и О2D всегда сохраняется угол в 900, поэтому wО2С=wО2D.
По формуле uD=wО2D*|О2D|=0,45*0,2=0,09 м/с
=P1d=uD / μu=9 мм
На плане скоростей через точку “ P1 ”провожу линию, перпендикулярную O2D.
3.5 Определяю скорость точки E. Точка E принадлежит шатуну ЕD, который совершает плоскопараллельное движение, принимая за полюс точку D можно записать:
= + D
uDE=wDE*|DE|
wDE – угловая скорость шатуна DE. Численное значение этой скорости мы определить не можем, но я знаю, что uDE направлена ┴ DE от D к Е. Так как точка Е принадлежит ещё и ползуну, который совершает поступательное движение вдоль горизонтальной направляющей, то скорость точки Е должна быть направлена вдоль этой направляющей. На плане скоростей через точку “ Р1 ” провожу горизонтальную прямую (направление скорости точки Е), получаю точку пересечения “ е ”, которая определяет два вектора в масштабе скоростей.
Вектор “ P1e ”определяет скорость точки E:
=P1e=8 мм
uDE =ed=3 мм
Определяем действительное значение скорости точки E
uE = * μu=8*0,001=0,3 м/с
uDE =3*0,001=0,03 м/с
4 Построение плана ускорений для пятого положения механизма.
4.1 Определяю ускорение точки А. Эта точка принадлежит кривошипу О1А, который вращается вокруг неподвижной точки О1. Ускорение точки A можно определить по формуле
- нормальное ускорение точки A, определяется по формуле
=w2O1A*|O1A|=36* 0,2=7,2 м/с2
Нормальное ускорение направлено от точки к центру вращения этой точки (в данном случае от точки А5 к точке О1)
- касательное ускорение точки A, определяю по формуле
, т.к. wО1А=const, то и
Таким образом
Назначаю масштаб плана ускорений
- длина отрезка (мм) которым на плане ускорений изображаю ускорение точки A, принимаю
=180мм
μa=0,04 м/с2*мм
Из произвольной точки “ π1 ”откладываю отрезок длиной 180 мм, параллельный О1А5 по направлению от точки А5 к точке О1.
π1a = =180 мм
4.2 Определяю ускорение точки В.
С одной стороны точка B принадлежит шатуну АВ, который совершает плоскопараллельное движение. По теореме сложения ускорений (принимая за полюс точку A) можно записать
- нормальное ускорение точки B относительно точки A
аАn= ωBA2 *|BA|=0,872*0,71=0,54 м/с2
Этот вектор направлен из точки В5 к точке А5
аВАn= аВАn/μа =13,5 мм
На плане ускорений от точки “ a ” откладываю отрезок длиной 13,5 мм параллельный В5А5.
1 a = =13,5 мм
- касательное ускорение точки B относительно точки А.
-угловое ускорение шатуна AB – неизвестная величина, поэтому пока величину найти не можем, но этот вектор направлен перпендикулярно AB в сторону . На плане ускорений через точку “ 1 ” провожу линию перпендикулярную A5B5.
С другой стороны точка B принадлежит ползуну, который совершает поступательное движение вдоль горизонтальной направляющей (траектория точки В – прямая линия, параллельная направляющей), тогда ускорение точки направлено вдоль этой направляющей.
На плане ускорений через точку “ π1 ” провожу линию, параллельную горизонтальной направляющей, получаю точку пересечения “ b ”, которая определяет два вектора в масштабе ускорений
1b=157 мм
=π1b=64 мм
Определяю действительные величины этих ускорений
аВАτ = аВАτ *μа=6,28 м/с2
аВ = аВ *μа = 64*0,04 = 2,56 м/с2
4.3 Определяю ускорение точки C. Эта точка принадлежит коромыслу О2С, который совершает вращательное движение вокруг неподвижной точки О2. По теореме сложения ускорений (принимая за полюс точку А) можно записать аС=аСn+аСτ
Этот вектор направлен из точки C5 к точке О2
аСn – нормальное ускорение точки С, определяю по формуле:
аСn= ωО2C2*|О2С|=0,16 м/с2
аСn = аСn/ μа= 0,19/ 0,025= 7.6 мм
На плане ускорений из точки «π» откладываю отрезок длиной 7,6 мм, параллельный О2С5.
«2π1»= аСn=4 мм
аСτ - касательное ускорение точки C относительно точки О2. Так как я не знаю угловое ускорение коромысла, то проводим линию, перпендикулярную аСn из точки “ 2 ”.
С другой стороны точка С принадлежит шатуну ВС, который совершает плоскопараллельное движение. По теореме сложения ускорений и принимая за полюс точку В (ее ускорение известно) получаем:
ас=ав+асвn+асвτ
асвn=ωсв2*|СВ|= 1,24 м/с2
Этот вектор направлен от точки С5 к точке В5
аВCn= аВCn/μа=31мм=b3
аВCτ= εВC*|ВC|.
Угловое ускорение шатуна ВС мне не известно, но я знаю, что вектор аВCτ направлен перпендикулярно вектору аВCn. На плане ускорений провожу перпендикуляр из точки “ 3 ”.
Точка пересечения аВCτ и аСτ – это точка С, проводим линию π1с. Это и будет ускорение точки С.
ас= π1с=32 мм
ас =аС *μа = 32*0,04 = 1,28 м/с2
2с= аСτ=31мм
аСτ=1,24 м/с2 εО2C=1,24/0,355=3,5 рад/с2
3с= аВCτ=45,5мм
аВCτ=1,82мм εВC=6,07 рад/с2
4.3 Определяю ускорение точки D.
Точка D принадлежит коромыслу О2D, которое совершает вращательное движение вокруг неподвижной точки О2. По теореме сложения ускорений
аD=+аDn+аDτ
аDn – нормальное ускорение точки D
Нормальное ускорение направлено от точки к центру вращения этой точки (в данном случае от точки D2 к точке О2)
аD= ωО2D2*|O2D|= 0,09 м/с2
= аDn/ μа =0,09/0,04=2,25мм
На плане ускорений от точки “ π1 ” откладываю отрезок длиной 2,25 мм, параллельный О2D.
4π1= =2,25мм
- касательное ускорение точки D, определяю по формуле аDCτ= εО2D*|O2D|
εО2D= εО2C
аDCτ=3,5*0,2=0,7 м/с2
аDτ=17,5 мм=4d
Соединяем точку d с точкой π1. Это и есть ускорение точки D.
π1d=аD=18мм
аD=0,72 м/с2
Определяю ускорение точки E. Точка E принадлежит шатуну ED, который совершает плоскопараллельное движение. Принимая за полюс точку D(ее ускорение известно), ускорение точки E можно определить по формуле аE=аD+аEDn+аEDτ
аE= ωED2*|ED|=0,0285 м/с2
аEDn= аEDn/μа=0,0285/0,004= 0,7 мм
Этот вектор направлен от точки E5 к точке D5
аEDτ- касательное ускорение шатуна E относительно точки D.
аEDτ= εEC*|ED|
εED — угловое ускорение шатуна ED, пока не является известным, поэтому найти величину аEDτ пока не можем, но этот вектор направлен перпендикулярно E5D5. С другой стороны точка Е принадлежит ползуну, который совершает поступательное движение вдоль горизонтальной направляющей (траектория точки Е – прямая линия, параллельная направляющей), тогда ускорение точки направлено вдоль этой направляющей.
На плане ускорений через точку “ π1 ” провожу линию, параллельную горизонтальной направляющей, получаю точку пересечения “ е ”, которая определяет два вектора в масштабе ускорений
аEDτ = «5е» = 4 мм
аE = «π1е» = 15 мм
действительные значения ускорений:
аEDτ=4*0,04=0,16м/с2
аE=15*0,04=0,6м/с2
На этом кинематический анализ механизма для второго положения закончен. Мы при помощи графоаналитического метода определили скорости всех точек механизма, угловые скорости всех его звеньев, ускорения всех точек механизма и угловые ускорения всех его звеньев.
Контрольная работа №2.
Рассчитать основные параметры цилиндрической зубчатой передачи и построить геометрическую картину эвольвентного зацепления двух зубчатых колёс по исходным данным, приведённым в таблице.
Принять, что зубчатые колеса нарезаны без смещения режущего инструмента, угол зацепления равен 20⁰
Дано:
Число зубьев шестерни z1=18
Число зубьев колеса z2=21
Модуль зацепления m=14 мм
Решение.
1.Определяю основные размеры передачи:
Межосевое расстояние: aw=m(z1+z2)/2=14*(18+21)/2=273 мм
Делительные диаметры шестерни колеса: d1=mz1= 14*18= 252 мм
d2=mz2= 14*21= 294 мм
Диаметры выступов шестерни колеса: da1=m(z1+2)=14*(18+2)=280 мм
da2=m(z2+2)=14*(21+2)=322 мм
Диаметры впадин шестерни колеса: df1=m(z1-2,5)=14*(18-2,5)=217 мм
df2=m(z2-2,5)=14*(21-2,5)=259 мм
Шаг зацепления: p= πm= 3,14*14= 43,96 мм
2.На формате А4 в масштабе 1:1 или μl= =1м/1000мм=0,001м/мм намечаю линию центров О1О2, О1О2=273 мм.
Из центра О2 провожу три окружности, диаметры которых d2, da2, df2. Получаю будущую точку зацепления П - точка пересечения окружности диаметром d2 и линии центров О1О2.
Из точки П по дуге делительной окружности (диаметр её d2) выполняю вправо три засечки циркулем размером р/2, а влево от точки П- две засечки размером р/2. Первый размер р/2 правее точки П делю на две равные части и через эту середину провожу будущую осевую первого зуба колеса.
Аналогично поступаю с третьим размером р/2 (правее точки П) и провожу осевую второго зуба колеса.
Второй размер р/2 левее точки П также делю пополам и провожу осевую третьего зуба колеса.
3. Эвольвенту окружности заменяю дугой окружности, радиус которой R определяю следующим образом: ножку зуба колеса делю на две равные части и через эту середину из центра О2 провожу вспомогательную окружность радиусом «r» - получаю точку О3. Размер О1П и есть искомый радиус R. Этим радиусом на трёх дугах окружностей d2, da2, df2 профили трёх зубьев колеса. Скругления на ножках зубьев выполняю произвольным радиусом, но не более 5 мм.
4. Из центра О1 провожу три окружности, диаметры которых d1,da1,df1.
По дуге делительной окружности (диаметр её d1) выполняю вправо от точки П две засечки размером р/2, а влево от точки П- одну засечку размером р/2. Второй размер р/2 справа от точки П и левый размер р/2 делю пополам и из центра О1 провожу осевые будущих зубьев шестерни. Профили зубьев очерчиваю аналогично профилям зубьев колеса, проведя через середину ножки зуба шестерни вспомогательную окружность радиуса «r».