X. Методические рекомендации по изучению « Истории»




Жизнь общества невозможна без знания своей истории. Именно историческая наука дает конкретные представления о живой связи времен, позволяет оценить значение настоящего и будущего. О важности изучения истории говорили многие известные мыслители. В Х в. один из крупнейших византийских историков Лев Диакон подчеркивал, что «если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу жизни, то, во всяком случае, не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история»[1].

Известный российский историк Н.М. Карамзин отмечал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»[2].

История России обладает богатейшим арсеналом источников. Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Эти источники дошли до нашего времени в виде памятников материальной культуры, письменности, народных традиций, обычаев, языка.

По своему характеру исторические источники делятся на следующие основные группы: письменные, вещественные, этнографические, устные (фольклор), лингвистические, аудиовизуальные.

К письменным источникам относятся: летописи, законодательные акты и материалы делопроизводства государственных учреждений, литературные и публицистические произведения, документы политических партий и организаций, статистические источники, периодическая печать, мемуарная литература, дневники, частная переписка.

Следует учитывать, что письменные источники охватывают сравнительно небольшой период истории человеческого общества. Письменные источники Древней Руси сохранились только с XI в. Поэтому для более ранних исторических периодов возрастает роль других типов источников. Важное значение в данном случае приобретают вещественные источники, которые изучаются археологией – отраслью исторической науки. Изучение орудий труда, предметов материального производства (одежды, утвари, общественных и частных построек), произведений изобразительного искусства позволяет, в определенной степени, воссоздать далекое историческое прошлое. Этнографический материал (быт, нравы, обычаи, традиции), данные языка, изучаемые лингвистикой, былины, сказания, пословицы, песни и другие произведения устного творчества, исследуемые фольклористикой, расширяют наши исторические знания, дополняют и уточняют материалы письменных и других источников.

Особая группа источников аудиовизуальные (фотодокументы, фонодокументы, кино- и видеоматериалы). Эти источники появились сравнительно недавно, и значение их для изучения отечественной истории непрерывно возрастает.

Деление исторических источников на указанные группы в определенной степени условно. Так, например, памятники письменности одновременно являются памятниками материальной культуры. Многие этнографические источники в то же время являются памятниками археологическими, вещественными. Некоторые письменные памятники вначале возникали как устные произведения (например, былины, сказания, легенды и т.д.). Эта взаимосвязь исторических источников и объясняет условность групп.

Письменные источники следует отличать от исторических исследований, т. е. произведений, написанных на основе источников. Впрочем, и это деление, в известной мере, условно. Так, в свое время книга В.Н. Татищева «История Российская» появилась как исследование, основанное на целом ряде источников. Некоторые из этих источников до нашего времени не дошли, были утрачены. Поэтому «История Российская» в отдельных своих частях в наше время выполняет функции источника, так как сохранила тот или иной исторический факт.

Следует учитывать и то, что любое историческое исследование уже в момент своего появления становится свидетельством уровня развития исторических знаний своего времени. Оно становится объектом последующего историографического изучения и, в конечном счете, источником.

Главным методом изучения отечественной истории является самостоятельная работа студентов. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти», – подчеркивал Л.Н. Толстой. В современных условиях роль самостоятельной работы все более возрастает. Это – ведущая тенденция образования. Цель преподавателей – помочь будущим специалистам овладеть навыками самостоятельной работы, научить их работать качественно, развить у студентов интерес к творческому поиску, стремление к постоянному обогащению и обновлению приобретенных знаний, сформировать у них знания-умения, позволяющие им самостоятельно решать профессиональные проблемы.

Изучение истории России складывается из прослушивания курса лекций, самостоятельной работы над источниками и рекомендуемой литературой, участия в семинарских занятиях, посещения групповых и индивидуальных консультаций, написания контрольных работ. Каждая их этих работ выполняет определенную функцию.

Лекционный курс. Лекции занимают важное место в изучении российской истории. В учебных лекциях дается последовательное научное изложение курса с учетом новейших данных науки, освещаются наиболее важные теоретические проблемы и главные события, факты. Лекции помогают студентам в самостоятельной работе над первоисточниками и литературой, в подготовке к семинарским занятиям, экзаменам.

Лекции необходимо внимательно слушать и записывать. Такое сочетание усиливает степень восприятия лекционного материала. Целесообразно в порядке подготовки к лекции, уточнить по программе её тему и ознакомиться с содержанием, используя соответствующую литературу. Это будет способствовать более глубокому усвоению нового материала, поможет в составлении конспекта.

Ведение записей по ходу лекций представляет наибольшую сложность для студентов первого курса. Не имея навыков конспектирования, часть студентов стремиться записать лекцию дословно, что практически невозможно. Надо записывать самое важное и существенное. Как это делать?

Прежде чем начинать записывать, следует уяснить мысль лектора, а затем излагать ее в виде основных положений, выводов, аргументов, доказательств. Необходимо внимательно следить за особенностями изложения материала лектором. Для выделения наиболее важных положений преподаватель использует особые приемы: интонацию, темп речи, повторения, обращения к аудитории со словами: «заметьте», «обратите внимание», «подчеркните».

В тех случаях, когда лектор цитирует исторический источник, лучше всего цитату записывать полностью или, по крайней мере, ее начало с обязательной ссылкой на документ, с тем, чтобы дописать ее дома. Следует помнить, что преподаватель, как правило, использует те цитаты, которые в наиболее концентрированном виде разъясняют суть центральных положений темы.

Надо учиться писать быстро, используя как общепринятые сокращения слов, фраз, так и условные обозначения, понятые записывающему. Отдельные положения лекции при конспектировании следует разделять интервалами, а наиболее важные места выделять подчеркиванием.

Записи лекции вести лучше в тетради, нумеруя страницы и оставляя поля. Конспект лекции требует домашней доработки. Лучше всего сделать это в тот же день. Возможно, будет необходимо дописывать цитаты, уточнить понятия, с которыми пришлось встретиться впервые, подчеркнуть наиболее важные положения, записать на полях дополнительные факты, свои мысли и т.д. Полный и толковый конспект лекции – надежная основа при подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам.

Семинар – это практическое занятие под руководством преподавателя, цель которого уточнить, углубить и обобщить знания, полученные студентами на лекциях в процессе самостоятельной работы.

На семинарские занятия выносятся наиболее важные и сложные проблемы курса. К каждому занятию предлагаются тема, вопросы и определенный список источников и литературы, которые следует изучить. К началу семинара студент должен иметь достаточно ясное представление обо всех вопросах и быть готовым ответить по любому из них. Целесообразно иметь план выступления по каждому вопросу и конспект. Основной момент работы на семинаре – выступление. Оно может быть в форме доклада, освещающего отдельный вопрос темы, а также в форме уточнения или дополнения по рассматриваемым на занятии проблемам. Выступление на семинаре по основному вопросу должно быть рассчитано на 7–10 минут. Следует стремиться свободно и ясно излагать свои мысли, руководствуясь планом или кратким конспектом выступления. Желательно, чтобы конспект выступал в роли справочного пособия, помогающего прокомментировать ту или иную мысль, подтвердить вывод цитатой или цифрами из источника. На занятии необходимо внимательно следить за выступлениями товарищей, отмечать неясные вопросы и выносить их на обсуждение группы. Слушая разъяснения преподавателя, необходимо делать дополнительные записи в тетради. В ходе творческой беседы на семинаре идет процесс активного усвоения материала, во многом облегчающий в дальнейшем подготовку к экзаменам.

Семинар – коллективная форма подведения итогов самостоятельной работы. Успех семинарских занятий зависит от подготовленности и активности всей группы: чем лучше подготовлены студенты, чем активнее они выступают, тем оживленнее проходит семинар, тем большую пользу приносит он всем участникам в освоении учебного материала.

Умение работать с книгой – основное звено в самостоятельном изучении студентами истории. Отмечая исключительно важную роль книги в получении и накоплении знаний, А.И. Герцен писал: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, и в нее кристаллизовались все учения, потрясающие умы, и все страсти, потрясающие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего».

Чтение всякой серьезной, а особенно научной книги, требует опыта и особого рода трудовых навыков, которые постепенно могут быть доведены до совершенства.

Как лучше организовать свою работу? Вот некоторые советы, проверенные на опыте многих поколений студентов, аспирантов, преподавателей.

Первый этап работы – предварительное общее знакомство со всеми «автобиографическими» данными книги: точное и полное название, эпиграф; из каких глав, разделов и частей она состоит; когда написана и издана. При этом целесообразно подумать, почему автор дал такое название книге, и в ходе ее изучения установить, откуда оно происходит. Как известно, название книги обычно является концентрированным выражением ее содержания.

Если в книге имеется предисловие или введение, то его необходимо прочитать, так как в нем обычно дается краткая характеристика проблематики работы и цели ее написания, указывается историческая обстановка. Это поможет понять содержание книги и суть рассматриваемых в ней вопросов. Важно также прочитать заключение и послесловие, в которых автор дает обобщающие выводы, вытекающие из содержания его произведений.

Второй этап работы – вдумчивое, внимательное чтение книги и осмысление прочитанного. Чтение это должно носить активный характер. Читать следует не торопясь, обдумывая содержание, добиваясь его глубокого понимания. Иногда стоит перечитать текст дважды. По ходу чтения полезно делать заметки в наиболее важных местах, отмечать то, что плохо понятно. В процессе чтения очень важно пользоваться научно-справочным аппаратом: примечаниями, приложениями, предметными и именными указателями.

При изучении учебной и научной исторической литературы может встретиться много незнакомых слов и непонятных терминов, значение и смысл которых трудно уяснить из самого текста. В таких случаях немалую помощь окажут справочные издания: энциклопедии, словари (политический, философский, иностранных слов и др.). Так, если не знать значения таких терминов, как «закуп», «рядович», «вервь», то трудно будет разобраться в социальной структуре Древнерусского государства. Таким образом, знание исторической терминологии является необходимым условием глубокого и прочного усвоения курса отечественной истории. В связи с этим целесообразно каждому студенту-заочнику завести свой «исторический словарь» и записывать в нем все непонятные термины с краткими разъяснениями к ним. Такой словарь пригодится и при изучении других гуманитарных дисциплин, а также при подготовке к экзамену по истории России.

Третий этап работы – умение записать прочитанное. Ведение записей необходимо для глубокого изучения содержания книги. Они организуют и дисциплинируют, помогают восстановить в памяти прочитанное, во многом облегчают подготовку к семинарским занятиям и экзаменам.

Умение вести запись – это искусство, и необходимо настойчиво им овладевать. Это дается только практикой, терпеливой творческой работой. Прежде чем начать вести запись, нужно внимательно прочесть изучаемый материал, продумать, разобраться в нем. Это позволит избежать повторений, более сжато и содержательно выразить мысли. Иногда студенты, не успев прочитать страницы, сразу начинают записывать. Такое механическое переписывание пользы не принесет и является излишней тратой времени.

Можно использовать разные формы записей: план, тезисы, конспект. План может быть кратким или развернутым. Записи в форме плана следует использовать в основном для тех изданий, которые просты по структуре, невелики по объему, не представляют сложности в усвоении, изучались ранее. Тезисы предполагают изложение в сжатой форме основных положений прочитанного.

На наш взгляд, наиболее приемлемой для студентов формой записи является конспект, т. е. краткое изложение содержания книги. При составлении конспектов возможен шаблон, единый, пригодный для всех метод ведения записей. Необходимы различные типы записей, так как сами документы различны по содержанию и объему, сложности, стилю, структуре. Можно отметить лишь некоторые общие приемы. Основным принципом работы над конспектом должно быть: максимум нужного и ничего лишнего. Студент должен стремиться к тому, чтобы записи были краткими и конкретными. Конспект теряет силу и смысл, если он слишком велик по объему. Записывать следует только главные положения прочитанного и, что особенно важно, их аргументацию. Содержание документа необходимо излагать своими словами, не допуская искажения смысла. Важнейшие выводы и определения рекомендуется включать в конспект полностью, т. е. цитировать.

Немаловажное значение имеет оформление записей. Для конспектов желательно иметь отдельную тетрадь, на титульном листе которой пишутся фамилия студента, специальность, номер его зачетной книжки.

Листы в тетради надо пронумеровать и оставить место для оглавления. За годы учебы в вузе наберется много записей, и по оглавлению можно будет быстро найти нужный конспект. Конспект должен быть составлен в удобной и наглядной форме, позволяющей легко ориентироваться в записях, видеть наиболее важные положения. В начале конспекта следует указать название книги, авторство, место и время ее издания, а также выходные данные. Целесообразно писать название глав, разделов, параграфов. Отдельные положения в конспекте следует начинать с красной строки, выделять последовательно цифрами (1, 2, 3, …), буквами (а, б, в) или подчеркивать. Цитаты надо обязательно заключать в кавычки и давать сноску на страницы. В тетради рекомендуется иметь широкие поля: помимо формулировки вопроса, на них можно разместить план ответа, дополнительный материал, собственные мысли, замечания, вопросы и т.д.

Предложенная методика самостоятельной работы с книгой применяется в ходе изучения письменных первоисточников.

В ходе самостоятельной работы по изучению истории нужно пользоваться историческими атласами, уметь ориентироваться по карте. Это способствует лучшему осмыслению и запоминанию событий и фактов.

Консультации проводятся с целью расширения знаний и научного кругозора студентов, углубления у них навыков самостоятельной работы. На консультациях преподаватель разъясняет студентам недостаточно усвоенные вопросы, наиболее сложные проблемы курса, знакомит с основными методическими приемами учебы, объясняет, как надо работать с источниками и литературой, составлять различные виды записей, информирует о новинках научной и учебной исторической литературы и т. д. В часы консультаций студенты могут побеседовать с преподавателем по всем интересующим их проблемам истории.

Заключительным этапом изучения всего курса «Истории России» главной формой контроля успеваемости является экзамен. Он призван определить, насколько глубокие и прочные знания приобрел студент в процессе самостоятельной работы с учебной литературой.

Экзамен проводится в строгом соответствии с учебной программой и на основании билетов, утвержденных кафедрой.

Готовиться к экзамену рекомендуется по программе курса «История России», используя учебники, литературу и рекомендации, предложенные в данной методической разработке.

К экзамену по истории допускаются студенты-заочники, успешно выполнившие контрольные работы. При явке на экзамен студент должен иметь при себе зачетную книжку, а также зачтенную контрольную работу.

Экзамен проводится в устной форме по билетам, которые содержат по два вопроса из разных разделов курса. На экзамене студент имеет право пользоваться программой курса. Для обдумывания ответа дается не менее 30 минут. Рекомендуется, получив билет, прежде всего, ознакомиться со всеми его вопросами. В случае неясности смысла того или иного вопроса следует незамедлительно обратиться к экзаменатору за разъяснением.

В ходе подготовки лучше всего составить развернутый план ответа каждого вопроса; записать основные даты и цифры, что помогает мобилизовать свои знания и последовательно изложить их. Некоторые студенты на экзамене по истории стараются писать подробный ответ на каждый вопрос – просто прочитать его перед экзаменатором. Этого не следует делать, так как на письменное изложение уйдет слишком много времени и можно не успеть подготовить ответ на второй вопрос билета. Лучше своими словами по составленному плану изложить суть вопроса.

По мере необходимости преподаватель может задать дополнительные вопросы в пределах программы данного курса. Только после определения глубины знаний студенту выставляется экзаменационная оценка по пятибалльной системе. Положительные оценки заносятся преподавателем в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационную ведомость, неявка на экзамен отмечается в ведомости словом «не явился». Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан пересдать экзамен.

Каждый, решивший получить высшее образование без отрыва от производства, должен знать, что объем требований по курсу «История России» одинаков на дневном и заочном обучении, и, хотя условия учебы имеют существенные различия, никаких скидок в учебном процессе студентам-заочникам не делается. Получая высшее образование, они совмещают учебу в вузе с работой, преодолевая все возможные трудности на этом благородном пути.


Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

I. Учебный план дисциплины……………………………………………………….3

II. Основные сведения о дисциплине………………………………………………4

III. Рекомендуемая литература………………………………….............................6

IV. Электронные средства информации………………………………………...…6

V. Электронный адрес кафедры для консультаций……………………………….7

VI. Учебная программа дисциплины………………………………………..……..7

VII. Словарь исторических терминов и понятий……………………...................19

VIII. Справочная хронологическая таблица……………………….......................39

IX. Семинарские занятия, их тематика и объем в часах…………………………48

X. Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….49

 


[1] Диакон Лев. История. – М., 1988. с.7

[2] Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1988. Кн.1 с.х.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: