Политико-правовая сфера жизнедеятельности общества.




Материалы к модуля 6

«Социальная философия»

 

Основная литература:

Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч.-М., 1989.

Лойко Л.Е. Философия: учеб. пособие / Л.Е. Лойко. - Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2004.

Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. - Москва: «Прогресс», 1991.

Философия: учебник для вузов / под ред. Ю.А. Харина. - Минск: ТетраСистемс, 2010.

Философия: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / В.С.Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевича. - Минск: РИВШ, 2006.

Философия: курс интенсив. подгот. / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2010.

История философии: учеб. пособие / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович; под общ. ред. С.П. Кулика. - Минск: Высшая школа, 2007.

Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. - Минск: Выш.шк., 2008.

Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыкова. - 3-е изд., испр. и доп. -Минск Высшая школа, 2010.

Философия: учебное пособие / Козел А.А., Лойко Л.Е. [и др.] - Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2006.

Дополнительная литература:

Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. - М., 1987.

Берков, В.Ф. Логика научного познания / В.Ф. Берков. - Минск, 2000.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 1981.

Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М., 1983.

Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. - М., 1999.

Степин, В.С. Методы научного познания / В.С. Степин, К.Н. Елсуков. - Минск, 1974.

Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин - М., 1992.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. - М., 1986.

Философия и методология науки. - М., 1996.

Философия науки. Вып. 1. Проблемы рациональности. - М., 1995.

Холтон, Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. - М., 1981.

Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М., 1978.

Школы в науке. - М., 1977.

 

Учебные вопросы:

Общество и его история в контексте философского осмысления.

Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества.

Политико-правовая сфера жизнедеятельности общества.

ВОПРОС 1.ОБЩЕСТВО И ЕГО ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Общество как предмет философского анализа. Общество является одной из важнейших сфер реальности, исследуемых философией. Проблемное поле социальной философии формировалось постепенно. Длительное время социальная природа человека констатировалась как имеющая место, но комплексно не исследовалась. Этому есть причины. Во-первых, само социальное бытие человека должно было достигнуть определенной сложности и разнообразия, а во-вторых, в структуре философского знания существовали иные приоритеты. Так, например, философия Древней Греции основывалась на трактовке человека как элемента тотального целого – космоса. Поэтому приоритетными были исследования мира космической реальности, определение основных параметров его развития и постижения. К социальной проблематике философы обращались спорадически, в контексте интерпретации конкретных задач общественного развития.

Наибольшего внимания в этом плане заслуживают идеи Платона и Аристотеля. Платона иногда называют первым и самым влиятельным социальным философом. Он успешно анализировал общественную жизнь, законы ее развития, условия сохранения ее стабильности. Ему принадлежит точное описание ранних греческих племенных и коллективных сообществ, реконструкция истории и экономики полисов. Особое место в творчестве обоих этих философов занимает проблема происхождения политической власти и государства. В целом в античной философии социальная жизнь рассматривалась в ракурсе решения этических и политических задач.

В Средние века предмет философии в значительной степени определялся христианством, поэтому наивысшие достижения философской рефлексии связаны с исследованием духовной реальности, внутреннего мира человека. Происхождение общества и государства объяснялось концепциями креационизма (от лат. – творение) и провиденциализма (от лат. – провидение), которые аргументировали соответствующую идеологическую установку о божественном происхождении общественных институтов. Важным шагом в развитии социальной философии этого периода стало творчество Августина Блаженного, высказавшего идею об историчности общественного бытия.

Начиная с эпохи Возрождения, когда доминирующим фактором мировоззрения становится научная рациональность, философия акцентирует внимание на гносеологических и методологических проблемах – на повышении эффективности теоретико-познавательной деятельности. На этой основе были предприняты попытки научного описания социального бытия, что проявилось в трудах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Круг их интересов составляли проблемы политико-правовой сферы жизнедеятельности общества.

Принципиально новое отношение к социальному бытию формируется в философии Просвещения, когда ее предметом становится социальная реальность в единстве и многообразии элементов и подсистем. В тот период была сформулирована проблема социальной динамики, концептуально оформлена идея социального прогресса. Данные новации нашли отражение в трудах Вольтера, Гердера, Гегеля. Представления о системно-структурной организации общества реализовались в теориях естественного права и общественного договора, которые объясняли сущность и функции государства, политической власти, взаимоотношения властных институтов и гражданского общества

Высокая динамика социально-политических, экономических и культурных процессов в Европе ХVIII–ХIХ вв. детерминировала дисциплинарное оформление экономической теории, социологии, статистики. У истоков социологии стояли О. Конт, Ш. Кетле, Д. С. Милль, Г. Спенсер. В развитии этой науки принимали участие Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Предметами социологии стали социальная реальность с точки зрения ее структуры и функций, способы организации и цели социальных групп, типы и характеры взаимодействия между элементами социальной системы.

Новым этапом в развитии социальной философии стал марксизм с его концепцией социального действия, в рамках которой формулируются объективные законы бытия социальной реальности. Философы-марксисты синтезировали уже наработанные концептуально-методологические принципы анализа общества и обосновали системный подход в объяснении социального бытия. Но в начале XX в. обнаружилось несоответствие марксистских теоретических установок изменившимся социокультурным условиям. Эта ситуация была проанализирована Д. Лукачем, К. Поппером, представителями социо-гуманитарных наук. В результате методологических дискуссий на первый план вышла задача конституирования социальной реальности с учетом исторических, культурных, гуманитарных факторов ее функционирования.

Таким образом, на протяжении длительного периода социальная философия, с одной стороны, вырабатывала идеалы общественного поведения человека в аспекте моральных предписаний, долга, ответственности, правовых регулятивов; а с другой, – формировала принципы и методы абстрактно-научного подхода к общественному бытию, категориально понятийный аппарат социально-философской мысли.

Современная социальная философия применяет выработанные подходы к решению актуальных проблем:

1. Динамики общества, его генезиса и эволюции, что выражается в постановке следующих вопросов:

· когда возникло и какие этапы в своем развитии прошло человеческое общество (проблема антропосоциогенеза)?

· Что является источником и движущей силой развития общества во времени?

· Что является причиной специфических отличий одного общества от другого, их социокультурного своеобразия?

· Что объединяет различные общества в одно человеческое общество, в единую цивилизацию?

2. Системной реконструкции общества, что дифференцируется в следующих вопросах:

· из каких элементов и подсистем состоит общество, какова его структура в условно-статическом состоянии?

· Какие функции выполняет общество в целом и его подсистемы в отдельности, какие их элементы вступают во взаимодействие при выполнении той или иной функции?

· Как возникают, развиваются, видоизменяются и выстраиваются в уникальные иерархические ансамбли отдельные элементы и подсистемы общества?

3. Разработки методологии социального познания, что включает в себя задачи:

· определения специфики методов социальных и гуманитарных наук и их отличия от методов точных и естественных наук;

· развития понятийного аппарата социальной философии, анализ содержательного объема таких понятий, как общество, культура, цивилизация, социальная реальность, социальное бытие, социальная система, социальное время, социальная группа, социальная функция;

· утверждения критериев и принципов социального познания, позволяющих преодолеть субъективные, идеологические и другие вненаучные установки в нем;

· обеспечения эффективных форм взаимодействия социальной философии и конкретных социо-гуманитарных наук в условиях нарастания методологической компоненты в них.

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

1. Социальная философия осуществляет системный анализ общества в единстве структурного, функционального и темпорального (исторического) аспектов его бытия.

2. Исследует общество и его структуры не в чистом виде, а через призму философской антропологии, с точки зрения ценностно-мировоззренческих установок личности и социальных групп.

3. Реализует методологическую функцию по отношению к конкретным наукам – истории, социологии, культурологии, политологии, экономической теории, тесно взаимодействуя с ними.

 

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ

Поскольку наука исследует объекты, порой, не встречающиеся в обыденном опыте, она не может не создавать свой специфический язык – научную терминологию, не может не использовать специальные методы познания, специфические способы обоснования истинности знания и его аргументации.

 

 

ВОПРОС 2. МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

 

Материально-производственная сфера. Ее основу составляет материальное производство – процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать, развиваться и воспроизводить человека и мир культуры. Следовательно, источником материального производства являются потребности человека и общества, а его основой – труд.

Потребности зависят от условий существования общества и выступают побудительной силой для направления жизненной активности, они выражают субъективный запрос к объективной реальности. Реализация потребностей связана с осознанием интересов и мотивов, формулированием целей и задач, выбором средств и методов трудовой деятельности.

Труд может быть определен трояко:

· как затрата физических сил – напряжение мускулов, свойственное и животному. В отличие от животного, человек создает технику и уменьшает затраты труда, но усиливает при этом его интенсивность и умственное напряжение;

· как планомерная деятельность – это деятельность с определенными намерениями и определенной целью, выбором средств для удовлетворения потребностей. Этот труд уже существенно отличает человека от животно­го. Животное удовлетворяет свои потребности непосредственно в мире природы. Человек тоже находит материал в природе, но использует его не готовым, а опосредованным, переработанным. Это опосредование происходит через труд. Результатом труда является продукт, произведенный на основе знаний общих правил труда;

· труд как основной аспект человеческого бытия – это существенное свойство человека состоит в том, что он преобразует мир природы в свой мир – мир культуры[1].

Человек трудится совместно с другими людьми, отсюда возникает необходимость в разделении труда и его организации. Разделение труда формирует умения, навыки и средства, специфические для каждого производственного процесса или отдельной операции. Организация труда осуществляется отчасти стихийно, отчасти по плану. Соотношение этих форм организации – рыночной и плановой – определяет характер общества. Разделение и организация труда влияют на его производительность – количество и качество продукции, созданной за единицу времени.

Таким образом, структура труда представлена следующими элементами:

· субъект труда – человек или социальная группа, обладающие навыками и осуществляющие производство;

· предмет труда – необходимый исходный материал производства, который подвергается обработке, например, земля, полезные ископаемые, материалы;

· орудия труда и инфраструктура – технические комплексы, необходимые для потребления природных материалов, организации рабочей силы, производства товаров и услуг. Техническая сложность, наукоемкость, развитость инфраструктуры являются показателем уровня производства и фактором повышения производительности труда;

· цели, мотивы, интересы, ценности, которые определяет субъект труда в процессе материального производства;

· продукт труда – товары и услуги, которые производит общество на определенном этапе своего развития.

Данная структура труда разработана К. Марксом.

В процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг между субъектами труда формируются сложные комплексы взаимосвязей, особые типы коммуникации. Их можно представить в виде вертикальных и горизонтальных связей.

Вертикальные связи – это отношения управления и подчинения. На каждом историческом этапе складываются свои управляющие структуры или элиты – магнаты, банкиры, промышленники, фермеры, технические специалисты.

Горизонтальные связи объединяют общими целями и задачами равных по профессиональному статусу людей.

В каждом из этих двух типов коммуникации складывается особый этос – представления о нормах взаимодействия и функционально-качественных характеристиках производимого продукта. На этические нормы влияют не только цели производства, но и ценностные основания культуры. Примером могут служить производственная семья в Японии, трудовой коллектив в России, индивидуально-трудовая этика в Западной Европе. Этические ценности индустриально-городской культуры были обоснованы в трудах И. Канта, К. Маркса, М. Вебера. В их основе лежит установка на научно-технический прогресс в развитии материально-производственной сферы. Высокая динамика производства и создание общества потребления повысили требования к качеству товаров. Идея сочетания функциональности и эстетики в продуктах материального производства реализовалась в дизайне. Начало дизайнерских проектов в промышленности связано с осмыслением великой депрессии после экономического кризиса 30-х гг.

Особую проблему социальной философии представляют конфликты (от лат. – столкновение, разногласие, грозящее осложнениями) в материально-производственной сфере. Систематические исследования в этой области открываются работами классиков марксизма. Конфликты могут быть вызваны различными причинами, среди которых:

· собственность на средства производства – эта причина, подробно проанализированная в марксизме, особенно характерна для ранних этапов развития капитализма, а также для обществ, переживающих кризисные состояния, сопровождающиеся перераспределением собственности;

· нарушение соответствия между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, когда производительные силы перерастают рамки сложившейся организации труда, нормативно закрепленных правил коммуникации. Обострению этого рода конфликтов способствуют кризисы перепроизводства, энергетические, сырьевые, экологические кризисы;

· профессиональная квалификация и компетентность работников, их способность усваивать достижения науки и техники, готовность к переменам места работы или технологической операции. В ХX столетии резко возросла доля высококвалифицированного труда. Высокие стандарты трудового участия и конкуренция способны порождать сложные коллизии в производственных коллективах;

· отчуждение человека от средств и результатов труда. Отчуждение само по себе является естественным следствием разделения труда и его технизации. Проблема заключается в трудностях психологической адаптации человека к изменяющимся условиям труда. Она требует от человека умения самостоятельно организовать свой досуг, индивидуальный мир, заполнить свободное время, сохраняя при этом ориентацию на морально-нравственные константы культуры. В этой ситуации возможен нигилизм, он проявляется в разрушении техники, пренебрежении, демонстративном невнимании к ней, культивировании мифологем прошлого, отрицании культурных ценностей, психологических стрессах.

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ

Переход от эмпирического к теоретическому научному познанию, от фактов к теориям всегда представлял серьезную проблему для философии науки. Уже в Новое время философы достаточно хорошо поняли, что не существует такой индуктивной машины, загрузив в которую факты, можно было бы получить научную теорию. В связи с этим особое внимание в современной философии науки обращается на роль в научном познании различных философских принципов, научной картины мира, идеалов и норм научного познания, мировоззрения ученого и т.д. Именно они чаще всего и являются мостиком, связывающим между собой различные уровни научного познания.

 

 

ВОПРОС 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

 

Духовная сфера. Духовная сфера играет особую роль в социальной системе. С одной стороны, в ней отражаются особенности материально-производственной деятельности, политической жизни, социальных отношений и связей. С другой – в ней формируются и закрепляются общественные идеалы и ценности, которые направляют дальнейшее развитие общества.

Ценность – это понятие, отражающее социальное и культурное значение определенных явлений действительности. На уровне общественного сознания ценности закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах. На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Они воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей. Общечеловеческими ценностями являются: гуманизм, вера, любовь к ближнему, справедливость. В европейской культуре значимую роль играют ценности индивидуальной свободы, социальной активности, трудовой этики; в белорусской – толерантность. Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму. Нигилизм (от лат. – ничто) – полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов. Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь». Присутствие нигилизма требует бережного отношения к ценностным ансамблям культуры, ответственности перед обществом со стороны отдельного индивида, умения адаптироваться к инновациям. Проблемы ценностей, их роли в жизни общества и каждого человека изучаются философией в разделе «аксиология», который приобрел особую актуальность со второй половины ХIХ в. Важный вклад в становление современной аксиологии сыграли труды Канта и его последователей – неокантианцев.

Усвоение ценностей отдельным человеком называется социализацией индивида. Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – социальной среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека. Определенную роль играют и биологические факторы – наследственность, состояние здоровья.

Духовная сфера имеет определенную структуру. В ней выделяют уровни и формы. К уровням общественного сознания относятся общественная психология и общественная идеология.

Общественная психология – это уровень, на котором в качестве основных элементов выделяются чувственно-эмоциональная сфера, психологический склад, архетипы, менталитет. Понятие «архетип» (от греч. – первообраз) впервые встречается в позднеантичной философии, но в язык современной науки его вводит представитель неофрейдизма К. Юнг. Оно обозначает устойчивые модели отношения к миру, которые складываются на уровне «коллективного бессознательного» и закрепляются в системах символов. Архетипы выявляются путем исследования мифов, верований, произведений литературы. Менталитет – система образов и представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общество, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в нем. Эти представления определяют поступки и поведение людей.

Общественная идеология представляет совокупность рационально осмысленных взглядов, выступающих в форме идей. Например, идеи демократии, коммунизма, либерализма, консерватизма, гуманизма в европейской культуре.

К формам общественного сознания относятся: культово-мистическое, мифологическое, религиозное, художественно-эстетическое, научно-рациональное, политическое, правовое, моральное.

Культово-мистическое сознание представлено в древнейших системах магии. Магия – это совокупность предписаний запретительного или принудительного характера, основанных на принципах аналогии, сходства, симпатии, телепатии, на контакте между явлениями мира. Магия направлена на обеспечение выживания социальной группы – рода, племени – в природной среде. Она регулирует поведение, общение и деятельность людей на ранних этапах развития общества, поэтому ее можно рассматривать как форму общественного сознания.

Мифологическое сознание закрепляется в мифах (от греч. – рассказ, предание). Миф представляет собой автономную, символическую форму духовной культуры. Он особым образом моделирует и объясняет мир на основе принципов антропоморфизма и синкретизма. Для мифа характерно элементарно-генетическое объяснение происхождения мира, когда все богатство его явлений и процессов возникает путем цепочки последовательных рождений. В греческой мифологии, например, Хаос порождает Землю, Любовь, Мрак, Ночь. От Ночи и Мрака происходят Свет и День. Социальное значение мифа заключается в том, что, объясняя мир, он задавал образцы отношения к нему человека, подчеркивал приоритет общественных интересов над личными. Особенно отчетливо идея общественного долга звучит в героических мифах, например, в мифе о Прометее, который добыл огонь для людей.

Религиозное сознание представлено в мировых, региональных и национальных религиях (от лат. – благочестие, набожность, святыня). Основой религиозного сознания является вера, включающая в себя следующие аспекты. Во-первых, верующий принимает в качестве истинного тезис, не доказанный с достоверностью или принципиально недоказуемый. Во-вторых, он осознает и переживает этот тезис как ценность и готов следовать ему в практической жизни вопреки всем обстоятельствам, вплоть до самоотречения. В-третьих, объект веры относится верующим к сфере сверхъестественного. Объектом веры выступает Бог – верховная личность, атрибутами которой являются: единство сущности и существования, обладание высшим разумом, сверхъестественное могущество и абсолютное совершенство. В содержании религиозного сознания особое место занимает идея спасения. Надежда на спасение требует личных усилий человека, соблюдения им ритуалов, нравственных норм. Важную роль в некоторых религиях играет и посредник – спаситель, как, например, в христианстве, исламе, иудаизме. Социальные функции религии трудно переоценить. Длительное время она выступала важнейшим регулятором общественной жизни, формировала духовность, моральные нормы и мировоззрение народов.

Художественно-эстетическое сознание выражается в искусстве. Оно представлено многообразием видов, жанров и стилей. Носителем информации в искусстве является художественный образ, выраженный в конкретно-чувственной форме. Искусство обладает значительным потенциалом в формировании общественных идеалов людей. Художественное сознание сопряжено с осмыслением и переживанием понятий красоты, гармонии, совершенства.

Научно-рациональное сознание воплощается в системе социально-организованной познавательной деятельности людей. Оно направлено на производство новых знаний о мире на основе опережающего отражения действительности. Эта форма общественного сознания формируется на достаточно высоком уровне развития социальной системы. В европейской культуре научное мировоззрение приобретает особый статус и влияние на духовную жизнь в эпоху Возрождения и Нового времени.

Политическое сознание реализуется в деятельности по распределению, сохранению или смещению власти. Оно тесно связано с идеологией – совокупностью идей и взглядов относительно целей и перспектив социального развития. Специфика политического сознания состоит в том, что оно отражает не только практические интересы людей, но и социально-экономическую основу жизни общества в целом. Оно охватывает широкую область отношений социальных групп к государству, государственному устройству, правительству.

Правовое сознание реализуется в системах права, законодательстве, правосудии, правовых теориях. Оно выражает представления людей об их правах и обязанностях по отношению к обществу, о законности и противозаконности, о свободе в деятельности, общении и поведении. Правовое сознание тесно связано с политическим и моральным. Соблюдение законов обеспечивается государством, но само оно получает при этом определенную правовую оценку. Нравственность является основой права, но в отличие от моральных норм, правовые имеют строго регламентированную принудительную силу. Нарушение их влечет за собой установленные законом санкции.

Моральное сознание закрепляется в общественной морали, нравственности, этике. Слово «мораль» латинского происхождения и переводится как обычай, назидание, предписание. Понятие «нравственность» произошло от русских слов «нравно», «нрав» и обозначает совокупность психических свойств человека, отличающихся от свойств его ума. К ним относятся характер, воля, страсти. Греческим аналогом данного понятия является слово «этический», которым Аристотель обозначил особый класс добродетелей человеческого характера в отличие от добродетелей разума. Науку, которая изучает отношения между людьми, обязанности людей по отношению друг к другу, общепринятые нормы и оценки человеческих поступков, Аристотель назвал «этикой». Моральное сознание оперирует понятиями долга, чести, совести, достоинства, правды, справедливости, добра, зла. Эти понятия переживаются человеком и выражаются в чувствах и эмоциях, нравственных идеалах и моральных кодексах.

 

ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ

Научное знание усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно обогащая друг друга. Сфера научного познания расширяется и углубляется. Наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа – сверхсложных, самоорганизующихся систем, включающих в себя человека, машины, технологии, экосреду, социокультурную среду, все социальнгые объекты, рассматриваемые в аспекте функционирования и развития. В целом все методы исследования составляют единый комплекс. Эмпирические исследования, обнаруживая новые факты и зависимости, стимулируют развитие теории. Теоретическая деятельность интерпретирует основные эмпирические факты и зависимости, предсказывает и вовлекает в массив исследования новые факты, организует эмпирическую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В построении теории важную функцию выполняют, по мнению В. Степина, основания науки, к которым он относит: картину исследуемой реальности (специальную научную картину мира), идеалы и нормы познания, философские основания науки.

Картина реальности задает видение предмета исследования, идеалы и нормы познания выражают наиболее общую схему методов исследовательской работы, а философские основания науки, представляя собой систему философских принципов, обеспечивают эвристику поиска и обоснование его результатов. Принципы, выражающие идеалы и нормы научного исследования, вместе с философскими основаниями науки образуют философско-методологическую компоненту той или иной научной дисциплины.

Ко вновь создаваемой теории предъявляется ряд важных требований:

• научная теория должна быть адекватна описываемому объекту, что позволяет в определенных пределах заменить экспериментальные исследования теоретическими изысканиями;

• теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности; все многообразие опытных данных в этой области должно быть описано в терминах исходного базиса теории, при помощи ее основных принципов, понятий, абстракций, идеализаций, аксиом;

• должны быть объяснимы взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории; должны существовать связи между различными положениями теории, обеспечивающие переход от одних утверждений к другим;

• должно выполняться требование внутренней непротиворечивости теории и соответствия ее опытным данным. В противном случае теория должна быть усовершенствована или даже отвергнута.

Удовлетворяющие изложенным требованиям теории могут различаться по ряду признаков, основными из которых являются эвристичность, конструктивность и простота.

Эвристичность теории отражает ее предсказательные и объяснительные возможности. Она является веским аргументом в пользу истинности теории. Причем особое значение в этом плане имеет математический аппарат теории, который позволяет не только делать точные количественные предсказания, но и открывать новые явления, что уже случалось в физике неоднократно.

Конструктивность теории состоит в простой, совершаемой по определенным правилам проверяемости основных ее предложений, принципов, законов.

Простота теории достигается путем введения обобщенных законов, «сокращения» и «уплотнения» информации при помощи определений-сокращений. Следует иметь в виду, что теории можно оценивать: предпочтение отдается той из них, которая может быть уточнена и распространена на более обширное множество фактов путем незначительных уточнений и переделок, которая оказывается более простой в своей динамике, движении.

 

 


[1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999. С. 122--127.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: