Краеведческий материал в исследовательской деятельности младших школьников




Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Учебно - исследовательская работа с детьми – один из видов учебной работы, хорошо знакомый учителям среднего и старшего звена. А теперь этот метод обучения внедряют и в начальной школе. Цель этой работы - через выполнение учащимися различных заданий помочь им осознать программный материал, “разбудить” в детях желание к творчеству.

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста доказывает, что детские исследования способствуют:

1. Всестороннему развитию личности младшего школьника через привитие интереса к изучению региональной литературы, истории.

2. Развитию умений и желаний детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

3. Принятию знаний не на веру, а через осмысление полученных лично фактов.

4. Возможности двигаться по образовательному маршруту самостоятельно, получая удовольствие от познавательного процесса.

Во время исследовательской работы легко обеспечить и индивидуальный подход к личности каждого ребёнка. Наши программы, как правило, интегрированы в различные сферы и не являются сугубо автономными. Конечно, уровень знаний, получаемых в школе, очень высок, да и у дополнительного образования несколько иная цель, для нас важен выбор ребёнком через различные ситуации своих видов деятельности. В их числе - формирование нового экологического мышления. Этому способствует более раннее пробуждение у детей интереса к жизни животных и растений, воспитание на этой основе позитивного отношения к окружающей природе. Однако любовь к природе у ребёнка не может быть абстрактной, она конкретна и возникает лишь в результате непосредственного контакта с природным объектом.

Постоянное внимание и искренняя заинтересованность взрослых в конечном результате детских исследований позволяет поддержать и развить интерес, любознательность ребёнка.

Важно формировать исследовательские навыки у детей: способность подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить общее и частное, причину и следствие, делать выводы.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

- личностно ориентирована;

- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах исследования дети учатся:

- ставить исследовательские вопросы;

- формулировать проблемы;

- выдвигать гипотезы (пока еще с трудом);

- составлять план работы;

- вести наблюдения;

- планировать и проводить опыты для нахождения необ­ходимой информации и проверки гипотез;

- выделять существенную информацию из разных источ­ников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);

- организовывать (систематизировать) информацию;

- представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций.

Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он ощущает гордость как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий. Развитие основ умения учиться определено ФГОС второго поколения как одна из важнейших задач образования. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения. Рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при работе над проектами преждевременно, поэтому моя роль как учителя здесь особенно велика. Учитель должен, прежде всего, сам владеть приёмами исследовательской работы и быть заинтересованным в результатах исследования.

Я привлекаю к работе над проектами и родителей, потому что взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями.

В начальной школе я работаю по следующим направлениям краеведения: изучение своей родословной; изучение флоры и фауны родного края; изучение жизни выдающихся людей и истории родного края, литературного и художественного наследия своих знаменитых земляков.

В 2020 году отмечается 75 - летие со дня Великой Победы. Все дальше и дальше от нас отодвигаются во времени те страшные события. Тем ценнее любая информация о жизни родного города. Мы обнаружили несколько сайтов в сети Интернет, где собрана подборка исторических и краеведческих материалов: копии документов, фотографии, где представлены жизнь, быт и труд куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны, статьи. воспоминания.

Вместе с ученицей 4 класса Юлией С. мы решили подготовить исследовательскую работу по теме " Изображение военного Куйбышева в книге И. Смольникова " Большой букет подснежников". Среди популярных на сегодняшний день произведений о тех далеких временах можно встретить такие, которые оставят след в отзывчивых сердцах патриотов, людей, любящих свой город, свою малую Родину. Но наш выбор не был случаен, так как Игорь Смольников провел много лет именно в нашем городе. Актуальность работы заключается в том, что знакомство с книгой позволит изучить уникальный материал о жизни тылового города, описанный непосредственным участником тех событий - ребенком, который был эвакуирован в наш город и пережил в нем самые тяжелые для страны годы. Именно тот период жизни нашего города и стал предметом исследования.

Выступая с данной работой перед учащимися своей школы и на конференции " Первые шаги в науку", мы были приятно удивлены повышенным интересом к нашей работе. Ребята впервые услышали о неизвестных до сих пор сведениях о родном городе.

Наше небольшое исследование дает возможность понять, как воспринималась повседневная жизнь военного Куйбышева такими же детьми, как и они. Конечно, им приходилось очень нелегко. Часто не хватало продуктов и вещей. Все дети знали, что совсем рядом идет война, многие из них проводили своих родных на фронт. Но благодаря усилиям взрослых у них была возможность получать образование, заниматься в кружках и студиях, посещать библиотеки и театры, отдыхать в пионерских лагерях. И эти воспоминания, переданные в книге «Большой букет подснежников» – непосредственные, и очень важные для нас. Ведь перед нами – фрагмент жизни родного города в один из самых тяжелых периодов его жизни, дающий возможность заглянуть в Историю.

Таким образом, развитие исследовательской деятельности на основе краеведения способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению, формированию представлений об окружающих предметах и явлениях, традициях и обычаях своего края. Тем самым решается ещё одна важнейшая задача – воспитание личности, гражданина, патриота своей малой Родины.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволит достичь положительных результатов. Закрепить полученные в результате исследований навыки, умения и знания помогают интеллектуальные конкурсы, игры, конференции, публичные выступления с сообщениями о полученных результатах своего исследования.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативны, активно участвуют в деятельности научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня, развиваются универсальные учебные действия и приобретаются важные исследова­тельские умения, позволяющие достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивается реализация требований ФГОС НОО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: