Экспортный контроль в РФ. Незаконный экспорт




Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

Экспортный контроль в РФ…………...………………………………..………4

1.1. Основы экспортного контроля в РФ……………………………………....4

1.2. Функции Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в области экспортного контроля…………………………………...6

1.3.Внутренние программы экспортного контроля…………………………..9

Незаконный экспорт………………………………………………………...…………………11

2.1. Незаконный экспорт технологий и научно-технической информации...11

2.2. Ответственность за нарушение экспортного контроля…………………..15

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы...............................................................................................19

 

Введение

 

Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.

В данной работе будут рассмотрены экспортный и незаконный экспорт как неотъемлемые части внешнеэкономической деятельности.

Целью работы является рассмотрение экспортного и незаконного экспорта в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 

Экспортный контроль в РФ. Незаконный экспорт

 

1.1.Основы экспортного контроля в РФ.

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники.

Экспортный контроль основывается на запретительно- разрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно: речь идет не только о таможенном режиме экспорта, а о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.

Современная система экспортного контроля, существующая в большинстве промышленно развитых государств мира базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны - производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства.

Объекты экспортного контроля в мировой практике
1) Продукция военного назначения, то есть вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области;
2) Оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии;
3) Промышленные товары и технологии "двойного назначения", то есть применяемые в гражданских и военных целях.

Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.

Мировая практика экспортного контроля исходит из того, что действие ограничительного режима должно распространяться также на изделия, произведенные из контролируемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компонентов.

 

Товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так называемые ограничительные списки), либо подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной разовой лицензии по заявке экспортера, либо экспортируются в рамках установленных квот, либо вывозятся в "контролируемые государства" под наблюдением. Списки контролируемых товаров периодически пересматриваются с учетом последних научно - технических достижений.

Поставки товаров, попадающих под действие экспортного контроля, которые осуществляются сверх установленных лимитов (квот), могут допускаться при наличии специального разрешения.

 

1.2. Функции Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в области экспортного контроля

 

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами по экспортному контролю в Российской Федерации обеспечивает Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации. Непосредственная реализация единой государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля ‒ ФСТЭК России.

Выполнение указанных функций ФСТЭК России обеспечивает Управление экспортного контроля, на которое возложены:

1) разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля;

2) реализация мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих её претворение в жизнь;

3) разработка и представление в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также предложений по совершенствованию федерального законодательства по вопросам экспортного контроля;

4) подготовка предложений по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля и обеспечение их реализации;

5) осуществление лицензирования внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю;

6) осуществление выдачи российских импортных сертификатов, ведение Федеральной базы данных по товарам и технологиям двойного применения, импортированным с предоставлением государственных гарантий их использования;

7) обеспечение подготовки, оформления и выдачи разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций;

8) организация и проведение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, подлежащими экспортному контролю;

9) участие в пределах своей компетенции в проведении работ по созданию информационных систем и баз данных по вопросам внешнеэкономической деятельности, разработке программных средств лицензирования, ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах.

 

В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере, ФСТЭК России вправе назначать и проводить в пределах своей компетенции проверки российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

 

ФСТЭК России имеют право (в установленном законодательством РФ порядке)
Требовать на основании мотивированных письменных запросов предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения ими своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией Получать от лиц, деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах Получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений Вносить предписания, обязывающие участников внешнеэкономической деятельности устранять выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений

 

Действия уполномоченных должностных лиц ФСТЭК России при проведении проверок не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется.

 

 

1.3. Внутренние программы экспортного контроля

 

Под внутренней программой экспортного контроля (ВПЭК) понимаются мероприятия организационного, административного,

информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля. ВПЭК призваны содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью на предприятиях и в организациях, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий и разрешений, а также воспрепятствовать осуществлению передач за границу научно-технической продукции, в результате которых может быть нанесён ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены её международные обязательства в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия. Создание ВПЭК является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. В целях оказания информационно-методической поддержки участникам внешнеэкономической деятельности, разработано Методическое руководство по созданию на предприятиях (в организациях) внутрифирменной программы экспортного контроля, в котором даны практические рекомендации по организации такой работы. В соответствии с законодательством Российской Федерации ФСТЭК России организует государственную аккредитацию российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля, и выдаёт им свидетельства о государственной аккредитации. Государственная аккредитация проводится в целях подтверждения готовности российских участников внешнеэкономической деятельности обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Наличие свидетельства о государственной аккредитации является необходимым условием получения генеральных лицензий на экспорт отдельных видов контролируемых материалов и оборудования.

 

 

Незаконный экспорт

 

2.1. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Незаконный экспорт — это экспорт, осуществляемый с нарушением установленного государством порядка контроля (экспортного контроля) за вывозом из России товаров (в том числе технологий, научно-технической информации и услуг), которые применяются или могут быть применены (так называемые «товары двойного назначения») при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия. За незаконный экспорт предусмотрена уголовная ответственность по ст. 189 УК РФ.

Наличие уголовно-правовой охраны порядка осуществления экспорта отдельных видов товаров, технологий, информации и услуг лишь подчеркивает особую важность проводимого государством экспортного контроля, целью которого является поддержание обороноспособности страны и международной безопасности, а также соблюдение международных обязательств России по нераспространению оружия массового поражения.

Экспортный контроль представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством Российской Федерации порядка вывоза за ее пределы вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Экспортный контроль обеспечивается: составлением списков и перечней товаров (в том числе технологий, информации и услуг) соответствующего назначения, выдачей заключений о возможности экспорта контролируемых товаров, оформлением импортного сертификата, оформлением сертификата подтверждения доставки при импорте, предоставлением гарантии страны-получателя товаров на использование их в мирных целях, предоставлением обязательства страны-получателя о недопущении несанкционированного реэкспорта, лицензированием экспорта содержащихся в контрольном списке товаров и т. д. Для обеспечения контроля за соблюдением правил экспорта контролируемых товаров в России создана комиссия по экспортному контролю, в состав которой входят представители Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономики РФ, ГТК России и ряда других министерств и ведомств.

Экспорт товаров (технологий, научно-технической информации и услуг), используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, осуществляемый с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка его осуществления, как уже отмечалось, образует состав преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ.

Элементы состава преступления.

1. Объект преступления

Незаконный экспорт как преступление посягает на установленный законодательством Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также на выполнение ее международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения.

Предметом уголовно-правовой охраны являются технологии, научно-техническая информация, услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

2. Объективная сторона преступления

Заключается в незаконном экспорте, т. е. совершении действий по вывозу из России без обязательства об их обратном ввозе товаров (технологий, научно-технической информации и услуг) названного выше характера, когда предмет внешнеторговой сделки не может быть вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, не может быть продан конкретному иностранному контрагенту, либо вывозится с нарушением установленного порядка лицензирования, таможенного оформления или без соблюдения иных требований экспортного контроля. Иными словами, способы совершения данного преступления находятся в прямой зависимости как от характера предмета посягательства (его материального носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного контроля.

Преступление признается оконченным с момента фактического вывоза с нарушением специального экспортного контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных предметов за пределы таможенной территории России либо с момента предоставления соответствующей услуги за пределами России. Действия лица, направленные на незаконный экспорт, которые ему не удалось завершить по независящим от него обстоятельствам (например, факт вывоза с нарушением специального экспортного контроля был выявлен во время производства таможенного контроля), образуют покушение на преступление.

3. Субъект преступления

Таковым могут выступать любые вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления его субъектами, как правило, являются руководители, должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, иных организаций, осуществляющих военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, уполномоченные на совершение экспортных операций и принявшие окончательное решение о незаконном экспорте товаров (технологий, информации и услуг), подпадающих под действие экспортного контроля. А за оказание услуг такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России, уголовной ответственности по ст. 189 УК РФ подлежат только российские граждане, либо лица без гражданства, постоянно проживающие в России.

4. Субъективная сторона преступления

Характеризуется умышленной формы вины, т. е. когда лицо сознает незаконность экспорта соответствующих товаров (технологий, информации и услуг), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает совершить эти действия (прямой умысел). Мотивы и цели при этом могут быть любые. Если же деяние совершается по неосторожности, то уголовная ответственность при этом исключается и должностное лицо (представитель осуществляющего незаконный экспорт юридического лица) может быть привлечено к административной ответственности по ст. 288 ТК РФ «Невыполнение должностными лицами и иными лицами требований, действующих в таможенном деле».

 

2.2.Ответственность за нарушение экспортного контроля.

Нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:

- осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий и разрешений;

- получение данных лицензий и разрешений посредством предоставления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения;

- нарушение требования лицензий и разрешений на осуществление внешнеэкономических операций, предмет которых является объектом экспортного контроля;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

- создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти своих функций в области экспортного контроля;

- необоснованный отказ в предоставлении информации для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие;

- нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок, предметы которых являются объектами экспортного контроля.

 

 

УК РФ «Статья 189» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

1. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 настоящего Кодекса), наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

 

Заключение

 

Таким образом я могу сделать вывод о том, что экспортный контроль создавался, как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран.

Сложившаяся система экспортного контроля осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:

• валютный контроль;

• применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.

• Законодательные основы системы экспортного контроля в России.

Список литературы

 

1) Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2017. – 504 с.

2) Габричидзе Б. Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2018. - 841 с.

3) Гофман Н. Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. Пособие / Н. Ф. Гофман, Г. А. Маховикова. — СПб.: Питер, 2016. — 208 с.

4) Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД: Учеб. Пособие / А. Д. Ершов, А. И. Роденков, И. Г. Тараторин. — СПб, 2015. — 280 с.

5) Официальный сайт по техническому и экспортному контролю https://fstec.ru/

6) Официальный сайт федеральной таможенной службы Российской Федерации https://customs.ru/

7) УК РФ Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020))

8) Макрусев В.В., Суглобов А.Е. Таможенный Менеджмент.- М.: Дашков и К, 2018.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: