Вопрос 2: Конституционный суд РФ: полномочия и основы организации.




Вопрос 1: Конституционный контроль, его понятия и истоки.

Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности гос-ва. Основное назначение конституционного контроля это выявление правовых актов и действий гос-х органов и должностных лиц, противоречащих конституционным предписанием, а так же принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конституционный контроль возник там, где начали появляться законы именуемые конституциями. В начале эту функция возлагали на законодательный орган. Кто принимает - тот контролирует, затем на исполнительные органы главе исполнительной власти.

Кое – где к Конституционному контролю стали привлекать суды:

· В США 1803г. т.е. принимались законы недействительными т.к. суды ими не руководствовались;

· Во Франции – конституционный совет;

· В Австрии, Италии и Германии – специально созданные конституционные суды.

В 1924г. орган на который была возложена функция контролирования соблюдения конституции СССР, стал образованный Верховный Суд СССР, на него возложена функция за соблюдения конституции.

· давал руководящие разъяснения судам союзных республик;

· проверка законности и обоснованности судебных решений, принимаемых в союзных республиках;

· рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц союзного уровня;

· разбирательство споров между союзными республиками.

Конституционный контроль (надзор).

Последние из этих полномочий ставилось в жесткие рамки, могло быть реализовано только в виде дача заключений о законности постановлений Союзных республик позднее конституциями СССР. Осуществление конституционного контроля требовало значительных усилий. Чуть позднее он мог приостанавливать и отменять решения всех союзных органов, кроме ЦИК СССР и его Президиума. За пять лет Верх.суд проверил 24 тыс. актов.

С начала 30-х годов активность Верх. Суда СССР в области конституционного контроля значительно упало потом и вовсе «исчезло». В конституции 36-го года уже не было упоминания о конституционном контроле.

Лишь во 2-ой половине 80-х годов начались поиски путей к тому, что многие называют правовым гос-м. 23 декабря 1989г. принимается закон о Конституционном надзоре в СССР.

С середины 1990г. по декабрь 1991г. успели принять ряд важных решений, образован комитет конституционного надзора СССР.

12июля 1991 состоялась принятие первого Закона РСФСР о Конституционном суде РСФСР, а 30 октября Пятый Внеочередной Съезд народных депутатов избрал первых 13 членов этого суда после чего реально началась его деятельность.

· О конституционности Актов касающихся деятельности КПСС;

· О конституционности Актов ПВС РФ издаваемые им превышающим представленных ему полномочий.

7.10.1993г.1993г. активная деятельность конституционного суда была приостановлена, оказалась в кризисном состояние.

24.12.1993г. указом Президента РФ от 24.12.1993г. данный закон признан не действительным.

Весна 1994г. подготовлен проект нового Закона и предоставлен на рассмотрение Федерального Собрания.

21.07.1994г.подписан закон о конституционном суде РФ, Президентом РФ-полный его состав 19 судей. Процесс оказался не простым.Совет федерации отклонил многих представленных ему кандидатов.

Завершился он только в феврале 1995г. и была возобновлена его работа.

 

Вопрос 2: Конституционный суд РФ: полномочия и основы организации.

В соотв. с ч.1 ст.125 и ч.1 ст.128 К РФ, Конституционный Суд должен состоять из 19 судей назначаемых Советом федерации по представлению Президента РФ, тайным голосованием.

Лицо назначаемое на должность приводится к присяге председателем Совета Федерации и постановлением судей конституционного суда РФ.

Деятельность Конституционного Суда состоит из 4-х основных направлений.

1. Разрешение дел о соответствии К РФ нормативных Актов, федеральных законов пункт Б ч.2 ст.125 Конституции:

· Актов президиума

· Правительства

· Советов федерации

· Гос. думы

· Конституции республик и т.д.

· Уставов

· Законов

· И иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по ограниченному кругу запросов, а т.ж. договоров, заключаемых органами гос. власти РФ или субъектом федерации, и не вступавших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции споров гос. власти, как федеральными, так и на уровне субъектов федерации;

3. проверка по жалобам граждан и уполномоченного по правам человека, запросом судов. Конституция законов применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных дел;

4. толкование К РФ(по запросам Президента РФ, совет федерации, гос. думы, правительства РФ, органов законодательной власти, и субъектов федерации)

Данные заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого прступл-я.

 

Основные принципы:

· независимость;

· коллегиальность;

· гласность;

· состязательность;

· равноправие сторон.

 

Принцип законности Конституционного Суда руководствуется только двумя Законами: Конституцией РФ и Законе о Конституционном Суде.

Нет презумпции невиновности

Обеспечение права на защиту, т.к.не

рассматривают деле по существу.

Конституционный суд осуществляет функции (полномочия) конституционного контроля ст.1 Закон о конституционном суде. Рассмотрение дел, подведомственных конституционному суду РФ и принятия по ним решения осуществляется в заседаниях суда, которые проходят лишь в коллегиальном составе – в пленарном заседании или заседанием палат.

В пленарных заседаниях должны участвовать все судья и должны быть не менее 2/3 он общего числа назначенных судей, руководит его работой председатель суда.

Вопросы на пленарных заседаниях:

· о соответствии концепции РФ и уставов субъектов федерации. Иные законодательные акты;

· о толковании конституции РФ;

· о даче заключения, о соблюдении уставного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

· о посланиях конституционного суда РФ;

· о выступлении с законодательной инициативой;

· об избирании председателя, зам. председателя и судьи – секретаря Конст. Суда РФ;

· о формировании персонального состава палаты суда;

· об утверждении регламента Конст. Суда РФ и вынесений изменений в нем;

· об установлении очередности, рассмотрении дел в пленарных заседаниях, а т.ж. распределение дел между палатами;

· о приостановлении или прекращении ими полномочий судей, а т.ж. о досрочном освобождении от должности председателя суда, его заместителя и судьи – секретаря суда.

 

Остальные вопросы рассматриваются в палатах из 2: по 10 человек председателей суда, по 9 человек зам. председателей. Формируется палата на пленарных заседаниях только из числа судей, назначенных в данный суд. Персональный состав каждой из палат обновляется 1 раз в 3 года. Председательствуют на этих заседаниях судьи поочередно.

Участники процесса:

· стороны

· их представители

· свидетели

· эксперты

· переводчики

Председатель конституционного суда избирается но пленарных заседаниях на 3 года большинством голосов, тайным голосованием и через 3 года вновь выборы. За досрочное освобождение председателя суда (злоупотребляет своими правами) должно быть тайным голосом и 3/4 от общего состава судей.

Организация полномочий председателя:

· руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них;

· вносит на обсуждение вопросы, которые должны рассматриваться и разрешаться в пленарных заседаниях и заседании палаты;

· представлять конституционный суд РФ в отношении с гос. и общими органами, а т.ж. по уполномочию суда вступать с заявлением от его имени;

· осуществляет общее руководства суда, представляет на утверждение пленарных заседаниях суда кандидатуры руководителей секретариата и д.р. подразделений аппарата и штатных расписаний;

· осущ. другие полномочия в соответствии с законом о Конст. Суде и его Регламенте;

· представляет на утверждение КС календарный план;

· представляет на рассмотрение и утверждение Конст. Суда проект смены расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

· осущ. прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конст. Суда;

· дает согласие на служебные командировки судей Конст. Суда, направляет их в командировки, осущ. с согласия Конст. Суда;

· в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конст. Суда.

Зам. Председателя призван выполнять функции, возложенные на него председателем или судом. Он так же замещает Председателя в тех случаях когда тот отсутствует.

Судья – секретарь Суда несет ответственность за надлежащее решение ряда вопросов, связанных с организационном обеспечением деятельности суда в целом, а именно:

· осущ. непосредственное руководство работы аппарата Суда;

· организационно обеспечивает подготовку и проведение аппарата Суда;

· доводит до сведения органов, организаций и лиц принятые решения и информирует Суд об исполнение;

· организует информационное обеспеч. Судей;

· выполняет другую работу, отнесенную к его ведению законом о Контс. Суде и Регламентам, в котором решаются вопросы внутренней деятельности Суда.

Секретариат осуществляет:

· организацию научно – аналитического, информационного справочного и иного обеспечения, ведет посетителей, рассматривает обращение в суд, дает на них ответы.

Возрождение существует до 1917г. институт судебных приставов, на них возлагается:

· подчинение председательствующему и оказание ему содействия, поддержание установленных порядков в зале суд. заседаний;

· пристав в праве делать замечание лицам присутствующим в зале суд.заседаний;

· суд.пристав перед началом заседания Конст. Суда и во время перерывов информирует службу, осущ. пропуск граждан в здание Конст. Суда, о наличие свободных мест в зале суд.заседаний;

· при входе состава КС в зал суд.заседаний при выходе из зала предлагается всем встать.

При КС, при Верховном Суде РФ, и в Высшем Арбитражном Суде образуется Научно – консультативный совет из числа ученых и практиков в области права.

Задачи этого совета:

· обсуждение сложных проблем;

· дача рекомендаций.

КС РФ издает «Вестник КС РФ»в котором публикуются принимаемые Судом постановления и иные решения, особые мнения судей.

 

Вопрос 3: Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение.

2 вида Решений КС:

· итоговые решения

· иные решения

Итоговые решения: по этим вопросам оформляется документы, именуемые постановлениями КС РФ.

Заключения КС при проверке соблюдения установленного порядка, выдвижения – обвинения Президента РФ в гос. измене или ином тяжком преступлении.

· Постановления

Заключения - применяются на закрытых пленарных заседаниях или в составе палат.

· Свое неисполнение каждый судья может изложить письменно и оно должно быть опубликовано вместе с текстом решения.

Протокол подписывается всеми судьями учувствовавшими в совещании, оглашению оно не подлежит.

Основные требования к форме и содержанию решения:

· Тщательно мотивированные;

· Убедительные;

· Без каких – либо неясностей.

Вступает в силу немедленно после провозглашения. Например от 03.05.1995г. КС откорректирован порядок осуществления судебного контроля за законодательностью и обеспеченностью ареста и продление его срока. От 13.12.1995г. суды должны принимать жалобы на незаконное и необоснованное прекращения уг. дел (и это стало делом только прокуроров). От 27.03.1996г. – обвиняемые по уг.делу (если это даже связанно с гос. тайной) вправе свободно избирать защитника, кому он доверяет. От 30.11.1995г. и от 20.02.1996г. признаны конституцией особые условия привлечения лиц к уг. ответственности (по протокольной форме). От 16.03.1998г. о несоответствии К РФ положение уг-но процессуального законодательства, допускающих передаче дел из одного суда в другой без учета мнения подсудимого. От 06.07.1998г. о неконст-ти положения о том, что приговор, постановленный Верх. Судом РФ, не подлежит кассационному обжалованию. От 20.04.1999г. признавшее, в частности, что суд обязан соглашаться с прокурором отказываться от поддержания обвинения.

Согласно ст.6 закона о КС решение этого суда «обязательно на всех территориях РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов гос. власти, органов местного самоуправления пред. орг. учреждений должностных лиц, граждан их объединений. Это общее положение о юридической силе решений КС РФ уточняется и дополняется рядом других. «Юридическая сила постановления КС РФ о признании Акта неконст-ным не может быть преодолена повторным принятием этого же Акта.

Иные решения:

· Вопрос об избрании Председателя суда, его зама, судьи – секретаря;

· Об одобрении регламента;

· О формировании палаты суда;

· О принятии к своему производству конкретных дел;

· О назначении судей докладчиков;

· О приостановлении, прекращении полномочий судьи;

· О наложении штрафа на лиц, нарушающих установленные порядки.

Эти решения называются Определениями КС. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: