Основные условия реальности и достоверности отчетности. Состав бухгалтерской отчетности




ЛЕКЦИЯ: Бухгалтерская отчетность

1. Значение бухгалтерской отчетности, как элемента метода
бухгалтерского учета и ее классификация.

2. Основные условия реальности и достоверности отчетности
Состав бухгалтерской отчетности.

3. Порядок составления, представления и утверждения отчетности.

Значение бухгалтерской отчетности, как элемента метода бухгалтерского учета и ее классификация

Хозяйственная деятельность организации отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств организации - денежных, материальных и трудовых. Однако данных текущего учета недостаточно для контроля над выполнением плановых заданий и использованием нахо­дящихся в распоряжении организаций хозяйственных средств.

Бухгалтерская отчетность, как элемент метода бухгалтерского учета, является завершающим этапом учетного процесса. В ней содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются источниками информации для принятия соответствующих управленческих решений.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» статьи 13 - отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также с финансовых результатах ее деятельности.

Отчетность - эта система обобщенных и взаимосвязанных показателей, основывающихся на данных бухгалтерского учета.

Система отчетности дает возможность определять работу не только отдельных организаций, но и целых отраслей народного хозяйства, всех субъектов хозяйствования. На ее базе осуществлять планирование хозяйственной деятельности, выявлять отрицательные стороны, отклонений от плана, выявлять резервы для повышения эффективности работы.

Отчетность классифицируется:

- по видам (бухгалтерскую, статистическую и оперативную);

- по периодичности составления (месячную, квартальную и годовую);

- по объему составления (первичную и сводную);

- по значимости (общегосударственную и внутризаводскую);

- по способу отправления адресату (почтовую и фактической передачи).

 

Основные условия реальности и достоверности отчетности. Состав бухгалтерской отчетности

В условиях рыночных отношений составление бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь основывается на общепризнанных принципах вытекающих из международных стандартов.

В отчетности должны быть обеспечены такие условия, как:

- полнота отражения всех хозяйственных операций, осуществленных за отчетный период;

- своевременное отражение результатов проводимых инвентаризаций всех статей баланса (плановых, не плановых, обязательных);

- тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета и их главного основного регистра «Главной книги», в которых получили отражения данные первичных документов. Это одно из главных условий достоверности отчетности.

- соблюдение принятой учетной политики и единого принципа оценки статей баланса.

Отчетность должна отвечать и определенным требованиям: - объективности, как вытекает из перечисленных выше условий;

- своевременности составления и представления соответствующим органам (финансовым, налоговым, статистическим и другим органам по требованию), а также руководству организации с целью возможного принятия управленческих решений.

- сопоставимости отчетных данных с плановыми, что позволяет обеспечить контроль за ходом выполнения принятых планов, сравнивать итоги работы однородных организаций, другие требования.

Объем (состав) бухгалтерской отчетности определяется табелем действующих форм, где приводится их перечень и сроки представления.

Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20.01.2000 г. № 23 «О годовой отчетности юридических лиц» утверждены типовые формы отчетности и изложен порядок их заполнения.

Квартальная и годовая отчетность различаются по объему показателей, что находит свое отражение в количестве форм, входящих в каждый из этих отчетов.

Квартальная отчетность содержит:

- Бухгалтерский баланс, форма № 1;

- Отчет о прибылях и убытках, форма № 2;

В состав годовой финансовой отчетности входят:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- Отчет о движении фондов и других средств (форма № 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- Приложение к балансу (форма № 5),

К отчету прилагается пояснительная записка, в которой дается пояснение о выполнении плановых заданий, результатах инвентаризаций, состоянии расчетной и финансовой дисциплины, другие возможные отклонения образовавшиеся в ходе производственной и финансовой деятельности.

Инвентаризация - один из этапов подготовительных работ по составлению годового отчета. Обоснованность баланса подтверждается инвентаризацией статьей баланса. В соответствии с законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» и методических указаний министерства финансов РБ проведение инвентаризации обязательно:

- при смене собственника или реорганизации предприятия;

- при ликвидации организации;

- при смене руководителя, других лиц ответственных за сохранность денежных и материальных средств;

- при составлении годового отчета.

Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Объекты и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, при большом объеме работ одновременно создаются рабочие комиссии, в каждую комиссию должен войти работник бухгалтерии. Центральную комиссию возглавляет руководитель или по его поручению его заместитель.

Результаты инвентаризации оформляется бухгалтерскими документами (инвентаризационными описями, сличительными ведомостями, актами, другими документами), подписанными всеми членами комиссии и лицами принявшими ценности на ответственное хранение.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерии регулируются в следующем порядке;

Излишки имущества в соответствии с решением руководителя (и учетной политики) организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой - на увеличение доходов (источников финансирования)

Недостачи имущества или его порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в законодательном порядке РБ по решению руководителя организации в коммерческих организациях на себестоимость продукции (работ, услуг), в некоммерческих- на увеличение затрат.

Недостачи сверх норм естественной убыли, утвержденных законодательством РБ относятся на виновных лиц. Если виновные не установлены или суд отказал о взыскании с них - убытки списываются в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой - на увеличение расходов.

Нормы естественной убыли применяются только в том случае, если выявлена фактическая недостача. При отсутствии таких норм убылей рассматривается как недостача сверх норм.

Выявленные недостачи ценностей отражаются на активном счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: