Экономическое развитие стран Древнего Востока




Лекция 2

ДВЕ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

«АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА»

И АНТИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

 

Совершенствование орудий труда, повышение их производи­тельности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономи­ческая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой ос­нове имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

Первым обществом неравенства, где существовала эксплуата­ция, был рабовладельческий строй. Смена первобытно-общинного рабовладельческим строем началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.

 

 

Экономическое развитие стран Древнего Востока

Появившиеся в IV—III тысячелетиях до н.э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называ­ют государствами Древнего Востока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них за­нимает Древний Египет, история которого насчитывает более III тысячелетий — с IV до VI тысячелетия до н.э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные уро­жаи даже при низком агрокультурном и техническом уровнях зем­леделия. Складывание нового общества началось здесь до начала «железной революции» на основе палеолитической техники и ору­дий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлет­ворения ее потребностей. Прибавочный продукт — это главное условие рождения новой цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI — V тыся­челетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотни­чий промысел вытеснялся скотоводством. Египтяне научились от­ливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но главное — начала развиваться бассейновая система оро­шения, создать которую было по силам лишь крупным земельным общинам. Из среды общинников выделяется племенная знать. Вы­полняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со вре­менем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифферен­циация сельского населения способствовали появлению госу­дарств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне-и Нижнеегипетского царств было создано единое государство — Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средизем­ное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной су­доходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригаци­онное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригацион­ных сооружений и поливных работ с примитивной техникой об­работки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носи­ло специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний - скотоводства, садоводства и виноградар­ства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригацион­ная система, делившая поля на верхние и нижние. Нижними на­зывались поля, затопляемые во время разлива Нила, в сухое вре­мя года вода самотеком оттуда поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режи­мом орошения, — все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из еди­ного центра, осуществляемых государством. Древневосточное го­сударство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась го­сударственная собственность на землю и ирригационные сооруже­ния. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господству­ющее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расши­рение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабаты­вали «рабочие отряды», которым выделялись тягловый скот, се­мена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность - вести общее хозяйство, превратив ее в государствен­ную трудовую повинность. Посредством общественных работ во­сточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль, имел «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта — в XVI — XII вв. до н.э. рабов начали использовать в качестве тка­чей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимо­сти в дополнительной рабочей силе. Там существовал избыток тру­довых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных ра­бот, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому не случайно почти все древневосточные государ­ства вели строительство грандиозных культовых и светских соору­жений — пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов антич­ных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огром­ная трудовая армия применялась централизованно для государ­ственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Для организации этих ра­бот древнеегипетское государство имело особую отрасль — управ­ление общественными работами. Ведение, управление этими ра­ботами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крес­тьянин должен был определенную часть года отработать на госу­дарственных работах — на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древ­него Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились за­писи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось чи­новниками — «счетчиками людей». Кроме того, существовало раз­ветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бю­рократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал: «Несомненно, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы... достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила».

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характер­на высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чинов­ники учитывали урожай и количество скота. Общинники, рабо­тавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах но­сило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохра­нялись на Востоке очень долго.

Восточные общества ‑ это жесткие иерархические общества. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, дес­потическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фарао­на, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чи­новников и военачальников владела земельными участками, двор­цами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему не­угодными. Социальное положение, богатство зависели не от при­родных качеств, профессионализма, предприимчивости, делови­тости человека, а от близости к вершине пирамиды ‑ чем ближе, тем большими благами, возможностями, в том числе экономичес­кими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и поло­жение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства:' земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснил кам­ня. Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украше­ний и оружия, но не для изготовления орудий труда. В конце ис­тории Древнего Египта Появилось железо, считавшееся драгоцен­ным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с детальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «мололъщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие гото­вую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торгов­ли. Юг Египта поставлял скот, а север — зерно. Началась эксплу­атация завоеванных территорий — Ливии, Нубии, Синая. Египет­ские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из

Малой Азии, а медь — с Кипра. Разбогатевшее купечество зани­малось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде во­енных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация обще­ственной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом: стремлением к стабильности и неизменности во всем - экономике, социаль­но-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинте­ресованы в консервации отношений с верховной властью. Сохране­нию в незыблемости, неизменном состоянии всей системы обще­ственных отношений подчинялась материальная и духовная деятель­ность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не разви­валась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйствен­ного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества — отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: