Организация та основные правила проведения инвентаризации




 

Для проведения инвентаризации на предприятиях распорядительным документом руководителя предприятия создаётся инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности – физического лица, которое осуществляет ведение бухгалтерского учёта на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учёт (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально-ответственного лица.

На предприятиях с большим объемом инвентаризационных работ и разветвленной структурой могут создаваться по приказу руководителя рабочие инвентаризационные комиссии, которые проводят инвентаризацию непосредственно в местах хранения и производства материальных ценностей и в структурных подразделениях предприятия.

Объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчётном году утверждаются распорядительным документом руководителя предприятия.

Глава и члены инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) обеспечивают соблюдение правил проведения инвентаризаций, полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данных о фактических остатках активов и полноту отражения обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

 

До начала проверки фактического наличия активов:

1) проверяется исправность всех весоизмерительных приборов;

2) завершается обработка всех документов относительно движения активов и формируются последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчёты о движении активов;

3) определяются остатки на дату инвентаризации;

4) активы группируются, сортируются и раскладываются по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчёта (в случае проведения внезапных инвентаризаций это делается в присутствии инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии)).

 

Глава инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, которые прилагаются к реестрам (отчётам), с надписью "До инвентаризации на (дата)". Для бухгалтерской службы эти документы являются основанием для определения остатков активов на начало инвентаризации по данным учёта.

 

Материально ответственные лица дают в инвентаризационной описи расписки, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы, сданы в бухгалтерию, что все ценности, которые поступили в их ответственность, оприходованы, а те, что выбыли, списаны.

 

В процессе инвентаризации, которая происходит путем подсчета, взвешивания, обмера, определяют фактическое наличие объектов инвентаризации, данные о которых записываются в инвентаризационной описи, которую подписывают все члены комиссии.

Если инвентаризация активов в помещении, где они хранятся, не закончена в течение одного дня, то после того, как инвентаризационная комиссия вышла из этого помещения глава комиссии опечатывает его пломбиратором.

На приходных и расходных документах на активы, которые поступили на склад или были отпущены со склада во время инвентаризации в присутствии членов инвентаризационной комиссии, делается отметка "После инвентаризации" с указанием даты инвентаризационной описи, где записаны эти активы, или они вносятся в отдельную опись, если ещё не были внесены в инвентаризационную опись.

На активы, которые находятся в пути, или пребывают на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляются отдельные инвентаризационные описи.

Если материально ответственные лица выявят после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно заявить об этом инвентаризационной комиссии, которая после проверки указанных фактов и их подтверждения проводит исправление ошибок.

 

После окончания инвентаризации, проведённой рабочими инвентаризационными комиссиями, инвентаризационной комиссией при участии членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц могут проводиться контрольные проверки, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. При этом проверяются из инвентаризационной описи наиболее существенные по стоимости активы и те, которые пользуются повышенным спросом.

В случае выявления значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной инвентаризации.

 

Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сравнительные ведомости оформляются в соответствии с требованиями, установленными Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учёте, утверждённом приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 №88, для первичных документов с учётом обязательных реквизитов и требований, предусмотренных этим Положением. Материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации.

Бюджетные учреждения ведомости о результатах проведённых инвентаризаций оформляют в формах, определённых законодательством.

 

Инвентаризационные описи применяются для фиксации наличия, состояния и оценки активов предприятия и тех активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются вне баланса.

В акте инвентаризации фиксируются наличие налички, денежных документов, бланки документов строгой отчётности, финансовых инвестиций, а также полнота отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), которые создаются в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учёта, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учёта в государственном секторе, международными стандартами и другими актами законодательства.

 

В инвентаризационной описи активы указываются по наименованию в количественных единицах измерения, принятых в учёте, отдельно по местонахождению таких ценностей и лицам, ответственным за их хранение, с возможным выделением по субсчетам и номенклатурой.

На каждой странице инвентаризационной описи указываются словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерителях всех активов, которые записаны на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах) они отражены.

 

Акты инвентаризации заполняются с учётом объектов инвентаризации, при этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставление с данными бухгалтерского учёта.

 

В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарки и подчистки не допускаются. Исправление ошибок должно делаться во всех экземплярах путём зачёркивания неправильных записей и написания над ними правильных. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами.

В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) записи делаются последовательно в каждой строке на отдельном листе (кроме последнего), должны быть заполнены все строки. На последних листах инвентаризационной описи (акта инвентаризации) незаполненные строки прочёркиваются.

 

Инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, в которой подтверждается, что проверка активов произошла в их присутствии, в связи с чем претензий к членам комиссии они не имеют, и что они принимают на ответственное хранение перечисленные в описи активы. При проведении инвентаризации в случае смены материально ответственного лица то лицо, которое принимает активы, даёт расписку о получении активов, а то, которое передаёт, - о передаче активов.

 

После окончания инвентаризации, оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) сдаются в бухгалтерскую службу для проверки, выявления и отражения в учёте результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учёта проставляются напротив данных инвентаризационной описи и путём сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учёта. Также бухгалтерская служба предприятия проводит проверку всех подсчётов в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). Выявленные ошибки в ценах, таксировке и подсчётах должны быть исправлены и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственных лиц.

На последней странице инвентаризационных описей (актов инвентаризации) делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчётов результата с подписями лиц, которые проводили эту проверку.

 

Бухгалтерской службой составляются сличительные ведомости активов и обязательств, в которых отражаются расхождения между данными бухгалтерского учёта и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации), то есть:

а) фактический и бухгалтерский остаток совпадают;

б) фактический остаток меньше бухгалтерского - недостача;

в) фактический остаток больше бухгалтерского - излишек.

 

Стоимость излишков и недостач в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в регистрах бухгалтерского учёта.

На активы, которые принадлежат другим предприятиям, составляются отдельные сличительные ведомости, копии которых отсылаются собственнику.

Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) оформляются не меньше, чем в двух экземплярах.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями могут разрабатывать на основании этого Положения методические рекомендации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: