Информационные системы и технологии 1 глава




В.И. Сергеев М.Н. Григорьев С.А. Уваров

ЛОГИСТИКА

информационные системы и технологии


 

 


 

Альфа-Пресс!


В. И. Сергеев, М. Н. Григорьев, С. А. Уваров


 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫИ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-практическое пособие

Москва Альфа-Пресс 2008

Рецензенты:

 

Е. И. ЗАЙЦЕВ, д-р экон. наук, проф. (СПбГИЭУ) Е. А. КОРОЛЕВА, д-р экон. наук, проф. (СПбГУВК)

С 32 Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А.

ЛОГИСТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫИ ТЕХ­НОЛОГИИ: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательст­во «Альфа-Пресс», 2008. — 608 с.

ISBN 978-5-94280-332-2

В учебно-практическом пособии приводится систематическое описа­ние информационных технологий и моделей, эффективность и целесооб­разность их практического применения, а также решения задач в совре­менной логистике и эффективного использования информационных ресурсов фирмы. Дана подробная характеристика информационных сис­тем и программных продуктов, применяемых в сфере логистики и управ­ления цепями поставок, и практические рекомендации для пользователя.

Пособие адресовано студентам вузов, слушателям программ дополни­тельного послевузовского образования (в первую очередь обучающихся по программе «Логистика и управление цепями поставок»), а также может оказаться полезным преподавателям и аспирантам вузов, специалистам- практикам в сфере логистики и автоматизации управления бизнес-про­цессами.

УДК 005.932 ББК 65.40

ISBN 978-5-94280-332-2

УДК 005.932 ББК 65.40 С 32

© Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А., 2008 9 туч 9»» * ал © ООО Издательство «Альфа-Пресс», 2008


ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Информационные системы и технологии в логис­тике и управлении цепями поставок» относится к ряду дисциплин специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», и данное учебное пособие разработано исходя из требований соот­ветствующего Государственного образовательного стандарта. Данная учебная дисциплина изучается студентами всех форм обучения на (V курсе, она тесно связана с прочими дисциплинами специальнос­ти и предполагает успешное освоение студентами курса «Информа­тика».

Цель данного курса состоит в получении учащимися навыков применения информационных технологий, а также информацион­ных задач и моделей в современной логистике и управлении цепями поставок, эффективного использования информационных ресурсов фирмы. В настоящее время не существует общепризнанного учебни­ка по этой учебной дисциплине. Его создание — дело ближайшего будущего. Данное учебное пособие призвано частично восполнить данный пробел.

Важным вопросом является соотношение понятий «информаци­онные системы и технологии в логистике» и «информационная логи­стика». По нашему мнению, первая дефиниция относится к резуль­тативному внедрению в логистику как в функциональный менеджмент и как в самостоятельную предпринимательскую дея­тельность информационной составляющей. Под «информационной логистикой» мы понимаем результативное применение логистичес­кого подхода к управлению информационной составляющей сово­купного ресурсного потенциала предпринимательской фирмы.

На практике зачастую происходит подмена первого понятия вто­рым, и хотя термин «информационная логистика» получил довольно широкое распространение, научных и учебных работ, выполненных в этом направлении, немного. Символично, что это определение от­сутствует в терминологическом словаре, правда, при наличии терми­на «информационный поток», определяемого как совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической сис­темой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Подобное определение, равно


Глава I

ОСНОВЫПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫВ СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Информационные ресурсы составляют одну из важнейших под­систем ресурсного потенциала фирмы, а информация является клю­чевым элементом логистических операций. Информация конкрети­зирует потребности объектов логистических систем и звеньев цепей поставок. Главная задача информационного обмена заключается в согласовании требований различных субъектов к размерам заказов, доступности запасов, скорости перемещения ресурсов.

Информационный поток, будучи неотъемлемой составляющей интегрированного логистического потока, должен адекватно отра­жать реальную практическую деятельность в сферах физического рас­пределения, производства и материально-технического снабжения.

По нашему мнению, перспективы информационной логистики весьма велики, потому хотя бы, что фирма как система по своему оп­ределению требует взаимосвязи между частями для образования сложного интегрированного целого. Поэтому система информаци­онного потока должна обеспечивать информацией все другие подси­стемы логистики и создавать механизм обратной связи.

На рис. 1.1 представим упрощенную схему потоков информаци­онной логистики, показывающую прохождение основных информа­ционных потоков, необходимых для функционирования данной предпринимательской фирмы.

В процессе выработки целей и задач организации система управ­ления (руководство фирмы) рассматривает внутренние возможности и конъюнктуру рыночной окружающей среды.

С традиционно сложившейся точки зрения основная задача пред­принимательской фирмы — производить продукцию, приносящую


ПОСТАВЩИКИ
ПОКУПАТЕЛИ

ВНЕШНЯЯ РЫНОЧНАЯ СРЕДА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА


 

 


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Информация в системе снабжения
Информация в системе сбыта

Цели. Задачи. Базы данных. Методики


 

 


Решения Приказы
Обратная связь

Хозяйственные связи

Запас готовой продукции


Степень готовности поставщика
Условия поставок

 

 


Информация в системе производства:

• ресурсообеспеченность производства;

• производственные мощности;

• сроки выполнения заказов; •характер производственного цикла;

• качество продукции;

Срок реализации
Цена и качество продукции
Номенклатура продукции
Соблюдение сроков поставки
Отпускная цена

• внутрипроизводственные заделы


Готовность поставщика
Каналы реализации

 

 


Рис. 1.1. Схема потоков информационной логистики

прибыль и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент, вклю­чая незначительный технический и вспомогательный персонал, функционально мог быть сведен к генеральному менеджеру, лицу, принимающему решение (ЛПР). Схематически простейшее пред­ставление об этой организационно-информационной структуре представлено на рис. 1.2.

Предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство, т. е. на человеческие и материальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потреби­телю. Информационные затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Да и экономическая теория стала рас­сматривать информацию наряду с землей, трудом и капиталом в ка­честве ресурса относительно недавно.


Рис. 1.2. Традиционная организационно-информационная структура

 

материальный поток;----- информационный поток

Однако современная стадия конкурентной борьбы заставили из­менить отношение менеджмента к информации. Организация про­изводства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкурен­ция, ускорились темпы научно-технического прогресса, изменился характер государственного регулирования. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возникающими проблема­ми, привело к значительному увеличению численности управленче­ского персонала и к образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Фирмы стали включать в штат специалис­тов, функциональных и технических работников, сливавшихся с ме­неджментом, так как их главной задачей стала обработка информа­ции, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Современная организационно-информационная структура пред­ставлена на рис. 1.3. Данная схема не претендует на полноту и носит иллюстративный характер.

Информация, с которой оперирует современная фирма, приобре­ла новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать тре­бованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в це­лом. Это объясняет существенный рост экономического, юридичес­кого персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. Так возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возрастало достаточно быстро.

Так в сфере логистики оказалась востребованной информацион­ная логистика. Она может оказаться эффективной лишь в том случае, если в структуре фирмы ей будет предоставлен высокий уровень ком­плектации в лице главного функционального менеджера — директо­ра по логистике (на правах заместителя директора фирмы). Только в этом случае такие задачи логистики как рационализация матери­альных потоков предприятия, максимальная загрузка производст-


ЛИЦО, ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ (генеральный менеджер)


 

 


1___ f


 

 


Маркетолог

Логист

7ZJ


 

 


Юрист

Экономист


 

 


t

Конструктор

j i 1'

Технолог


 

 


JL
mt

iii


 

 


Потребитель
Поставщик

Производство


 

 


Рис. 1.3. Современная организационно-информационная структура

► материальный поток;----- информационный поток

венных мощностей заказами потребителей, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, а также оптими­зация затрат на снабжение, производство и реализацию готовой про­дукции смогут быть выполнены.

Следует заметить, что на современном этапе конкурентной борь­бы логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполага- ния. Поэтому логистическая структура управления не просто обме­нивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менедж­мента. На рис. 1.4 представлена такая система потоков.

Одновременно для выработки решения, адекватного как измене­нию рыночной ситуации, так и ресурсного потенциала фирмы, логи­стическая служба нуждается в определенной информации. Система информационной логистики предусматривает комплекс информа­ции, потоки которой являются для службы логистики входящими.


Экономический отдел

Перспективные и текущие планы производства и сбыта. Финансовые планы и нормативы. Цены на продукцию и услуги фирмы.

ь

Сметы затрат на производство и реализацию продукции

Служба маркетинга

Предложения по разработке но­вых товаров и услуг. Результаты испытаний новых ви­дов продукции. Информация о продукции и рынках.

s ^ о S S ^ о
о 1— ^ о 1=
аз S
-Q 1—  
X о X
о s О s
S =г 1— =г св 5
СЗ о
S. с: о -е < о. о е
X s: LQ S
аз * аз s
    3"
§ £=:  
о X CD о о X о S
=>

Результаты маркетинговых ис­следования потребителей, конку­рентов, деловых посредников

Договорный отдел

Типовые договоры на снабжение и сбыт.

Результаты рассмотрения пре­тензий по договорам. Расчет санкций за нарушение договорных обязательств

Конструкторский отдел

Техническая документация на но­вые виды продукции. Отчеты о конъюнктурных иссле­дованиях рынка. Изменения в выпускаемой про­дукции.

Потребительские качества выпу­скаемой продукции

Экономический отдел

План материально-технического снабжения и сбыта. Сметы затрат на снабжение про­изводства и сбыт. Нормативы производственных запасов и запасов готовой про­дукции.

План-график запуска-выпуска продукции.

Отчетность по снабжению и сбыту

Служба маркетинга

Результаты конъюнктурных ис­следований рынка. Предложения по использованию новых материалов и комплекту­ющих изделий.

Заказы на проведение маркетин­говых исследований

Договорный отдел

Сведения о заключенных догово­рах.

Претензии и исковые заявления по договорам.

Оценка ущерба из-за неисполне­ния договора

Конструкторский отдел

Требования потребителей к про­дукции фирмы.

Отчеты о конъюнктурных иссле­дованиях рынка. Заказы на разработку новых видов продукции


 

 


Технологический отдел

—N -V
О

Технологическая документация по продукции и услугам. Нормы расхода сырья, материа­лов и комплектующих изделий Технологические процессы на погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы. Техпроцессы на ремонт и обслу­живание продукции

Технологический отдел

Нормативы производственных запасов и запасов готовой про­дукции.

Показатели работы складов фирмы.

Требования потребителей к об­служиванию продукции. Предложения по развитию тех­ники и технологии


 

 


Рис. 1.4. Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики

В постиндустриальной экономике, определяемой еще как инфор­мационное общество, особое значение информации состоит в том, что она — прежде всего средство производства, столь же необходи­мое для функционирования фирмы как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления.

Ход развития научно-технического прогресса привел к созданию информационной технологии — использованию вычислительной тех­ники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработ­ки информации для всех сфер общественной жизни. Сложные сочета­ния рыночных взаимоотношений, существующей инфраструктуры и стратегического управления сформировали следующие доминирую­щие направления развития информационной технологии:

• формирование и развитие новой категории — информационно­го продукта, существующего в виде программных средств, баз дан­ных и служб экспертного обеспечения; хорошо выполненный ин­формационный продукт сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители информации;

• способность к взаимодействию логических элементов инфор­мационной технологии; она означает возможность для двух или бо­лее сторон, представленных машиной или человеком, провести иде­альный обмен информационным продуктом;

• ликвидация промежуточных звеньев, обусловленная внедрени­ем новых технологий, которые обеспечивают преобразование ин­формации в формы, доступные и удобные для немедленного исполь­зования потребителем; использование новых информационных технологий ведет к созданию более совершенного рынка, под кото­рым понимается рынок с минимальным количеством промежуточ­ных звеньев между покупателем и продавцом;

• глобализация на базе транспьютерных систем и нейрокомпью­теров позволяет фирмам и транснациональным корпорациям успеш­но вести дела с мировом масштабе, проводить выгодные операции на периферии, покупать и продавать более эффективно, используя зна­ния о состоянии рынка;

• конвергенция — результат совместного развития четырех выше­названных тенденций; она проявляется в исчезновении различия меж­ду изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием информации в быту и в производственных целях.

Постепенно эти тенденции начинают оказывать влияние на ин­формационную составляющую коммерческой сделки. Эффектив­ность обращений к системам обеспечения информационной техно­логии при осуществлении торговых операций на 30% выше, чем при использовании традиционного подхода. В табл. 1.1 показана приме­нимость систем обеспечения информационной технологии при со­вершении коммерческих сделок.

Таблица 1.1 Использование систем обеспечения информационной технологии в коммерческой деятельности
Системы обеспечения информационной технологии Функции коммерции
сегмен­тация рынка продажи заказы обслу­живание отчет­ность
Базы данных + + + + -
Подвижная связь + + + + +
Электронные каталоги - + + + -
Система подготовки документов - + + +
Электронная система заказов - - + + -
Электронная система передачи со­общений + + +

 

Наряду с вышеуказанным с помощью информационных систем и технологий могут быть решены и такие актуальные на сегодняш­ний день задачи, как:

• детальное управление производственными запасами (с одно­временным повышением эффективности использования складских мощностей);

• оптимальное использование внутризаводского и внутрисклад- ского транспорта;

• автоматизированный отбор грузов и их позаказное комплекто­вание;

• учет отправляемых грузов и постоянное диспетчерское сопро­вождение на всем пути следования к заказчику.

1.2. ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логисти­ческих системах.

Логистическая информация — это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес

и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

Существует три формы представления логистической информа­ции: символьная, текстовая, графическая.

Символьная форма основана на использовании символов — букв, цифр, знаков, в том числе знаков пунктуации.

Текстовая форма использует образующие тексты символы, но рас­положенные в определенном порядке.

Графическая форма является самой емкой и сложной. К ней отно­сятся различные виды изображений.

Логистическая система — это сложная структурированная органи­зационная система, в которой процессы управления направлены на оптимизацию материальных и сопутствующих им информационных, финансовых, кадровых и прочих потоков от точки их зарождения до точки ликвидации (утилизации). Часто логистическую систему рас­сматривают как цепочку (сеть), по которой товар из сырья превраща­ется в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к ко­нечному потребителю, поэтому ряд авторов ставит знак равенства между понятиями логистическая система и логистическая цепь.

Логистические системы по характеру взаимодействия с окружаю­щей средой относятся к классу открытых систем.

Процесс управления потоками включает анализ рынка поставщи­ков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, гармонизацию интересов участников логистической системы ради достижения максимальной конкурентоспособности организации. Типичными задачами, решаемыми системой управле­ния логистической структурой, являются: определение структуры складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек; оптимизация схемы транспортных операций для сниже­ния издержек; выбор мест производства товара для поставки на кон­кретный рынок

Логистическая система как всякая система характеризуется архи­тектурой. Архитектура системы — это концепция, определяющая мо­дель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов системы.

Информационный поток — это системная совокупность сообще­ний, циркулирующих в логистической системе, между логистичес­кой системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикаль­ный; в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической сис­теме — входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следо­вать одновременно с ним или отставать от него. При этом информа­ционный поток может быть направлен как в одну сторону с матери­альным (в системах толкающего типа), так и в противоположную (в системах вытягивающего типа).

Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережаю­щий информационный поток в прямом направлении — это предвари­тельные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направле­нии о количественных и качественных параметрах материального по­тока; вслед за материальным потоком во встречном направлении мо­жет проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Управлять информационным потоком можно следующим обра­зом: изменяя направление потока; ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема; ограничивая объем потока до ве­личины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информационный поток измеряется количеством обрабатывае­мой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица — бит или байт.

В практике хозяйственной деятельности информация может из­меряться также количеством обрабатываемых или передаваемых до­кументов; суммарным количеством документострок, обрабатыва­емых или передаваемых документов.

Вследствие перечисленного выше информационный поток пред­ставляет собой более сложное явление, чем материальный, в частно­сти, он охватывает и такие подразделения предприятия, через кото­рые материальные объекты прямо не проходят.


Информация становится логистическим производственным фак­тором. Благодаря ее эффективной обработке могут существенно со­кратиться расходы на складирование, достичь лучшего управление запасами, согласованности действий поставщика и потребителя, за­менить складирования готовой продукции складированием полуфа­бри катов и сырья. Благодаря оперативному использованию инфор­мации удается также ускорить транспортировку за счет согласован­ности всех звеньев транспортной цепочки. Недостаток своевремен­ной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обыч­но вызывает желание подстраховаться.

Информационная логистика (information logistics) — область ло­гистики организации, изучающая и решающая проблемы организа­ции и интеграции информационных потоков для принятия управ­ленческих решений в логистических системах.

На первых стадиях своего развития информационная логистика рассматривалась как информационное обеспечение движения мате­риального потока. По мере распространения в деловую практику ло­гистических систем во все большей мере стала ощущаться необходи­мость развития и внедрения в практику информационных логистических систем.

Информационная логистическая система — гибкая структура, со­стоящая из персонала, производственных объектов, средств вычис­лительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объе­диненных связанной информацией, используемой в управлении ор­ганизацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС). Информацион­ные логистические системы по характеру взаимодействия с окружа­ющей средой относятся к классу открытых систем.

Информационная логистическая система при грамотном исполь­зовании позволяет органически объединять все логистические под­системы, включая заготовительную логистику, внутрипроизводст­венную логистику, распределительную логистику и т. д., т. е. создать связующие стержни, на которые нанизывались бы все элементы ло­гистической системы.

Информационная логистическая система является частным слу­чаем информационной системы, под которой принято понимать си­стему, предназначенную для хранения, передачи или обработки дан­ных.

Данные — это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки. Данные фор­мируются в группы, образуя компоненты баз данных.

Наименьшим компонентом является элемент данных — инфор­мационный объект, определяемый его наименованием и совокупно­стью описывающих его значений (величин). Объектом может быть процесс, явление, предмет, страна, область науки и т. д.

Совокупность элементов данных, которая описывает рассматри­ваемый объект, именуется записью (например, изделие — его номер, наименование, размеры, стоимость, материал, из которого оно изго­товлено). Для передачи данных последние формируются в блоки дан­ных. Для хранения они компонуются в файлы, каталоги, массивы, таблицы, списки. Файл — это набор информации, рассматриваемый как единое целое. Это объект, имеющий свое имя и являющийся ос­новным элементом хранения данных. Расположение и структура данных в файле, включая размер и последовательность компонентов, определяются принятым его описанием. В файл добавляются новые и стираются ненужные записи. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Атрибутами файла является совокупность байтов, вы­деляющих его из множества остальных файлов. К атрибутам в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер файла, условия предоставления разреше­ний на его использование, метод доступа к нему.

База данных — совокупность текстовых и (или) цифровых дан­ных, систематизированных по определенным правилам, предусмат­ривающим общие принципы описания, хранения и манипулирова­ния исходной информацией, как правило, представляют собой специальным образом организованные один файл либо несколько групп файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных (СУБД). База данных характеризуется совокупностью требований, определяемых представлениями пользователей о необ­ходимой им информации. Каждая из отдельно рассматриваемых баз данных одновременно может обслуживать тысячи пользователей. Все большее распространение получают распределенные базы дан­ных и создаваемые на их основе информационные хранилища. Создание распределенных баз данных требует их тиражирования — копирования всех изменений, вносимых в одну из частей распреде­ленной базы. Данные в базе располагаются и для того, чтобы их мож­но было легко найти и обработать. Эти задачи выполняются систе­мой управления базой данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: