В.И. Сергеев М.Н. Григорьев С.А. Уваров
ЛОГИСТИКА
информационные системы и технологии
Альфа-Пресс!
В. И. Сергеев, М. Н. Григорьев, С. А. Уваров
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫИ ТЕХНОЛОГИИ
Учебно-практическое пособие
Москва Альфа-Пресс 2008
Рецензенты:
Е. И. ЗАЙЦЕВ, д-р экон. наук, проф. (СПбГИЭУ) Е. А. КОРОЛЕВА, д-р экон. наук, проф. (СПбГУВК)
С 32 Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А.
ЛОГИСТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫИ ТЕХНОЛОГИИ: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. — 608 с.
ISBN 978-5-94280-332-2
В учебно-практическом пособии приводится систематическое описание информационных технологий и моделей, эффективность и целесообразность их практического применения, а также решения задач в современной логистике и эффективного использования информационных ресурсов фирмы. Дана подробная характеристика информационных систем и программных продуктов, применяемых в сфере логистики и управления цепями поставок, и практические рекомендации для пользователя.
Пособие адресовано студентам вузов, слушателям программ дополнительного послевузовского образования (в первую очередь обучающихся по программе «Логистика и управление цепями поставок»), а также может оказаться полезным преподавателям и аспирантам вузов, специалистам- практикам в сфере логистики и автоматизации управления бизнес-процессами.
УДК 005.932 ББК 65.40
ISBN 978-5-94280-332-2
УДК 005.932 ББК 65.40 С 32 |
© Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А., 2008 9 туч 9»» * ал © ООО Издательство «Альфа-Пресс», 2008
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок» относится к ряду дисциплин специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», и данное учебное пособие разработано исходя из требований соответствующего Государственного образовательного стандарта. Данная учебная дисциплина изучается студентами всех форм обучения на (V курсе, она тесно связана с прочими дисциплинами специальности и предполагает успешное освоение студентами курса «Информатика».
Цель данного курса состоит в получении учащимися навыков применения информационных технологий, а также информационных задач и моделей в современной логистике и управлении цепями поставок, эффективного использования информационных ресурсов фирмы. В настоящее время не существует общепризнанного учебника по этой учебной дисциплине. Его создание — дело ближайшего будущего. Данное учебное пособие призвано частично восполнить данный пробел.
Важным вопросом является соотношение понятий «информационные системы и технологии в логистике» и «информационная логистика». По нашему мнению, первая дефиниция относится к результативному внедрению в логистику как в функциональный менеджмент и как в самостоятельную предпринимательскую деятельность информационной составляющей. Под «информационной логистикой» мы понимаем результативное применение логистического подхода к управлению информационной составляющей совокупного ресурсного потенциала предпринимательской фирмы.
На практике зачастую происходит подмена первого понятия вторым, и хотя термин «информационная логистика» получил довольно широкое распространение, научных и учебных работ, выполненных в этом направлении, немного. Символично, что это определение отсутствует в терминологическом словаре, правда, при наличии термина «информационный поток», определяемого как совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Подобное определение, равно
Глава I
ОСНОВЫПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫВ СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Информационные ресурсы составляют одну из важнейших подсистем ресурсного потенциала фирмы, а информация является ключевым элементом логистических операций. Информация конкретизирует потребности объектов логистических систем и звеньев цепей поставок. Главная задача информационного обмена заключается в согласовании требований различных субъектов к размерам заказов, доступности запасов, скорости перемещения ресурсов.
Информационный поток, будучи неотъемлемой составляющей интегрированного логистического потока, должен адекватно отражать реальную практическую деятельность в сферах физического распределения, производства и материально-технического снабжения.
По нашему мнению, перспективы информационной логистики весьма велики, потому хотя бы, что фирма как система по своему определению требует взаимосвязи между частями для образования сложного интегрированного целого. Поэтому система информационного потока должна обеспечивать информацией все другие подсистемы логистики и создавать механизм обратной связи.
На рис. 1.1 представим упрощенную схему потоков информационной логистики, показывающую прохождение основных информационных потоков, необходимых для функционирования данной предпринимательской фирмы.
В процессе выработки целей и задач организации система управления (руководство фирмы) рассматривает внутренние возможности и конъюнктуру рыночной окружающей среды.
С традиционно сложившейся точки зрения основная задача предпринимательской фирмы — производить продукцию, приносящую
ПОСТАВЩИКИ |
ПОКУПАТЕЛИ |
ВНЕШНЯЯ РЫНОЧНАЯ СРЕДА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Информация в системе снабжения |
Информация в системе сбыта |
Цели. Задачи. Базы данных. Методики
Решения Приказы |
Обратная связь |
Хозяйственные связи
Запас готовой продукции
Степень готовности поставщика |
Условия поставок |
Информация в системе производства:
• ресурсообеспеченность производства;
• производственные мощности;
• сроки выполнения заказов; •характер производственного цикла;
• качество продукции;
Срок реализации |
Цена и качество продукции |
Номенклатура продукции |
Соблюдение сроков поставки |
Отпускная цена |
• внутрипроизводственные заделы
Готовность поставщика |
Каналы реализации |
Рис. 1.1. Схема потоков информационной логистики
прибыль и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент, включая незначительный технический и вспомогательный персонал, функционально мог быть сведен к генеральному менеджеру, лицу, принимающему решение (ЛПР). Схематически простейшее представление об этой организационно-информационной структуре представлено на рис. 1.2.
Предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство, т. е. на человеческие и материальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потребителю. Информационные затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Да и экономическая теория стала рассматривать информацию наряду с землей, трудом и капиталом в качестве ресурса относительно недавно.
Рис. 1.2. Традиционная организационно-информационная структура |
материальный поток;----- информационный поток
Однако современная стадия конкурентной борьбы заставили изменить отношение менеджмента к информации. Организация производства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкуренция, ускорились темпы научно-технического прогресса, изменился характер государственного регулирования. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возникающими проблемами, привело к значительному увеличению численности управленческого персонала и к образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Фирмы стали включать в штат специалистов, функциональных и технических работников, сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей стала обработка информации, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Современная организационно-информационная структура представлена на рис. 1.3. Данная схема не претендует на полноту и носит иллюстративный характер.
Информация, с которой оперирует современная фирма, приобрела новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать требованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в целом. Это объясняет существенный рост экономического, юридического персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. Так возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возрастало достаточно быстро.
Так в сфере логистики оказалась востребованной информационная логистика. Она может оказаться эффективной лишь в том случае, если в структуре фирмы ей будет предоставлен высокий уровень комплектации в лице главного функционального менеджера — директора по логистике (на правах заместителя директора фирмы). Только в этом случае такие задачи логистики как рационализация материальных потоков предприятия, максимальная загрузка производст-
ЛИЦО, ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ (генеральный менеджер)
1___ f
Маркетолог
Логист |
7ZJ
Юрист |
Экономист
t |
Конструктор
j i 1'
Технолог
JL |
mt |
iii
Потребитель |
Поставщик |
Производство
Рис. 1.3. Современная организационно-информационная структура
► материальный поток;----- информационный поток
венных мощностей заказами потребителей, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, а также оптимизация затрат на снабжение, производство и реализацию готовой продукции смогут быть выполнены.
Следует заметить, что на современном этапе конкурентной борьбы логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполага- ния. Поэтому логистическая структура управления не просто обменивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менеджмента. На рис. 1.4 представлена такая система потоков.
Одновременно для выработки решения, адекватного как изменению рыночной ситуации, так и ресурсного потенциала фирмы, логистическая служба нуждается в определенной информации. Система информационной логистики предусматривает комплекс информации, потоки которой являются для службы логистики входящими.
Экономический отдел
Перспективные и текущие планы производства и сбыта. Финансовые планы и нормативы. Цены на продукцию и услуги фирмы.
ь |
Сметы затрат на производство и реализацию продукции
Служба маркетинга
Предложения по разработке новых товаров и услуг. Результаты испытаний новых видов продукции. Информация о продукции и рынках.
s ^ о | S | S ^ о |
о 1— | ^ | о 1= |
аз | S | <а |
-Q | 1— | |
X | о | X |
о | s | О s |
S =г | 1— | =г св 5 |
СЗ | о | |
S. с: о -е < | о. о е | |
X s: | LQ | S |
аз | * | аз s |
3" | ||
§ | £=: | |
о X CD | о | о X о S |
=> |
Результаты маркетинговых исследования потребителей, конкурентов, деловых посредников
Договорный отдел
Типовые договоры на снабжение и сбыт.
Результаты рассмотрения претензий по договорам. Расчет санкций за нарушение договорных обязательств
Конструкторский отдел
Техническая документация на новые виды продукции. Отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка. Изменения в выпускаемой продукции.
Потребительские качества выпускаемой продукции
Экономический отдел
План материально-технического снабжения и сбыта. Сметы затрат на снабжение производства и сбыт. Нормативы производственных запасов и запасов готовой продукции.
План-график запуска-выпуска продукции.
Отчетность по снабжению и сбыту
Служба маркетинга
Результаты конъюнктурных исследований рынка. Предложения по использованию новых материалов и комплектующих изделий.
Заказы на проведение маркетинговых исследований
Договорный отдел
Сведения о заключенных договорах.
Претензии и исковые заявления по договорам.
Оценка ущерба из-за неисполнения договора
Конструкторский отдел
Требования потребителей к продукции фирмы.
Отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка. Заказы на разработку новых видов продукции
Технологический отдел
—N -V |
О |
Технологическая документация по продукции и услугам. Нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий Технологические процессы на погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы. Техпроцессы на ремонт и обслуживание продукции
Технологический отдел
Нормативы производственных запасов и запасов готовой продукции.
Показатели работы складов фирмы.
Требования потребителей к обслуживанию продукции. Предложения по развитию техники и технологии
Рис. 1.4. Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики
В постиндустриальной экономике, определяемой еще как информационное общество, особое значение информации состоит в том, что она — прежде всего средство производства, столь же необходимое для функционирования фирмы как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления.
Ход развития научно-технического прогресса привел к созданию информационной технологии — использованию вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. Сложные сочетания рыночных взаимоотношений, существующей инфраструктуры и стратегического управления сформировали следующие доминирующие направления развития информационной технологии:
• формирование и развитие новой категории — информационного продукта, существующего в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения; хорошо выполненный информационный продукт сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители информации;
• способность к взаимодействию логических элементов информационной технологии; она означает возможность для двух или более сторон, представленных машиной или человеком, провести идеальный обмен информационным продуктом;
• ликвидация промежуточных звеньев, обусловленная внедрением новых технологий, которые обеспечивают преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем; использование новых информационных технологий ведет к созданию более совершенного рынка, под которым понимается рынок с минимальным количеством промежуточных звеньев между покупателем и продавцом;
• глобализация на базе транспьютерных систем и нейрокомпьютеров позволяет фирмам и транснациональным корпорациям успешно вести дела с мировом масштабе, проводить выгодные операции на периферии, покупать и продавать более эффективно, используя знания о состоянии рынка;
• конвергенция — результат совместного развития четырех вышеназванных тенденций; она проявляется в исчезновении различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием информации в быту и в производственных целях.
Постепенно эти тенденции начинают оказывать влияние на информационную составляющую коммерческой сделки. Эффективность обращений к системам обеспечения информационной технологии при осуществлении торговых операций на 30% выше, чем при использовании традиционного подхода. В табл. 1.1 показана применимость систем обеспечения информационной технологии при совершении коммерческих сделок.
Таблица 1.1
Использование систем обеспечения информационной технологии в коммерческой деятельности
|
Наряду с вышеуказанным с помощью информационных систем и технологий могут быть решены и такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
• детальное управление производственными запасами (с одновременным повышением эффективности использования складских мощностей);
• оптимальное использование внутризаводского и внутрисклад- ского транспорта;
• автоматизированный отбор грузов и их позаказное комплектование;
• учет отправляемых грузов и постоянное диспетчерское сопровождение на всем пути следования к заказчику.
1.2. ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логистических системах.
Логистическая информация — это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес
и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Существует три формы представления логистической информации: символьная, текстовая, графическая.
Символьная форма основана на использовании символов — букв, цифр, знаков, в том числе знаков пунктуации.
Текстовая форма использует образующие тексты символы, но расположенные в определенном порядке.
Графическая форма является самой емкой и сложной. К ней относятся различные виды изображений.
Логистическая система — это сложная структурированная организационная система, в которой процессы управления направлены на оптимизацию материальных и сопутствующих им информационных, финансовых, кадровых и прочих потоков от точки их зарождения до точки ликвидации (утилизации). Часто логистическую систему рассматривают как цепочку (сеть), по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю, поэтому ряд авторов ставит знак равенства между понятиями логистическая система и логистическая цепь.
Логистические системы по характеру взаимодействия с окружающей средой относятся к классу открытых систем.
Процесс управления потоками включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, гармонизацию интересов участников логистической системы ради достижения максимальной конкурентоспособности организации. Типичными задачами, решаемыми системой управления логистической структурой, являются: определение структуры складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек; оптимизация схемы транспортных операций для снижения издержек; выбор мест производства товара для поставки на конкретный рынок
Логистическая система как всякая система характеризуется архитектурой. Архитектура системы — это концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов системы.
Информационный поток — это системная совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикальный; в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или отставать от него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным (в системах толкающего типа), так и в противоположную (в системах вытягивающего типа).
Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Управлять информационным потоком можно следующим образом: изменяя направление потока; ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема; ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Информационный поток измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица — бит или байт.
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также количеством обрабатываемых или передаваемых документов; суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.
Вследствие перечисленного выше информационный поток представляет собой более сложное явление, чем материальный, в частности, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материальные объекты прямо не проходят.
Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ее эффективной обработке могут существенно сократиться расходы на складирование, достичь лучшего управление запасами, согласованности действий поставщика и потребителя, заменить складирования готовой продукции складированием полуфабри катов и сырья. Благодаря оперативному использованию информации удается также ускорить транспортировку за счет согласованности всех звеньев транспортной цепочки. Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.
Информационная логистика (information logistics) — область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах.
На первых стадиях своего развития информационная логистика рассматривалась как информационное обеспечение движения материального потока. По мере распространения в деловую практику логистических систем во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику информационных логистических систем.
Информационная логистическая система — гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС). Информационные логистические системы по характеру взаимодействия с окружающей средой относятся к классу открытых систем.
Информационная логистическая система при грамотном использовании позволяет органически объединять все логистические подсистемы, включая заготовительную логистику, внутрипроизводственную логистику, распределительную логистику и т. д., т. е. создать связующие стержни, на которые нанизывались бы все элементы логистической системы.
Информационная логистическая система является частным случаем информационной системы, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных.
Данные — это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки. Данные формируются в группы, образуя компоненты баз данных.
Наименьшим компонентом является элемент данных — информационный объект, определяемый его наименованием и совокупностью описывающих его значений (величин). Объектом может быть процесс, явление, предмет, страна, область науки и т. д.
Совокупность элементов данных, которая описывает рассматриваемый объект, именуется записью (например, изделие — его номер, наименование, размеры, стоимость, материал, из которого оно изготовлено). Для передачи данных последние формируются в блоки данных. Для хранения они компонуются в файлы, каталоги, массивы, таблицы, списки. Файл — это набор информации, рассматриваемый как единое целое. Это объект, имеющий свое имя и являющийся основным элементом хранения данных. Расположение и структура данных в файле, включая размер и последовательность компонентов, определяются принятым его описанием. В файл добавляются новые и стираются ненужные записи. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Атрибутами файла является совокупность байтов, выделяющих его из множества остальных файлов. К атрибутам в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер файла, условия предоставления разрешений на его использование, метод доступа к нему.
База данных — совокупность текстовых и (или) цифровых данных, систематизированных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования исходной информацией, как правило, представляют собой специальным образом организованные один файл либо несколько групп файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных (СУБД). База данных характеризуется совокупностью требований, определяемых представлениями пользователей о необходимой им информации. Каждая из отдельно рассматриваемых баз данных одновременно может обслуживать тысячи пользователей. Все большее распространение получают распределенные базы данных и создаваемые на их основе информационные хранилища. Создание распределенных баз данных требует их тиражирования — копирования всех изменений, вносимых в одну из частей распределенной базы. Данные в базе располагаются и для того, чтобы их можно было легко найти и обработать. Эти задачи выполняются системой управления базой данных.