Задания по подготовке к семинару:
- Составьте тезисы ответа на вопрос семинара: основные научные подходы и принципы проектирования образовательной среды, используя рекомендуемую литературу к семинару.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Выпишите в свою терминологическую карту понятия: образовательная среда, проектирование образовательной среды.
- Впрактике современного образования сложилось 3 подхода к проектированию среды:
- среда как обучающееся сообщество (сеть);
- конструирование среды реализации образовательной программы;
- дизайн среды как благоприятное физическое и предметнопространственное окружение учащегося (класс, школа).
Обратитесь к доступным вам источникам и опыту собственного образования и составьте иллюстративные кейсы для последующего использования их в ходе занятия.
Методическая подсказка:
Выберите тот аспект среды, который вам наиболее интересен (программу или идею деятельности сообщества, подход к организации среды при реализации образовательной программы или схему-план, фотоматериалы предметно-пространственной среды обучения.)Соберите материалы из Интернета, печати, вашего опыта неформального образования. Выберите те из них, которые, на ваш взгляд, дают нам новое представление о качестве среды для учащегося, используя характеристику конструктивистского подхода к обучению из задания.
Подумайте, какие факторы среды, способствуют достижению этого качества. Подготовьте материалы в виде иллюстративного кейса, который должен содержать описание источника информации, ваше название кейса и вопросы, которые вы хотели бы обсудить на занятии, возникшие у вас в ходе выполнения самостоятельной работы с данным материалом.
3.Принципы проектирования образовательной среды строятся на том, что обучение в современном обществе — процесс, сопровождающий всю жизнь, При этом акцент в обучении смещается с преподавания на стимулирование процесса учения самого обучаемого, эффективность обучения будет определяться способностью преподавателей конструировать новые обучающие или образовательные среды, которые:
- вовлекают и делают эффективным использование разнообразных ресурсов учащихся;
- стимулируют учение учащихся;
- учитывают потребности и интересы, предоставляют выбор параметров обучения;
- стимулируют общение преподавателей и учащихся;
- обеспечивают безопасность студентов.
Составьте таблицу педагогических приемов, которые могут реализовывать указанные принципы среды. Расширьте ваши представления путем использования дополнительной литературы и дополнительных источников
информации.
Принципы проектирования среды | Педагогические приемы |
Вовлекают и делают эффективным использование разнообразных ресурсов учащихся | |
Стимулируют учение учащихся | |
Учитывают потребности и интересы, предоставляют выбор параметров обучения | |
Стимулируют общение преподавателей и учащихся | |
Обеспечивают безопасность студентов |
Методическая подсказка
Выберите один из объектов проектирования: образовательная среда как общность, образовательная среда как среда реализации определенного занятия, программы и попытайтесь на основе осмысления проблем обучающихся разработать сценарий образовательной среды.
Под сценарием среды понимается возможный ход взаимодействия преподавателей и обучающихся в коммуникативном аспекте. Он включает следующие параметры:
- целевые характеристики взаимодействия;
- ресурсные характеристики взаимодействия;
- технологические характеристики взаимодействия (поэтапное воспроизведение реализации главной цели после достижения второстепенных);
- функционально-ролевая характеристика процесса взаимодействия (кто участвует, кто и кого представляет в педагогическом взаимодействии, какие роли играют участники в процессе взаимодействия).
Методическая подсказка:
Используйте принципы проектирования среды представленные в задании.
Задание разработано на основе материалов учебно-методического комплекса «Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций» / Под ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009
Рекомендуемая литература:
- Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под. рук. Полат Е.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html
- Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new.niro.nnov.ru/?id=1971
- Загвязинская Э. В. Управление развитием культурно-образовательной среды гимназии: научное издание / Э. В. Загвязинская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007.
- Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. А. Иванов. - М.: AcademiA, 2008.
- Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Кукушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Ростов н/Д.: МАРТ, 2006.
- Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: учеб.-метод. пособие для учителей / С. А. Писарева; ред. А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2005.
- Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения []: метод. рекомендации к курсу по выбору / С. А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.
- Что такое образовательная среда? [Электронный ресурс] https://www.school2100.ru, https://life.starnet.ru
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.