Семинар №5. Проектирование образовательной среды.




Задания по подготовке к семинару:

  1. Составьте тезисы ответа на вопрос семинара: основные научные подходы и принципы проектирования образовательной среды, используя рекомендуемую литературу к семинару.

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: образовательная среда, проектирование образовательной среды.
  2. Впрактике современного образования сложилось 3 подхода к проектированию среды:
  • среда как обучающееся сообщество (сеть);
  • конструирование среды реализации образовательной программы;
  • дизайн среды как благоприятное физическое и предметнопространственное окружение учащегося (класс, школа).

Обратитесь к доступным вам источникам и опыту собственного образования и составьте иллюстративные кейсы для последующего использования их в ходе занятия.

Методическая подсказка:

Выберите тот аспект среды, который вам наиболее интересен (программу или идею деятельности сообщества, подход к организации среды при реализации образовательной программы или схему-план, фотоматериалы предметно-пространственной среды обучения.)Соберите материалы из Интернета, печати, вашего опыта не­формального образования. Выберите те из них, которые, на ваш взгляд, дают нам новое представление о качестве среды для учащегося, используя характеристику конструктивистского подхода к обучению из задания.

Подумайте, какие факторы среды, способствуют достижению этого качества. Подготовьте материалы в виде иллюстративного кейса, кото­рый должен содержать описание источника информации, ваше назва­ние кейса и вопросы, которые вы хотели бы обсудить на занятии, возникшие у вас в ходе выполнения са­мостоятельной работы с данным материалом.

3.Принципы проектирования образовательной среды строятся на том, что обучение в современном обществе — процесс, сопровождающий всю жизнь, При этом акцент в обучении смещается с препо­давания на стимулирование процесса учения самого обучаемого, эф­фективность обучения будет определяться способностью преподава­телей конструировать новые обучающие или образовательные среды, которые:

  • вовлекают и делают эффективным использование разнообраз­ных ресурсов учащихся;
  • стимулируют учение учащихся;
  • учитывают потребности и интересы, предоставляют выбор па­раметров обучения;
  • стимулируют общение преподавателей и учащихся;
  • обеспечивают безопасность студентов.

Составьте таблицу педагогических приемов, которые могут реализовывать указанные принципы среды. Расширьте ваши представления путем использования дополни­тельной литературы и дополнительных источников

информации.

Принципы проектирования среды Педагогические приемы
Вовлекают и делают эффективным использование разнообразных ресурсов учащихся  
Стимулируют учение учащихся  
Учитывают потребности и интересы, предоставляют выбор параметров обучения  
Стимулируют общение преподавателей и учащихся  
Обеспечивают безопасность студентов  

 

Методическая подсказка

Выберите один из объектов проектирования: образовательная среда как общность, образовательная среда как среда реализации определенного занятия, программы и попытайтесь на основе осмысления проблем обучающихся разработать сценарий образовательной среды.

Под сценарием среды понимается возможный ход взаимодействия преподавателей и обучающихся в коммуникативном аспекте. Он включает следующие параметры:

  • целевые характеристики взаимодействия;
  • ресурсные характеристики взаимодействия;
  • технологические характеристики взаимодействия (поэтапное воспроизведение реализации главной цели после достижения второ­степенных);
  • функционально-ролевая характеристика процесса взаимодействия (кто участвует, кто и кого представляет в педагогическом взаимодействии, какие роли играют участники в процессе взаимодействия).

Методическая подсказка:

Используйте принципы проектирования среды представленные в задании.

Задание разработано на основе материалов учебно-методического комплекса «Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций» / Под ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

 

Рекомендуемая литература:

  1. Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под. рук. Полат Е.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html
  2. Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new.niro.nnov.ru/?id=1971
  3. Загвязинская Э. В. Управление развитием культурно-образовательной среды гимназии: научное издание / Э. В. Загвязинская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007.
  4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. А. Иванов. - М.: AcademiA, 2008.
  5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Кукушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Ростов н/Д.: МАРТ, 2006.
  6. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: учеб.-метод. пособие для учителей / С. А. Писарева; ред. А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2005.
  7. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения []: метод. рекомендации к курсу по выбору / С. А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.
  8. Что такое образовательная среда? [Электронный ресурс] https://www.school2100.ru, https://life.starnet.ru
  9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: